Нормальное и нарушенное психическое развитие ребенка

Нормальное и нарушенное психическое развитие ребенка thumbnail

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

наследственные патологии головного мозга;

хромосомные заболевания;

пороки головного мозга;

эпилептический синдром;

поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;

тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;

наследственные эндокринные заболевания;

соматические патологии;

нарушения и заболевания органов чувств;

отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  • 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  • 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
  • 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  • 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  • 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  • 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)

В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 — F89 имеют следующие признаки:

  • а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
  • б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  • в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств

Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:

  • · Умственная отсталость
  • · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • · Искажения и другие нарушения психического развития
  • · Аутистические расстройства
  • · Акселерация
  • · Инфантилизм
  • · Соматопатии

Рассмотрим их подробнее:

1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения

  • 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
  • 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
  • 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
  • 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
  • 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.
Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни видео

Источник

Общность и своеобразие проявления закономерностей психического развития в норме и при нарушенном развитии.

Общие закономерности для нормального и аномального развития

Еще Г. Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский и др.).

Основой для специальной психологии и педагогики послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

Эти общие закономерности для нормального и аномального развития описываются такими положениями, как:

1) Положение о цикличности психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени. Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, свою хронологическую формулу; наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, скачкообразного развития и периоды замедленного формирования.

2) И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств – новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.

3) Положение о неравномерности психического развития, которая обусловлена,

во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка;

во-вторых, разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей психических функций, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Это приводит к тому, что определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития в разные этапы. В процессе развития психики происходит объединение отдельных ее компонентов. Развитие не сводится к количественным изменениям, это преобразования качественные и структурные.

Читайте также:  Психическое развитие во втором году ребенка

4) Положение о пластичности нервной системы и основанные на этом положении способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а, следовательно, — компенсаторными возможностями. Это приводит к тому, что в процессе психического развития ребенка сочетаются процессы эволюции и инволюции – то, что развивалось на предыдущем этапе отмирает или преобразуется.

5) Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития; социальная обусловленность психического развития.

Л. С.Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития, но у этого единства есть свои особенности:

— оно изменяется в процессе развития;

— каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций.

В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных – социокультурных. Социальное, в том числе, педагогическое, воздействие составляет источник формирования психических функций, как в норме, так и при нарушенном развитии.

Выделение общих закономерностей имеет большое значение, поскольку, нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. В зависимости от причины возникновения нарушения, — органического генеза, будет разрабатываться комплекс коррекционных мероприятий, опирающийся на вышеперечисленные закономерности развития. В нарушениях социального генеза нет органического поражения, следовательно, здесь будет иной комплекс мероприятий, направленных на выравнивание психического развития детей.

Исследования по выявлению закономерностей, общих для всех типов аномального развития

Наряду с общими закономерностями для нормального и аномального развития, выделяют закономерности, общие для всех типов аномального развития, которые были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В. И. Лубовского.

Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила выделить в аномальном развитии две группы явлений, на которые уже не раз указывалось: это первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка. Отклонения, возникающие в результате поражения органов зрения, слуха или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями в развитии. Однако общим для всех является:

Читайте также:  Записная книжка о развитии ребенка

1) Наличие первичного дефекта оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка: приводит к нарушению умственной работоспособности, трудностям взаимодействия с окружающим миром, недостаткам общей и мелкой моторики, бедности социального опыт.

2) Трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой, на которые указывал еще Л. С. Выготский, также являются общей закономерностью для всех типов нарушений развития.

3) Изменения в развитии личности ребенка, на которые указывала Ж. И. Шиф. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха. Такие нарушения особенно усиливаются при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении.

4) Изменение способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации.

5) Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может проявляться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда как у УО детей на протяжении всей жизни.

6) Еще одна закономерность для всех типов аномального развития – нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях (трудностях) словесного опосредования.

Например, умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом.

Соотношение неопосредованного и опосредованного запоминания у умственно отсталых детей динамично, изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами опосредованного, осмысленного запоминания и логический материал запоминают хуже, чем отдельные слова и числа. В старших классах умственно отсталые ученики овладевают адекватными приемами опосредованного запоминания.

7) Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий.

Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений, о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

Однако наряду с особенностями развития, влекущими трудности адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и общие закономерности для всех типов аномального развития положительного характера:

1) Одна из них была отмечена еще Л. С. Выготским как наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей в виде зоны ближайшего развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие ребенка, в отличие от других видов развития, происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания – самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй, более высокий, представляет зону ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов. То есть, при обучении нормальных детей или коррекционно-развивающем обучении аномальных детей необходимо давать задания усложненные, но в меру возможностей ребенка, учитывая его зону ближайшего развития.

2) Еще одна закономерность была сформулирована Л. И. Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Он показал возможности выработки новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредовании, что может рассматриваться как компенсаторный механизм, способствующий более легкому образованию условных связей.

Таким образом, нарушенное развития имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений.

Источник