Норма речевого развития ребенка по гвоздеву
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года — 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года — 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.
Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.
Периодизация по А. Н. Леонтьеву
А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.
Подготовительный этап
В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.
В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.
В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.
Этап развития до трех лет
В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.
С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.
К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.
Период дошкольного развития
У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.
Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.
Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.
К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.
Школьный период
Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.
Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву
В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:
- использование аморфных слов;
- овладение грамматическими категориями.
Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.
Аморфные слова-корни
А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.
- Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).
Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.
- Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.
В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.
Усвоение грамматической структуры предложения
Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.
Первый период
Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.
Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.
В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.
Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.
Второй период
С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.
Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.
В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.
Третий период
От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.
Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.
Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.
Четвертый период
В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.
Пятый период
Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».
Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.
Источник