Норма развития ребенка в впф

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» — синим карандашом в квадрат, все буквы «В» — зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413
СЕМИНАР
На тему:
«Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития (3-4 года)»
Составила: Учитель-дефектолог
Ярковенко Галина Юрьевна
«Развитие высших психических функций у детей 3-4 лет»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей 3х летнего возраста. А именно об особенностях развития памяти, внимания, восприятия, мышления.
Хочу начать с памяти.
Память данного возраста непроизвольная,эмоциональная,т.е.то, что ребёнкуинтересно, что эмоционально его затронуло, то запоминается быстро и на долго.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)
Внимание у детей четвертого года жизни непроизвольно,однако,его устойчивостьпроявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но увлекательное занятие может длиться достаточно долго.
Дети данного возраста не могут выполнять несколько действий одновременно (слушать, смотреть, делать). Для того чтобы переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, к нему необходимо подойти и дотронуться до него, что его внимание переключилось на вас и ваши слова.
Все последующие действия, которые нужно выполнить ребёнку желательно проговаривать заранее (сейчас на остановке мы будем выходить, после того как ты уберешь игрушки мы пойдем умываться и кушать, спать т.д.)
Мышление
Пройдет год-другой, и малыш станет школьником. Обучение в школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность обучения ребенка.
Какие же особенности мышления у ребёнка 3-4 лет давайте посмотрим:
устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно)
умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам (т. е. выделяет существенное в предметах),
умеет выделять часть из целого
умеет сравнивать и анализировать
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | |
Внимание | Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго. |
Мышление | Мышление предметно-действенное. -устанавливает элементарные причинно-следственные связи -умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам — умеет выделять часть из целого — умеет сравнивать и анализировать |
Память | непроизвольная,эмоциональная. Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета. Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения). Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета) |
Развитие ребенка в норме (3-4 года) | Задержка речевого развития | |
Внимание | Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго. | Характерная особенность внимания этих детей — отвлекаемость, т.е. недостаточная концентрация и устойчивость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. |
Мышление | Мышление предметно-действенное. -устанавливает элементарные причинно-следственные связи -умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам — умеет выделять часть из целого — умеет сравнивать и анализировать | Мышление предметно-действенное. Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях. |
Память | Непроизвольная,эмоциональная | Отмечается как сходство, так и различие памяти у дошкольников с нарушениями речи и без нарушений речи. Общим оказалось соотношение развитости памяти разной модальности: наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. В обоих случаях выявлена положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти и преобладание смысловой памяти над механической. |
Мышление предметно-действенное.
-устанавливает элементарные причинно-следственные связи
-умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам
— умеет выделять часть из целого
— умеет сравнивать и анализировать
Мышление предметно-действенное.
Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.
Несформированность познавательной, поисковой мотивации.
Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы
Стереотипность мышления, его шаблонность.
Ребенок может выполнять задания с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа.
непроизвольная,эмоциональная.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)
Непроизвольное запоминания.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова (с опорой на картинки), выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета и соотнести их с картинным материалом)
Снижение объема памяти и скорости запоминания;
Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
Преобладание наглядной памяти над словесной;
Снижение произвольной памяти;
Нарушение механической памяти.
Игра для педагогов «Разложи правильно»
Приложение №1
НОРМА
Внимание непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго.
Мышление предметно-действенное.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи
Умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам
Умеет выделять часть из целого
Умеет сравнивать и анализировать
Память непроизвольная,эмоциональная.
Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.
Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).
Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)
ЗРР
Внимание недостаточно устойчивое, снижена концентрация.
Мышление предметно-действенное.
Мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний.
Непроизвольное запоминания
ЗПР
Низкая концентрация внимания. Неустойчивость внимания. Узкий объем внимания.
Несформированность познавательной, поисковой мотивации.
Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы.
Стереотипность мышления, его шаблонность.
Выполнение задания только с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа.
Снижение объема памяти и скорости запоминания.
Непроизвольное запоминание менее продуктивно.
Преобладание наглядной памяти над словесной;
Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.
Снижение произвольной памяти
Нарушение механической памяти
Приложение №2
Источник