Норма психического развития ребенка это
Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. » Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной.
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
К 4 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, | Узнавание, называние, |
желтый, коричневый, черный, | соотнесение | |
белый | ||
Формы | Шар — круг, | Узнавание, называние, |
куб — квадрат, | соотнесение | |
треугольник | ||
Величины | Большой — маленький, | Узнавание, называние, |
длинный — короткий, | соотнесение | |
высокий — низкий, | ||
широкий — узкий, | ||
толстый — тонкий | ||
Пространства | Далеко — близко, | Узнавание, называние, |
высоко — низко | соотнесение | |
Эмоционального | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, |
состояния | соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов. Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета. Устойчивость — 10-12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, |
нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию | |
(например, скатай шарик, — взрослый не показывает) | |
С элементами | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора |
творческого | и/или предмета из мелких деталей без образца (например, |
придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов | |
или живых существ со зрительной инструкцией. | |
Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
—по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
—животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) —
ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
—по цвету — 3 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по расположению в пространстве — 3 положения;
—серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура. Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы. Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
К 5 годам
Восприятие
Эмоциональных | Радость, грусть, гнев, | Узнавание, называние, |
состояний | удивление, испуг | соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, | Узнавание, описание |
деревянные ложки, хлопки в | (громкий — тихий, низкий | |
ладоши, погремушка | — высокий, звонкий — | |
глухой), подражание | ||
Запаха | Цветочный, фруктовый, | Узнавание, описание |
хвойный, медовый, цитрусовый, | (слабый — резкий, | |
ванильный | приятный — неприятный, | |
сладкий) | ||
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, | Узнавание, соотнесение |
соленый | (назови, что имеет такой | |
же вкус, как…) | ||
Свойства | Тяжелый — легкий, жесткий — | Узнавание по внешнему |
предметов | мягкий, шершавый — гладкий, | виду и на ощупь с |
прозрачный — непрозрачный, | закрытыми глазами, | |
горячий — холодный, светлый | называние, описание | |
— темный, сухой — мокрый. | ||
По материалу (деревянный, | ||
железный, тканевый, | ||
стеклянный, бумажный и т. д.) | ||
Пространства | Высоко — низко, слева — | Определение |
справа, впереди — сзади | местонахождения | |
предмета, расположение | ||
предмета по инструкции в | ||
определенном месте | ||
Времени | Утро, вечер, день, ночь | Соотнесение события со |
Вчера, сегодня, завтра | временем его | |
происшествия | ||
Память | ||
Зрительная образная: объем — 5 предметов. | ||
Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. | ||
Слуховая вербальная: объем — 5 слов. | ||
Тактильная: объем — 4—5 предметов. |
Внимание
Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5
отличий.
Обобщение
—на основе изученных свойств;
—по материалу;
—по эмоциональному состоянию;
—времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
—по цвету — 4 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
—по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила—в учебной ситуации.
К 6 годам
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов. Слуховая образная: объем — 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
—дикие и домашние животные;
—растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
—вещи (головные уборы, одежда, обувь);
—рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
—по цвету — 5 оттенков;
—по величине — 7 предметов;
—по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
—по возрасту — 4 возрастные группы;
—по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
—серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
К 7 годам
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» потрем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Источник
Родителям необходимо знать нормальные этапы психического развития своих детей. Эти нормы подтверждены международными научными исследованиями последних лет.
Считается, что, если ребенок отстает в своем развитии или, наоборот, опережает сверстников в чем-то, это может послужить поводом обращения к специалисту для выяснения причины. Такие данные могут быть полезны не только родителям, но и всем, кто работает с детьми-дошкольниками (педиатрам, детским неврологам, детским психологам, логопедам, воспитателям и т.д.). О том, как развиваются дети-дошкольники в разном возрасте, мы поговорили с детским психиатром высшей категории, вице-президентом Всеукраинской Ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрием Стратовичем.
Периоды нормального развития
От рождения до 6 месяцев. К 6 неделям у ребенка появляется реакция на знакомые лица и эмоции: разочарование, гнев, печаль, улыбка. В этом возрасте ребенок уже может уметь распознавать выражение лица другого человека, начинает реагировать на внешние стимулы. Появляется так называемое «совместное внимание», когда ребенок и родитель поочередно подражают выражению лица друг друга, обмениваются звуками.
У детей в этот период улучшается различение звуков и цветов. Они используют плач для выражения своих базовых потребностей: голода, жажды и т.д. Циклы сна становятся более предсказуемыми к 8 неделям.
В это время появляются начальные проявления речи: гуление в 2 месяца и лепет в 4 месяца.
В этом возрасте также появляются индивидуальные различия темперамента детей: один может быть более спокойным, другой – более энергичным, возбудимым.
Полгода-год. Дети в этом возрасте начинают реагировать на собственное имя. В год уже могут указывать на объект, например, на игрушку. У них появляются языковые навыки, а у большинства детей к году появляются первые слова. Начинают формироваться отношения привязанности между ребенком и родителями. В этот период у ребенка также может возникать тревога отделения – он демонстрирует беспокойство, когда родитель уходит.
Происходит улучшение навыков запоминания и концентрации внимания. К 8 месяцам дети начинают понимать, что люди и объекты продолжают существовать несмотря на то, что их не видно и не слышно.
От года до полутора лет. В этом периоде жизни дети начинают демонстрировать первые проявления эмпатии – способности понимать, отражать эмоции, демонстрируемые другим людям. Например, если ребенок видит негативное состояние или выражение лица своей мамы, то он демонстрирует то же самое, и уже в этом возрасте у него появляются попытки ее успокоить. К полутора годам словарный запас у ребенка увеличивается до 200 слов. Если что-то спрятать, дети будут искать это уже не в одном месте, а в нескольких.
Полтора-два года. В речи детей начинают появляться первые фразы. И если ребенок не говорит, надо начинать искать причины этого. Начинается комбинирование двух и более слов, увеличение словарного запаса, разработка и выполнение какого-то плана действий, к примеру, строительство из кубиков какой-то фигуры. Появляются сложные эмоции, такие как смущение, вина, стыд, улучшается понимание других людей. Ребенок начинает демонстрировать первые признаки самоконтроля: способность откладывать увлечения и неприятные занятия, а не делать все моментально. В игре появляется имитация, подражание другим людям. Выбор игр делается на основе гендерных признаков. Например, мальчики выбирают одни игры, более мужские (машинки, войны), а девочки – другие, более женские (куклы, семья). Дети играют в игры, в которых воображают себя кем-то.
Ребенок начинает использовать язык и другие поведенческие навыки (может побегать, обнять маму) для регулирования своих эмоциональных переживаний.
В этот период снижается выраженность тревоги отделения от родителей.
От двух до пяти лет. У большинства детей в этом возрасте начинается формирование первых дружеских взаимоотношений. Нормальные вспышки раздражения появляются у них в период от года до трех, бывает, к четырем годам. В норме эти вспышки ослабевают к четырем-пяти. Ребенок может громко разговаривать сам с собой, объяснять себе что-то и лучше контролирует себя.
К трем годам игры детей становятся социально-драматическими, также считается нормой, если у ребенка появляется «воображаемый» друг.
В этом возрастном промежутке у детей появляются нравственные убеждения, правила демонстрации эмоций, культурные нормы. Фотография для них является одновременно объектом и символом чего-то, что существует отдельно от него.
Объем памяти у детей увеличивается до 4 единиц. К примеру, если ребенку несколько раз назвать 4 слова «дом, стул, стол, окно», то он их запомнит. Словарный запас к 5 годам составляет 2 тысячи слов. К 4-5 годам ребенок уже использует грамматически сложные предложения и разные времена глаголов. Появляются ранние навыки письма, счета и чтения.
В этом возрасте у ребенка также наступает период вопросов «Почему?», на которые взрослым всегда нужно отвечать.
К 4-5 годам дети начинают осознавать, что пол нельзя изменить, понимают половые или гендерные стереотипы поведения, чем отличаются мальчики и девочки.
В возрасте от двух до пяти лет у детей также появляются навыки опрятности и самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование туалетом). Существенных различий в поведении и нормах для мальчиков и девочек нет, но в этом периоде развития, от двух до пяти лет, сексуальный интерес и исследование самих себя до определенной степени – это нормальное поведение.
Марина Фролова
Источник