Норма отклонение в психическом и личностном развитии ребенка

Норма отклонение в психическом и личностном развитии ребенка thumbnail

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

_____________

Бюджетное учреждение высшего образования ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и методики профессионального образования

Автор

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ИГОиС, СурГУ А.В. Демчук

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

(в профессиональной подготовке будущих учителей)

Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»

Сургут

2017

УДК 376

Демчук А.В.

Теория и методика специальной педагогики и психологии (в профессиональной подготовке будущих учителей): учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук; Сургут. гос. ун-т

ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. – 40 с.

Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.

Возрастная и индивидуальная норма развития. Кризисы детского развития. Категории развития в специальной педагогике и психологии. Возрастная периодизация. В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Д.Б. Эльконин разработал концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность. переход от раннего детства к дошкольному возрасту — кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому — кризис полового созревания.

Виды норм:

1) нормативная норма (предварительно идеально
установленный образец);

2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению
Функции какой-либо системы организма);

3) статистическая норма (определяет место индивида в
популяции по отношению к статистическому среднему, на
пример, интеллект среднего уровня (IQ = 80—119 баллов)
имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%,
умственную отсталость— 2—3%, повышенный интеллект —
0-12%);

4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм). Показателями отклонения от нормы являются замедление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность.

Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают:

   По источнику происхождения нарушения:
   1. Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).
   2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).
   По структуре дефекта:
   3. Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.
   4. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
   По времени возникновения отклонения:
   5. Врождённые – вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.
   6. Приобретённые – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.
   По способу возникновения:
   7. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.
   8. Стихийные – несчастные случаи.
   9. Наследственные.
   Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.

Вопросы:

  1. Периодизация Э. Эриксона разработана на основе идентичности.

  2. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

  3. Причины и условия деформации личностного развития ребенка.

  4. Понятие «норма» и «аномалия» (дизонтегенез) в психическом и личностном развитии ребенка.

  5. Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема.

  6. Проблема «норма» и «аномалия» как междисциплинарная проблема.

    1. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Первичные и вторичные нарушения

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Асинхрония — неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других, характеризуется нестабильностью показателей психоречевого и статико-моторного развития.

Ретардация (от лат. retardatio – замедление) – поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга, возможно и их сочетание.

Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Факторы возникновения первичного и вторичного нарушений в развитии:

— экзогенно-органический фактор;

— перинатальные причины;

— натальные причины;

— постнатальные причины.

Вопросы:

  1. Причина нарушений в психическом и физическом развитии.

  2. Проблемы аномального детства.

  3. Закономерности психического развития.

  4. Проблемы аномальных детей в процессе воспитания и образования.

  5. Психолого-педагогическая коррекция вторичных нарушений.

  6. Понятие «первичный» и «вторичный» дефект (концепция Л.С. Выготского).

Литература

  1. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Матер. Всерос. науч. школы с междунар. участ. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 20–31.

  2. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие. – Москва: Пер Сэ, 2012. – 176 с.

  3. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Моног. / А.В. Демчук. – Ульяновск: изд. ЗЕБРА, 2016. – 141 с.

  4. Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. Ю. Зеленина. – Пермь : Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. — 50 с.

  5. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010 .— 250 с.

  6. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – Москва: Академический Проект, 2015

  7. Слепович Е.С. Специальная психология : Учебное пособие / Слепович Е. С. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 511 с.

  8.  Специальная педагогика : учеб. / Л. В. Мардахаев [и др.] ; ред.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова. — М. : Юрайт, 2014. – 447 с.

  9. Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Назаровой .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001 .— 394 с.

  10. Специальная психология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Лубовского .— М. : Академия, 2003 .— 460 с.

  11. Специальная психология : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского .— 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007 .— 460.

  12. Специальная педагогика и специальная психология : учебно-методическое пособие для студентов / Югорский государственный университет, Гуманитарный факультет, Кафедра педагогики и психологии ; [сост.: О. В. Булатова] .— Ханты-Мансийск : Информационно-издательский центр ЮГУ, 2009 . – 44 с.

  13. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М. А. Поваляева .— Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 350 с.

  14. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев : [в 2 ч.]. – М. : Печатный двор, 1996 . –Ч.1. –182 с.

  15. Нацаренус, Н.Н. Региональная система подготовки педагогов-дефектологов: от профессиональной компетентности к профессиональной мобильности [Текст]: монография / Н.Н. Нацаренус. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008 . – 82 с.

  16. Нестерова, Г.Ф. Опыт и перспективы социальной работы с инвалидами / Г.Ф. Нестерова // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: мат-лы международной науч.-практ. конф. 24 апреля 2009 года / [отв. ред. Ю. П. Платонова] . – СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009 . – С. 80–82.

  17. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб.пособие / Н.В.Новоторцева СПб. : Каро, 2006. – 136 с.

  18. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997. – 199 с.

  19. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие для студентов вузов / [Левченко И.Ю. и др.] ; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной М. : Academia, 2005. – 318 с.

  20. Райгородская, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я Райгородская : учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХАРАХ-М», 2006 . – 672 с.

  21. Соколова, Н Д. Дети с ограниченными возможностями:проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : Хрестоматия по курсу «Коррекц.педагогика и спец.психология» / Сост.Н.Д.Соколова,Л.В.Калинникова М. : ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

  22. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Москва–Сургут : РИО СурГПИ, 2003 . – 247 с.

  23. Теория и методика подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук ; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2012. – 34 с.

  24. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] : монография. / Л.М. Шипицина.– СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 . – 496 с.

  25. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич : монография / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001 . – 272 с.

  26. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005 . – 208 с.

  27. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с.

21. Сорокин, В.М. Специальная психология учебное пособие для студентов вузов / под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 216 с.

Источник

в
психическом и личностном развитии
ребенка

1.2.1.
Общая
характеристика понятий «норма»,
«нормальное
психическое развитие»

Норма
(.мат.
поппа) — установленная мера, средняя
величина чет
либо.

Но
мнению ряда исследователей, норма
предполагает такое со­ме
iапис
личности и социума, когда личность
«бесконфликтно и продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет сноп
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социу­ма соотнетственно
ее возрасту, полу, психосоциальному
развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова
и др.).

В литературе
выделяют несколько значений этого
понятия:

  • среднестатистическая
    норма —
    уровень
    психосоциального
    развития
    человека, который соответствует средним
    качественно-
    количественным
    показателям, полученным при
    обследовании
    представительной
    группы популяции людей того же возраста,
    пола,
    культуры
    и т.д.;

  • функциональная
    норма

    индивидуальная норма развития.

Проблема
нормы и ее вариантов является одной из
самых слож­ных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как:
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных
функций (восприятия, памяти, мышления
и др.), нор­ма регуляции, эмоциональная
норма, норма личности, вопросы по-лоных
и возрастных различий.

М.М.
Семаго отмечает, что понятие «норма»
должно быть соот­несено не только с
«уровнем психологического и социального
раз-шпия
ребенка в конкретные периоды его
взросления, но и с тре-бонапиями,
которые окружающий ребенка социум
предъявляет к нему».
Автор в качестве критериев нормы
предлагает использовать ряд
позиций.

1.
Социально-психологический норматив
(СПН) — система ис­торически
детерминированных требований (правила,
нормы, пред­писания
идеальная модель требований общества
к личности), которые
общество предъявляет к психическому и
личностному раз­витию каждого из его
членов.

30

  1. Функциональная
    норма — индивидуальная норма разви­
    тия,
    которая является отправной точкой и
    целью коррекционно-
    развивающей
    работы.

  2. Идеальная
    норма — «программа развития» ребенка
    в идеаль­
    ных
    социокультурных условиях.

  3. Типологический
    норматив — совокупность наиболее
    частот­
    ных
    (качественных и количественных)
    характеристик и особен­
    ностей
    ребенка, отражающих специфический
    вариант развития —
    «психологический
    синдром».

Для
оценки психического развития исследователи
предлагают использовать
систему «базовых составляющих психического
раз­вития»,
которая условно включает самостоятельные
подструктуры: произвольность
психической активности, пространственные
пред­
ставления,
аффективная регуляция
(М.М.
Семаго, Ы.Я. Семаго).

Понятие
нормы относительно: его содержание
зависит от со­циума,
культурных, этнических, религиозных,
этических тради­ций
и существенно меняется со временем. С
позиций психолого-педагогического
знания в качестве критериев нормы могут
высту­пать
понятия:

  • предметная
    норма

    знания, умения и действия, необходимые
    ученику
    для овладения данным предметным
    содержанием програм­
    мы
    (отражается в стандартах образования);

  • социально-возрастная
    норма —
    показатели
    интеллектуального
    и
    личностного развития ребенка
    (психологические новообразова­
    ния),
    которые должны сложиться к концу
    определенного возраст­
    ного
    этапа;

  • индивидуальная
    норма

    индивидуальные особенности разви­
    тия
    и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).

Нормальным
развитием,
по
мнению Томаса Вейса, считается относительно
гармоничное равновесие между многими
возможны­ми
разнообразными отклонениями и неправильным
формировани­ем,
что свойственно любому развитию.

Среди
условий, определяющих возможности
нормального раз­вития
ребенка, исследователи выделяют как
биологические, так и
социальные.
Так, среди основных условий нормального
разви­тия
ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют
следующие по­казатели:

  1. нормальную работу
    головного мозга и его коры;

  1. нормальное
    физическое развитие ребенка и связанное
    с ним
    сохранение
    нормальной работоспособности, нормального
    тонуса
    нервных
    процессов;

31

3)
сохранение органон чувств, которые
обеспечивают нормаль­ную
спяль ребенка с инеишим миром;

А)
систематичное!
i>
и последовательность обучения ребенка
в се­мье,
и детском саду и и общеобразовательной
школе.

Исследовании
J.
Пожар
показали, что развитие ребенка будет
считаться
нормальным при следующих условиях:

  • уровень
    его развития соответствует уровню
    развития боль-
    ишнстиа
    детей его возраста или старшего возраста,
    с учетом разви­
    тии общества, членом
    которого он является;

  • ребенок
    развивается в соответствии с его
    собственным общим
    путем,
    определяющим развитие его индивидуальных
    свойств, спо­
    собностей и возможностей,
    ясно и однозначно стремясь к
    полному
    развитию
    отдельных составных частей и их полной
    интеграции,
    преодолевая
    возможные отрицательные влияния со
    стороны соб-
    с
    тиешюго организма и средового окружения;

  • ребенок
    развивается в соответствии с требованиями
    обще­
    ства,
    определяющими как его актуальные формы
    поведения, так и
    дальнейшие
    перспективы его адекватного творческого
    социального
    функционирования
    в период зрелости.

Многочисленные
исследования в области психологии
выявили наиболее общие закономерности
развития психики в норме:

  • неравномерность
    психического развития;

  • цикличность
    развития;

  • пластичность
    нервной системы;

  • развитие
    отдельных психических функций на базе
    сформиро-
    наиных
    ранее;

  • соотношение
    биологических и социальных факторов
    в процес­
    се1
    психического развития.

Л.С.
Выготский понимал психическое развитие
как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых,
отживших структур и формирования новых:
«Только вну­тренние
изменения самого развития, только
переломы и поворо­ты
и его течении могут дать надежное
основание для определения главных
:)нох построения личности ребенка,
которые мы называем возрастом».

И
периодизации психического развития
ребенка в качестве оснонпого
выступает понятие критический
возраст
(чем
ярче, острее,
энергичнее протекает кризис, тем
продуктивнее идет про­цесс
формирования личности): кризис
новорожденное™, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет,
кризис семнадцати лет. «…К началу
каждого возрастного пе-

32

риода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной… Выяснив социальную
ситуацию раз­вития, сложившуюся к
началу какого-то возраста и определяемую
отношениями
между ребенком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить,
как из жизни ребенка в этой социальной
ситуации необ­ходимо возникают и
развиваются новообразования, свойственные
данному возрасту».

Понятие
психологической нормы раскрывается и
через особен­ности
ведущей для данного возраста деятельности
— это деятель­ность,
которая обусловливает главнейшие
изменения в психоло­гических
особенностях ребенка в данном периоде
его развития (А.Н.
Леонтьев).

Строгого
научного определения понятия «норма
личности» не существует. Между нормальным
типом поведения и патологиче­ским
(болезненным) находится огромное
количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие откло­няющихся
от нормы проявлений, состояний, форм
поведения здо­рового ребенка. В
психологической литературе такие
нарушения иногда называют факторами
риска

общее название условий и особенностей
образа жизни, а также врожденных или
приобретен­ных
свойств организма, которые повышают
вероятность возникно­вения у индивидуума
болезни (не будучи ее причиной) или
способ­ны неблагоприятно влиять на
течение и прогноз имеющегося забо­левания.

В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:

  • выраженная
    психомоторная расторможенность,
    трудности вы­
    работки
    тормозных реакций и запретов,
    соответствующих возрасту;
    трудности
    организации поведения даже в игровых
    ситуациях;

  • склонность
    ребенка к «космической» лжи —
    приукрашиванию
    ситуации, в которой
    он находится, а также к примитивным
    вымыс­
    лам,
    которые он использует как средство
    выхода из затруднитель­
    ного
    положения или конфликта;

  • инфантильные
    эмоциональные проявления с
    двигательными
    разрядками,
    громким настойчивым плачем и криком;

  • импульсивность
    поведения, эмоциональная
    заражаемость,
    вспыльчивость,
    которая обусловливает ссоры и драки
    даже по не­
    значительному
    поводу;

33

• прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрес­сией
и отпет па наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции отпетого
протеста и др. (Г.С. Абрамова).

Понятие
нормального развития предполагает
сформированную готовность
к реализации учебной деятельности,
включающей не­сколько
аенсктои: физический, физиологический
и психологиче­ский.
Психологический аспект готовности к
обучению подразуме­вает
сформпрованность определенного уровня
следующих показа­телей (Т.Л. Власова,
В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):

  1. знаний и представлений
    об окружающем мире;

  2. умственных
    операций, действий и навыков;

‘А)
речевого
развития, предполагающего владение
довольно об­ширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным
высказыванием и элементами монологической
речи;

-1) познавательной
активности, проявляющейся в соответствую­щих
интересах и мотивации;

5) регуляции
поведения.

Понятие
«отклоняющееся развитие» в специальной
литературе определяется как «отклонение
формирования всей иерархической
структуры
психического развития или ее отдельных
составляю­щих
(психических функций, функциональных
систем) за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для кон­кретной
образовательной, социокультурной,
этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение
или запаз­дывание)»
(М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

По
мнению авторов, ценность и суть понятия
«отклоняющееся развитие» состоит в
том, что его необходимо рассматривать
толь­ко
в ситуации «отклонения относительно
чего-либо», т.е. в сравни­тельной
динамике изменений, связанных с развитием
и в сравнении с
динамикой развития норматива.

Любые
варианты условно нормативного или
отклоняющегося развития
характеризуются определенной структурой
сформиро-наниости
базовых составляющих психической
деятельности (про­извольность
психической активности, пространственные
представ­ления,
аффективная регуляция).

Говоря
об отклонениях от нормального развития,
следует пом­нить
об уникальности и неповторимости
личности каждого ребен­ка,
а также учитывать, насколько отклонение
от нормы нарушает развитие.

Психическое
развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем
же за­конам
и закономерностям, что и развитие его
нормально развиваю-

34

щегося
сверстника, имеет качественное своеобразие
в каждом воз­растном
периоде. Это означает, что для каждого
периода следует учитывать
не только продолжительность, по и
качественную специ­фику.
Значимым является понимание того, что
вопрос об особен­ностях психофизического
развития может рассматриваться только
в
контексте знаний о параметрах психических
процессов, структуре сформированное™
базовых составляющих психического
развития в
норме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник