Норма отклонение в психическом и личностном развитии ребенка
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
_____________
Бюджетное учреждение высшего образования ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики профессионального образования
Автор
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ИГОиС, СурГУ А.В. Демчук
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
(в профессиональной подготовке будущих учителей)
Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»
Сургут
2017
УДК 376
Демчук А.В.
Теория и методика специальной педагогики и психологии (в профессиональной подготовке будущих учителей): учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук; Сургут. гос. ун-т
ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. – 40 с.
Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.
Возрастная и индивидуальная норма развития. Кризисы детского развития. Категории развития в специальной педагогике и психологии. Возрастная периодизация. В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Д.Б. Эльконин разработал концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность. переход от раннего детства к дошкольному возрасту — кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому — кризис полового созревания.
Виды норм:
1) нормативная норма (предварительно идеально
установленный образец);
2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению
Функции какой-либо системы организма);
3) статистическая норма (определяет место индивида в
популяции по отношению к статистическому среднему, на
пример, интеллект среднего уровня (IQ = 80—119 баллов)
имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%,
умственную отсталость— 2—3%, повышенный интеллект —
0-12%);
4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм). Показателями отклонения от нормы являются замедление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология.
Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность.
Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают:
По источнику происхождения нарушения:
1. Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).
2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).
По структуре дефекта:
3. Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.
4. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
По времени возникновения отклонения:
5. Врождённые – вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.
6. Приобретённые – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.
По способу возникновения:
7. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.
8. Стихийные – несчастные случаи.
9. Наследственные.
Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.
Вопросы:
Периодизация Э. Эриксона разработана на основе идентичности.
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
Причины и условия деформации личностного развития ребенка.
Понятие «норма» и «аномалия» (дизонтегенез) в психическом и личностном развитии ребенка.
Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема.
Проблема «норма» и «аномалия» как междисциплинарная проблема.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Первичные и вторичные нарушения
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Асинхрония — неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других, характеризуется нестабильностью показателей психоречевого и статико-моторного развития.
Ретардация (от лат. retardatio – замедление) – поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга, возможно и их сочетание.
Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Факторы возникновения первичного и вторичного нарушений в развитии:
— экзогенно-органический фактор;
— перинатальные причины;
— натальные причины;
— постнатальные причины.
Вопросы:
Причина нарушений в психическом и физическом развитии.
Проблемы аномального детства.
Закономерности психического развития.
Проблемы аномальных детей в процессе воспитания и образования.
Психолого-педагогическая коррекция вторичных нарушений.
Понятие «первичный» и «вторичный» дефект (концепция Л.С. Выготского).
Литература
Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Матер. Всерос. науч. школы с междунар. участ. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 20–31.
Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие. – Москва: Пер Сэ, 2012. – 176 с.
Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Моног. / А.В. Демчук. – Ульяновск: изд. ЗЕБРА, 2016. – 141 с.
Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. Ю. Зеленина. – Пермь : Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. — 50 с.
Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010 .— 250 с.
Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – Москва: Академический Проект, 2015
Слепович Е.С. Специальная психология : Учебное пособие / Слепович Е. С. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 511 с.
Специальная педагогика : учеб. / Л. В. Мардахаев [и др.] ; ред.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова. — М. : Юрайт, 2014. – 447 с.
Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Назаровой .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001 .— 394 с.
Специальная психология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Лубовского .— М. : Академия, 2003 .— 460 с.
Специальная психология : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского .— 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007 .— 460.
Специальная педагогика и специальная психология : учебно-методическое пособие для студентов / Югорский государственный университет, Гуманитарный факультет, Кафедра педагогики и психологии ; [сост.: О. В. Булатова] .— Ханты-Мансийск : Информационно-издательский центр ЮГУ, 2009 . – 44 с.
Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М. А. Поваляева .— Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 350 с.
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев : [в 2 ч.]. – М. : Печатный двор, 1996 . –Ч.1. –182 с.
Нацаренус, Н.Н. Региональная система подготовки педагогов-дефектологов: от профессиональной компетентности к профессиональной мобильности [Текст]: монография / Н.Н. Нацаренус. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008 . – 82 с.
Нестерова, Г.Ф. Опыт и перспективы социальной работы с инвалидами / Г.Ф. Нестерова // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: мат-лы международной науч.-практ. конф. 24 апреля 2009 года / [отв. ред. Ю. П. Платонова] . – СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009 . – С. 80–82.
Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб.пособие / Н.В.Новоторцева СПб. : Каро, 2006. – 136 с.
Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997. – 199 с.
Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие для студентов вузов / [Левченко И.Ю. и др.] ; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной М. : Academia, 2005. – 318 с.
Райгородская, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я Райгородская : учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХАРАХ-М», 2006 . – 672 с.
Соколова, Н Д. Дети с ограниченными возможностями:проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : Хрестоматия по курсу «Коррекц.педагогика и спец.психология» / Сост.Н.Д.Соколова,Л.В.Калинникова М. : ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Москва–Сургут : РИО СурГПИ, 2003 . – 247 с.
Теория и методика подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук ; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2012. – 34 с.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] : монография. / Л.М. Шипицина.– СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 . – 496 с.
Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич : монография / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001 . – 272 с.
Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005 . – 208 с.
Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с.
21. Сорокин, В.М. Специальная психология учебное пособие для студентов вузов / под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 216 с.
Источник
в
психическом и личностном развитии
ребенка
1.2.1.
Общая
характеристика понятий «норма»,
«нормальное
психическое развитие»
Норма
(.мат.
поппа) — установленная мера, средняя
величина чет
либо.
Но
мнению ряда исследователей, норма
предполагает такое соме
iапис
личности и социума, когда личность
«бесконфликтно и продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет сноп
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социума соотнетственно
ее возрасту, полу, психосоциальному
развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова
и др.).
В литературе
выделяют несколько значений этого
понятия:
среднестатистическая
норма — уровень
психосоциального
развития
человека, который соответствует средним
качественно-
количественным
показателям, полученным при
обследовании
представительной
группы популяции людей того же возраста,
пола,
культуры
и т.д.;функциональная
норма —
индивидуальная норма развития.
Проблема
нормы и ее вариантов является одной из
самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как:
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных
функций (восприятия, памяти, мышления
и др.), норма регуляции, эмоциональная
норма, норма личности, вопросы по-лоных
и возрастных различий.
М.М.
Семаго отмечает, что понятие «норма»
должно быть соотнесено не только с
«уровнем психологического и социального
раз-шпия
ребенка в конкретные периоды его
взросления, но и с тре-бонапиями,
которые окружающий ребенка социум
предъявляет к нему».
Автор в качестве критериев нормы
предлагает использовать ряд
позиций.
1.
Социально-психологический норматив
(СПН) — система исторически
детерминированных требований (правила,
нормы, предписания
идеальная модель требований общества
к личности), которые
общество предъявляет к психическому и
личностному развитию каждого из его
членов.
30
Функциональная
норма — индивидуальная норма разви
тия,
которая является отправной точкой и
целью коррекционно-
развивающей
работы.Идеальная
норма — «программа развития» ребенка
в идеаль
ных
социокультурных условиях.Типологический
норматив — совокупность наиболее
частот
ных
(качественных и количественных)
характеристик и особен
ностей
ребенка, отражающих специфический
вариант развития —
«психологический
синдром».
Для
оценки психического развития исследователи
предлагают использовать
систему «базовых составляющих психического
развития»,
которая условно включает самостоятельные
подструктуры: произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция (М.М.
Семаго, Ы.Я. Семаго).
Понятие
нормы относительно: его содержание
зависит от социума,
культурных, этнических, религиозных,
этических традиций
и существенно меняется со временем. С
позиций психолого-педагогического
знания в качестве критериев нормы могут
выступать
понятия:
предметная
норма —
знания, умения и действия, необходимые
ученику
для овладения данным предметным
содержанием програм
мы
(отражается в стандартах образования);социально-возрастная
норма — показатели
интеллектуального
и
личностного развития ребенка
(психологические новообразова
ния),
которые должны сложиться к концу
определенного возраст
ного
этапа;индивидуальная
норма —
индивидуальные особенности разви
тия
и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Нормальным
развитием, по
мнению Томаса Вейса, считается относительно
гармоничное равновесие между многими
возможными
разнообразными отклонениями и неправильным
формированием,
что свойственно любому развитию.
Среди
условий, определяющих возможности
нормального развития
ребенка, исследователи выделяют как
биологические, так и
социальные.
Так, среди основных условий нормального
развития
ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют
следующие показатели:
нормальную работу
головного мозга и его коры;
нормальное
физическое развитие ребенка и связанное
с ним
сохранение
нормальной работоспособности, нормального
тонуса
нервных
процессов;
31
3)
сохранение органон чувств, которые
обеспечивают нормальную
спяль ребенка с инеишим миром;
А)
систематичное!
i>
и последовательность обучения ребенка
в семье,
и детском саду и и общеобразовательной
школе.
Исследовании
J.
Пожар
показали, что развитие ребенка будет
считаться
нормальным при следующих условиях:
уровень
его развития соответствует уровню
развития боль-
ишнстиа
детей его возраста или старшего возраста,
с учетом разви
тии общества, членом
которого он является;ребенок
развивается в соответствии с его
собственным общим
путем,
определяющим развитие его индивидуальных
свойств, спо
собностей и возможностей,
ясно и однозначно стремясь к
полному
развитию
отдельных составных частей и их полной
интеграции,
преодолевая
возможные отрицательные влияния со
стороны соб-
с
тиешюго организма и средового окружения;ребенок
развивается в соответствии с требованиями
обще
ства,
определяющими как его актуальные формы
поведения, так и
дальнейшие
перспективы его адекватного творческого
социального
функционирования
в период зрелости.
Многочисленные
исследования в области психологии
выявили наиболее общие закономерности
развития психики в норме:
неравномерность
психического развития;цикличность
развития;пластичность
нервной системы;развитие
отдельных психических функций на базе
сформиро-
наиных
ранее;соотношение
биологических и социальных факторов
в процес
се1
психического развития.
Л.С.
Выготский понимал психическое развитие
как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых,
отживших структур и формирования новых:
«Только внутренние
изменения самого развития, только
переломы и повороты
и его течении могут дать надежное
основание для определения главных
:)нох построения личности ребенка,
которые мы называем возрастом».
И
периодизации психического развития
ребенка в качестве оснонпого
выступает понятие критический
возраст (чем
ярче, острее,
энергичнее протекает кризис, тем
продуктивнее идет процесс
формирования личности): кризис
новорожденное™, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет,
кризис семнадцати лет. «…К началу
каждого возрастного пе-
32
риода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной… Выяснив социальную
ситуацию развития, сложившуюся к
началу какого-то возраста и определяемую
отношениями
между ребенком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить,
как из жизни ребенка в этой социальной
ситуации необходимо возникают и
развиваются новообразования, свойственные
данному возрасту».
Понятие
психологической нормы раскрывается и
через особенности
ведущей для данного возраста деятельности
— это деятельность,
которая обусловливает главнейшие
изменения в психологических
особенностях ребенка в данном периоде
его развития (А.Н.
Леонтьев).
Строгого
научного определения понятия «норма
личности» не существует. Между нормальным
типом поведения и патологическим
(болезненным) находится огромное
количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм
поведения здорового ребенка. В
психологической литературе такие
нарушения иногда называют факторами
риска —
общее название условий и особенностей
образа жизни, а также врожденных или
приобретенных
свойств организма, которые повышают
вероятность возникновения у индивидуума
болезни (не будучи ее причиной) или
способны неблагоприятно влиять на
течение и прогноз имеющегося заболевания.
В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:
выраженная
психомоторная расторможенность,
трудности вы
работки
тормозных реакций и запретов,
соответствующих возрасту;
трудности
организации поведения даже в игровых
ситуациях;склонность
ребенка к «космической» лжи —
приукрашиванию
ситуации, в которой
он находится, а также к примитивным
вымыс
лам,
которые он использует как средство
выхода из затруднитель
ного
положения или конфликта;инфантильные
эмоциональные проявления с
двигательными
разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;импульсивность
поведения, эмоциональная
заражаемость,
вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки
даже по не
значительному
поводу;
33
• прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрессией
и отпет па наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции отпетого
протеста и др. (Г.С. Абрамова).
Понятие
нормального развития предполагает
сформированную готовность
к реализации учебной деятельности,
включающей несколько
аенсктои: физический, физиологический
и психологический.
Психологический аспект готовности к
обучению подразумевает
сформпрованность определенного уровня
следующих показателей (Т.Л. Власова,
В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):
знаний и представлений
об окружающем мире;умственных
операций, действий и навыков;
‘А)
речевого
развития, предполагающего владение
довольно обширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным
высказыванием и элементами монологической
речи;
-1) познавательной
активности, проявляющейся в соответствующих
интересах и мотивации;
5) регуляции
поведения.
Понятие
«отклоняющееся развитие» в специальной
литературе определяется как «отклонение
формирования всей иерархической
структуры
психического развития или ее отдельных
составляющих
(психических функций, функциональных
систем) за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для конкретной
образовательной, социокультурной,
этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение
или запаздывание)»
(М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
По
мнению авторов, ценность и суть понятия
«отклоняющееся развитие» состоит в
том, что его необходимо рассматривать
только
в ситуации «отклонения относительно
чего-либо», т.е. в сравнительной
динамике изменений, связанных с развитием
и в сравнении с
динамикой развития норматива.
Любые
варианты условно нормативного или
отклоняющегося развития
характеризуются определенной структурой
сформиро-наниости
базовых составляющих психической
деятельности (произвольность
психической активности, пространственные
представления,
аффективная регуляция).
Говоря
об отклонениях от нормального развития,
следует помнить
об уникальности и неповторимости
личности каждого ребенка,
а также учитывать, насколько отклонение
от нормы нарушает развитие.
Психическое
развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем
же законам
и закономерностям, что и развитие его
нормально развиваю-
34
щегося
сверстника, имеет качественное своеобразие
в каждом возрастном
периоде. Это означает, что для каждого
периода следует учитывать
не только продолжительность, по и
качественную специфику.
Значимым является понимание того, что
вопрос об особенностях психофизического
развития может рассматриваться только
в
контексте знаний о параметрах психических
процессов, структуре сформированное™
базовых составляющих психического
развития в
норме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник