Низкий уровень развития ребенка рекомендации
Методические рекомендации
по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.
Игровая терапия, как коррекционный метод, положительно влияет на уровень речевого развития ребенка – дошкольника. На современном этапе развития образования, многолетние результаты исследования ведущих специалистов в области педагогики, психологии, дефектологии и логопедии — позволяют говорить о методе игровой терапии как об эффективном способе коррекции уровня развития речевых навыков. Раскрывая механизм воздействия игровой терапии необходимо сказать, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельность в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, способ исследования предметов и людей. Когда дети играют, они ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
Кроме того, одновременное проведение игровой терапии, направленной на повышение речевого развития и снижение тревожности, является более эффективным методом для коррекции речевого развития детей, нежели игровая терапия, направленная только на коррекцию уровня развития речи. По этому, для проведения коррекционной работы целесообразно своевременно диагностировать уровень тревожности детей, так как тревожность влияет на процесс развития личности ребенка, в том числе и на формирование речевых навыков, своевременно диагностировать уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Иначе говоря, игровая терапия, направленная на коррекцию низкого речевого развития у детей с ОНР, будет производить больший эффект, при одновременном коррекционном воздействии игровой терапией на высокий уровень тревожности, оказалась верной, что было подтверждено экспериментально.
Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей.
- Создавать благоприятные условия для общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активному общению (разговорить детей, чтобы сами стали говорить, а не отвечать).
- Использовать игры-драматизации и инсценировки (общаться в игре и по поводу ситуации — рассказы ребенка о себе). Игры-занятия «Хорошо-плохо» (обсуждение правил, норм, требований).
- Использовать в работе художественную литературу, которая вызывает у детей интерес, чувство юмора и желание слушать ее еще раз, а также пересказывать и обыгрывать. Использовать схемы при составлении предложений, описательных рассказов, игры, использовать план в виде вопросов при сочинении сказок.
- Просмотр и обсуждение картин с детьми, где дети активно вступают в диалог. Использовать различные приемы, например, «вхождение в картину» и т. п.
- Знакомить со словарным составом предложения, формировать язык обобщений. Составлять с детьми словари, где дети с взрослыми дают объяснения значениям слов.
- Использовать артикуляционную гимнастику, игры с пальчиками, скороговорки на занятиях.
Рекомендации работникам психологической службы в ДОУ при создании благоприятных условий для развития речи через снятие напряжения и тревожности.
- Вести разъяснительную работу с педагогами и родителями, что детям старшего дошкольного возраста характерны страхи: смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня и пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием и сказочных персонажей.
- Формировать у детей представления о себе. Проявлять заботу о «личностном росте» ребенка. Развивать у детей уверенность в своих силах.
- Обучать детей восприятию успеха, неудач и их оценки.
- Оценивать не личность, а ее достижения. Использовать специальные оценки: максимально развертывать критерии похвалы, а замечания предельно сужать и конкретизировать.
- Уделять внимание межличностным отношениям в детском коллективе (принятия ребенка в коллективе, воздействие через коллектив на развитие детей).
- Широко использовать в работе коррекционные занятия (смотри формирующий эксперимент); рисование, этюды на расслабление; методика Захарова А. И.
- Разъяснять педагогам, родителям способы коррекции при проявлении тревожности (агрессивности, вспыльчивости, пассивности):
- Попытки сдержать подобные проявления непосредственно перед их проявлением (отвлечь, остановить, создать физическое препятствие).
- Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
- Важен спокойный эмоциональный тон, нужно выявить, какие события вызывали у ребенка такое состояние, установить контакт с ребенком.
Рекомендации для семьи.
- Создание психологически благоприятной атмосферы, в которой возникновение агрессии было бы невозможным.
- Изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать бранные слова.
- Положите конец собственной агрессии .Не отвечать детям насилием на насилие.
- Смотреть с ребенком те передачи, которые он смотрит, учитывая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения.
- Учить детей выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.
- Использовать игры, художественную литературу, рекомендуемые педагогами психологами ДОУ для развития речи и снятия тревожности.
Источник
«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»
Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече улыбаются, чем — то радуют, что — то интересное рассказывают, чем — то делятся. Каждый ребёнок развивается по — своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть — индивидуальный. Необходимо знать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя, своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).
Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиваться на заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.
Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно — игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.
Любая деятельность — игра, труд, организованная образовательная деятельность — требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.
Источник
Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем развития памяти, т.е. ребенок с трудом запоминает новый материал, текст художественных произведений, стихи, быстро забывает усвоенный материал.
1. В работе с такими детьми необходимо многократное повторение материала в течение дня, недели, в разные режимные моменты.
2. Для более прочного и полного запоминания следует подключать как можно больше анализаторов (зрительных-на показ предмета, картинки; слуховых-его озвучивание в разном темпе, с разной интонацией выразительностью; осязательных-ощупывание предмета, выполнение с ним определенных действий; обонятельных и вкусовых-по мере возможности). Иными словами, память зависит не столько от признаков предмета, сколько от полноты их восприятия.
3. Шире использовать в работе с детьми наблюдения, так как организуемая при их обследовании деятельность направляет внимание малыша на разные стороны объектов, что обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
4. Необходимо учитывать, что более полное и прочное запоминание зависит от того, насколько правильно и целенаправленно взрослый включает его в дальнейшую самостоятельную деятельность детей (как предметную, так и познавательную), т.е чтобы ребенок не забыл материал, следует создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания иллюстраций, альбомов, картинок и т.п. и необходимо побуждать ребенка использовать свой опыт.
5. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников-обучение приемам логического запоминания, так как дети этого возраста впервые принимают указания, как надо запомнить. Овладение приемами запоминания зависит прежде всего от степени освоения ребенком мыслительных операций, таких как: а) обобщение, т.е объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам; б) сравнение-установление сходства и различия между предметами; В) анализ-мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; г) синтез-объединение частей, свойств в единое целое.
6. Систематичное использование в работе с детьми дидактических игр. Развитие произвольной памяти в игре происходит быстрее, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет процесс запоминания близкой и понятной ребенку цели; позволяет осознавать способы выполнения деятельности.
Для развития памяти необходимо использовать приемы произвольного и непроизвольного запоминания.
I. Приемы непроизвольного запоминания:
1. Использовать в работе с детьми предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребенка.
2. Многократное повторение. Ребенок запоминает дорогу из детского сада домой, расположение игрушек.
3. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, которые называет.
4. Прочно запоминается материал, который вызывает у ребенка эмоции.
II. Приемы произвольного запоминания:
1. Рисование к слову рисунка, который помог бы ребенку вспомнить это слово. Важно, чтобы рисунки к данным словам нарисовал сам ребенок.
2. Эвристическая беседа по прочитанному тексту. После беседы ребенок намного лучше может сделать пересказ.
3. Для того, чтобы легче запомнить цифру из ряда цифр, научите ребенка отыскивать какую- нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то-с номером квартиры и т.д.
4. Этот же прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слогов. Нужно постоянно учить использовать ребенка свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает наиболее надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
5. Нужно научить ребенка использовать смысловую систему. Например, с данными словами составить небольшой рассказ.
6. Для развития зрительной памяти научить ребенка делить картинки на группы или устанавливать между предметами смысловые связи.
С целью прочного запоминания стихов можно использовать следующие приемы:
1. Чтение по строкам.
2. Чтение в разном темпе.
3. Чтение в (быстро-медленно, разной силой голоса, громко-тихо-шепотом).
4. Чтением с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т.д).
5. Чтение по ролям.
6. Нужно использовать игры на развитие памяти на прогулке, в свободное время, на занятиях.
Такие игры как: «Я положил в мешок…», «Десять слов», «Каскад слов» (слуховая память), «Запомни картинки», «Что изменилось», «Запомни и нарисуй», «Составляем по памяти узор», «Запомни фигуру» (зрительная), «Море волнуется», «Страна зеркал» (двигательная).
В стремлении развить память ребенка следует иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся на практике.
Источник
Татьяна Овчинникова
Педагогическая характеристика
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
___ поступил в детский сад в сентябре 2012 года из дома. Адаптация прошла легко. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в семье с отчимом, который принимает участие в воспитании ребенка.
По характеру ___ импульсивен, не умеет планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний. На вопрос «Почему ты так поступил?» отвечает «Сам не знаю». Неусидчив.
___ способен работать довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;
Программный материал усваивает на уровне, ниже среднего. Не всегда доводит начатое дело до конца, старается выполнить задание точно по указанию воспитателя, но делает это быстро, не заботясь о результате и аккуратности.
Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Низкий уровень понимания словесных инструкций.
Знания и представления об окружающем мире занижены: не сформированы в полной мере представления о животном и растительном мире; представления о себе, семье; общественных явлениях и праздниках, профессиях и многие другие. Причинно-следственные связи выстраивает с помощью взрослого.
Игорь затрудняется в ориентировке в пространстве и времени, в решении простых логических заданий и упражнений. Освоил счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;
Так же нарушена общая моторика, с трудом удерживает равновесие.
Игровая деятельность сформирована слабо. Играя с детьми, часто вступает в конфликты. Очень любит играть в игры с конструктором и строительными наборами.
Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына. Заинтересованы в занятиях сына с логопедом.
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
___ поступила в детский сад в августе 2012 года из дома. Воспитывается в многодетной семье, являясь младшим ребенком. Адаптация проходила долго, но без слез.
Детский сад посещает охотно. Воспитывается в полной семье.
По характеру девочка тихая, спокойная, стеснительная. Очень хочет общаться со сверстниками, но сама редко является инициатором игр, предпочитает второстепенные роли, спокойные игры.
Ребенок охотно принимает участие в организованной деятельности, но стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые.
У ___ сформированы представления об окружающей действительности, но не в полном объеме. Она устанавливает простые причинно-следственные связи, обобщающие понятия освоила не все. Внимание устойчивое.
Соня говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий. Пасивный и активный словари характеризуются бедностью.
Имеются недостатки в звукопроизношении. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Девочка не может пересказать текст, составить описательный рассказ.
Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.
Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна, моторно неловка.
Соня любит занятия по изодеятельности, работы выполняет аккуратно, старательно.
С интересом относится к физкультурным и музыкальным занятиям.
При общении с малознакомыми и незнакомыми людьми стеснительна, малообщительна. При возникновении доверительных отношений с взрослыми становится более общительной.
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастными требованиями.
Родители уделяют внимания воспитанию и развитию ребенка, заинтересованы в занятиях с логопедом.
Нуждается в занятиях с логопедом.
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
В детский сад поступил в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещал с июля 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация прошла хорошо.
Ребенок вспыльчив, непокорен, по характеру, самоуверен, проявляет негативизм. Часто вступает в конфликты с детьми.
Первичная диагностика знаний, умений и навыков ребенка показала несформированность знаний по всем разделам программы данной возрастной группы.
Мальчик не может назвать основные геометрические фигуры, не считает и не отсчитывает необходимое количество предметов, не сформированы временные и пространственные отношения.
Знания и представления об окружающем мире неполные, неточные, бедные. Артем не называет времена года, не может назвать их отличительные признаки; не устанавливает простые причинно-следственные связи; называет некоторых диких и домашних животных, фрукты и овощи, но обобщающими понятиями не владеет.
В развитии речи наблюдается отставание от возрастных норм. У мальчика проявляется нарушение звукопроизношения. Словарный запас скудный, в речи мало прилагательных, наречий. Фразы строит с обилием грамматических и синтаксических ошибок.Связная речь не развита: текст не пересказывает.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;
Общая моторика также сформирована недостаточно: отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.
Игровая деятельности сформирована на уровне предметной деятельности.
В общении со взрослыми требователен, обращается за помощью только тогда, когда сам не может решить конфликтную ситуацию.
Мама уделяет достаточно внимания воспитанию сына. Прислушивается к советам педагогов.
___ нуждается в занятиях с логопедом.
Педагогическая характеристика на Коротких Алису
Дата рождения:
Домашний адрес:
В детский сад поступила в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещала с октября 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация проходила болезненно. Из-за частых пропусков, в связи с болезнями, девочка чувствует себя в группе некомфортно, скучает по маме.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.
В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, устает от шумных детских игр.
Двигательная активность в игре низкая, малословна.
Познавательные интересы сформированы на среднем уровне. К образовательной деятельности относится с интересом, но материал усваивает не в полном объеме.
Развитие речи не соответствует возрастным нормам. Имеются недостатки звукопроизношения. Речь неразборчива, невнятна.Грамматический строй недостаточно сформирован: допускает аграмматизмы. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Составляет описательный рассказ по наводящим вопросам воспитателя. Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).
Испытывает трудности при решении простых логических задач и игровых заданий. Алиса соотносит количество предметов с числом и цифрой, знает геометрические фигуры, цвета, соотносит предметы по величине.
Внимание устойчивое. Начатое дело доводит до конца.
Мелкая моторика развита недостаточно, что проявляется в трудностях с работой ножницами, пластилином, кистью, карандашами.
Мама уделяет достаточно внимания воспитанию дочери, но делают акцент на заботу о здоровье и опеку. Заинтересована в занятиях дочери с логопедом.
Педагогическая характеристика на Нагайцеву Екатерину
Дата рождения:
Домашний адрес:
Катя посещает детский сад с августа 2010 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно.
По характеру девочка бойкая, активная.
Настроение легко меняется от незначительных причин, эмоции, особенно отрицательные, выражаются с большим шумом и экспрессией.
Игровая деятельность развита на низком уровне. Предпочитает играть в основном с мальчиками в игры с роботами, машинами, сюжет соответствует тематике мультфильмов. Во время игр часто бывают ссоры, конфликты, которые разрешает консервативно или с помощью воспитателя. Так же любит подвижные игры.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.
Уровень развития речи – средний. Испытывает трудности при подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов; в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных. Не пересказывает текст. Предложения строит в основном простые. В речи мало прилагательных, наречий. Катя хорошо запоминает стихи, выразительно и громко рассказывает.
Катя знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Освоила счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.
Мелкая моторика развита недостаточно. Не справляется с пуговицами, завязками, шнурками. Есть трудности во владении ножницами, при работе с пластилином.
Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию ребенка (т. к. живут в другом районе и девочка часто живет у бабушек) заинтересованы в занятиях с логопедом, всегда выполняют указания педагогов.
Педагогическая характеристика на Красноперова Никиту
Дата рождения:
Домашний адрес:
Мальчик посещает детский сад с октября 2011 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в неполной семье.
Никита активный, общительный, мальчик. В общении со взрослыми проявляет уважение, послушание, охотно выполняет просьбы. С детьми быстро находит общий язык, в целом не конфликтный. В игровом плане легко подчиняется установленным ролевым правилам.
У Никиты недостаточно сформированны знания по всем разделам программы данной возрастной группы т. к. ребенок часто отсутствовал по причине болезни и семейным обстоятельствам.
Мальчик отвечает только по вызову педагога. Внимание легко привлекается, но неустойчивое, не всегда легко переключается с одного вида на деятельности на другой.
На занятиях усидчив. Познавательный интерес присутствует.
У Никиты не развит фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Речь невнятная из-за неправильного звукопроизношения.
Представления ребенка о себе в ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках. Временные представления не сформированы.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; испытывает трудности в работе с ножницами, пластилином.
Мальчик хорошо взаимодействует в подгруппе детей, но не выступает инициатором новых игр, идей. Всегда подчиняется игровым правилам.
На замечания, одобрение реагирует адекватно. В процессе общения со сверстниками, взрослыми добрый, ласковый, аккуратный. Навыки трудолюбия и самообслуживания сформированы.
Источник