Низкий уровень развития ребенка причины
Причины и факторы низкого речевого развития детей.
Условия успешного речевого развития детей
(для мозгового штурма к педсовету)
Цель: Сбор интересных идей по организации условий для речевого развития дошкольников, активизировать креативное мышление воспитателей и их опыт педагогического мастерства в ДОУ.
Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов в решении задач речевого развития в ДОУ. Поощрять желание и возможности использовать в практике работы современные формы обучения для решения поставленных задач.
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
- Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
— связные высказывания короткие;
— отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
— уровень информативности высказывания очень низкий.
ПОПРОБУЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НИЗКОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. (педагоги коллективно заполняют предложенные таблицы) .
Их можно разделить на 2 группы
физиологические | Психолого-педагогические |
Замедленное психофизическое развитие; | Невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте (недостаток общения) |
Наследственность, травмы | Отсутствие теоретической и практической подготовки педагогов к реализации задач речевого развития |
Неправильное строение органов речевого аппарата | Отсутствие взаимопонимания между воспитателем и родителями воспитанников по данной проблеме |
Двуязычие | Недостаточная компетентность воспитателей в планировании, организации и проведении занятий по речевому направлению развития детей; |
Нарушение физиологической основы здоровья (психо – эмоциональное здоровье) | Низкая культура речи и стиля общения педагога с детьми |
Нарушение в развитии органов слуха и зрения | Недостаточно сформированная мелкая моторика |
Дефицит речевого и эмоционального общения в семье и в ДОУ | |
Неиспользование в практике работы современных активных технологий обучения | |
Отсутствие условий для речевого общения со сверстниками | |
Отсутствие пособий, игр, книг для речевого развития ребенка (не использование их в работе) | |
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку | |
Подавление познавательной инициативы ребенка | |
Чрезмерное увлечение современными гаджетами в ущерб живому общению. | |
Мы с вами знаем, ФГОС ДО – это прежде всего стандарт условий!
Поэтому очень важно для того, чтобы ребенок овладел речью – создать оптимальные условия для речевого развития детей!
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
Ребенок должен:
— быть психически и соматически здоровым;
— иметь нормальные умственные способности;
— иметь нормальный слух и зрение;
— обладать достаточной психической активностью;
— обладать потребностью в речевом общении;
— иметь полноценное речевое окружение.
Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.
Речь включает в себя несколько составляющих сторон:
— работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)
— развитие мелкой моторики
— обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;
— формирование грамматического строя речи;
— развитие связной речи (монологической и диалогической) ;
— подготовку руки к письму;
— обучение чтению;
— развитие интонационной выразительности, плавности речи
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей в ДОУ и в семье?
ДОУ | Семья |
Высокий уровень речевой культуры педагога: речь четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; — включение в речь разнообразных образцов речевого этикета. | Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения. |
Самообразование педагога по изучаемой проблематике. | |
Внедрение в практику инновационных форм работы по речевому развитию, современных педагогических технологий. | Создание условий для общения с другими детьми. |
Качественная подготовка к занятию, включение разных форм и методов речевой активизации детей | Речь взрослого – пример для подражания. (благоприятная речевая среда) |
Организация центров речевой активности в группе. Создание в группе речевой среды оснащённой дидактическими материалами и играми; Наличие детской художественной литературы, театров разного вида. | Наличие игр, пособий, детских книг для ребенка в соответствии с возрастом. |
Включение общения в ведущие формы деятельности в соответствие с возрастными этапами (игра, продуктивная деятельность, конструирование, театр, труд и т.д.) | Ежедневное чтение детской литературы, заучивание стихов, обсуждение событий, походы в театр, кино, в музеи и др. |
Организация работы по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастом; | Организация работы по развитию мелкой моторики с раннего возраста. |
Ежедневное чтение художественной литературы и разучивание стихов | Консультации со специалистами при наличии проблем речевого развития ребенка. |
Побуждение детей к общению: создание ситуаций заставляющих детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; — создание ИОС побуждающих детей к речевому общению между собой. | Удовлетворение любознательности ребенка. (отвечать на вопросы, создавать условия для исследовательской деятельности) |
Создание условий для удовлетворения любознательности ребенка. (Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию) | Действовать в едином направлении с педагогами группы. |
Организация работы в ДОУ по основным направлениям речевого развития: — Звуковая культура речи: развитие фонематического слуха, интонационной выразительности; — обогащение и активизация словаря; — формирование грамматической стороны речи — формирование связной речи (монологической и диалогической) — Поощрение детского словотворчества и сочинительства; | |
Развитие понятийной стороны речи – умение слушать и действовать по словесной инструкции; | |
Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: — стимулировать детей комментировать свою деятельность; — упражнять в умении планировать свою деятельность. | |
Осуществлять индивидуальный подход в речевом развитии; | |
Тесная взаимосвязь в работе с педагогами специалистами; | |
Сотрудничество с родителями (педагогическое просвещение, согласование действий в решении поставленных проблем). |
Вывод:
Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.
Речевая среда — это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Автор:
Копцова Н.А.
Источник
Светлана Устинова
Актуальность проблемы речевого развития
Актуальность проблемы речевого развития.
Человеческая речь – это вибрация мысли, не плод разума, как такового, а природный механизм, который существует ровно столько, сколько существует сам Человек, в независимости от среды обитания.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
— ухудшение состояния здоровья детей;
— существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
— недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Причины низкого уровня развития.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи.
Причины низкого уровня формируются из-за:
1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.
2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
3. Также развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
Для успешного развития речи необходимо.
1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку.
4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.
Исходя из вышесказанного в нашем дошкольном учреждении максимально создаются условия для развития речи детей. По данной проблеме систематически проходят педагогические советы, тренинги, консультации для родителей и педагогов.
В общении с взрослыми и сверстниками педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи:
• речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
• в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдают за темпом и громкостью речи детей.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря:
• создают ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
• помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказать о них;
• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносимый смысл слов);
• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
6. Развивают связную речь:
• побуждая детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;
• организуют диалоги между детьми и взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Так же создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей:
• педагоги стимулируют детей комментировать свою речь;
• упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы и поощряют детское словотворчество.
Важным качеством речи является образность.
Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.
Николай Васильевич Гоголь писал: «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Писателя восхищает слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.
Источниками развития выразительности детской речи
• Устное народное творчество.
• Художественная литература
• Речь воспитателя
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественные произведения детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей.
Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.
Самым мощным, самым эффективным средством развития связной, образной, выразительной и культурной речи — является СКАЗКА.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова:
Этот рассказ мы с загадки начнем, Даже Алиса ответит едва ли, Что остается от сказки потом, После того, как ее рассказали?
А как бы вы ответили на этот «детский» вопрос?
Да, вы правы, сказки — это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна. В простых историях о хитрой Лисе и доверчивом Волке, Емеле и царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце и т. д. нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.
Использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сочиняя сказки, ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.
Любимое занятие каждого ребенка — игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность.
Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал, что только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда он играет. Эта мысль очень нравилась замечательному советскому педагогу Василий Александрович Сухомлинскому. Перефразируя ее, он говорил, что есть нечто сестринское, близкое между сказкой и игрой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. С помощью волшебной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.
Источник