Нетрадиционные методы развития речи у ребенка

Наталья Масалова
Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи

ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ

С ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, СОБЛЮДАЯ ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО»

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это,как вам известно:

•Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

•Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием- это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить, прежде всего,на:

•Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

•Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

•Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

•Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:

• Мнемоника (наглядное моделирование);

• ТРИЗ

• Постановка проблемного вопроса.

• Прием «ИЗОсказка».

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Рассмотрим подробнее:

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

связную речь

мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картинке и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ;

разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

отгадывание и составление загадок.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет,когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы,так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Перечень некоторых игр по методике ТРИЗ-технологии:

«Круги Луллия».

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов.

«Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков.

«Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.

Пособие «Гусеничка»

Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 2 лет занятия видео

«Волшебная дорожка».

В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.

«Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте, с помощью этого пособия детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использованияпособия в разных возрастных группах:

Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению.Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.

Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие можно использовать на разных видах занятий, как алгоритм составления описательных рассказов.

«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей,поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать.

Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.

В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ.

Что из себя представляет этот прием в первой младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.

Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) воспитатель прием ИЗОСКАЗКА начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема ИЗОСКАЗКА воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.

Со средней группе прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.

Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Источник

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей

дошкольного возраста.

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Она имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Не углубляясь в причины  проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. У таких детей крайне низкая работоспособность.

Читайте также:  Правильное развитие ног у ребенка

В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников — иллюстраторов.

 Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

∙ Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физ. развитием)

 ∙ Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)

 ∙ Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

 Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:

∙ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

∙ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

∙ формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

∙ развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению, которое проводится в виде различных игр:

• «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.

• «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста, а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.

• «Поселим птиц в вольер». Проводится аналогично, как предыдущая игра.

• «Страна фантазии». Взрослый сообщает: «Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи отмечается в следующих играх:

• «Угадай, что спрятано»

• «Угадай, где спрятано»

• «Найди половинку»

• «Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи прослеживается в театральной деятельности детей:

• в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Сказкотерапия дает педагогу большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Начиная с раннего возраста, в жизнь детей вводится изосказка.

Что из себя представляет этот прием в первой младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.

Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) воспитатель прием изосказка  начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема изосказка воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.

Со средней группе прием изосказка. А можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.

Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям пол ребенка

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

— ассоциативное мышление

— зрительную и слуховую память

— зрительное и слуховое внимание

— воображение

— связную речь

— мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картинке и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ;

разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

отгадывание и составление загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ педагоги учат детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Перечень некоторых игр по методике ТРИЗ-технологии:

«Круги Луллия».

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов.

«Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков.

«Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.

Пособие «Гусеничка»

Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

«Волшебная дорожка».

В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.

«Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте, с помощью этого пособия детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах:

Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.

Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие можно использовать на разных видах занятий, как алгоритм составления описательных рассказов.

«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать.

Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями: почему? зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.

В обучении ответам на проблемные вопросы большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей можно успешно преодолеть, используя нетрадиционные  приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Источник