Нервно психическое развитие ребенка в период младшего школьного возраста
Оглавление:
- Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
- Нервно-психическое развитие школьника
- Психическое развитие старшего школьника
- Роль сверстников в психическом развитии школьника
Хотя младший
школьный возраст не отмечен решающими сдвигами в развитии личности, как у
подростков, но все же этот период отличается заметным формированием личностных
качеств. Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка: он включается в
систему коллективов (классный, общешкольный), начинает налаживать отношения с
учителями и одноклассниками. Учеба в школе – новый вид деятельности,
предъявляющий к ученику ряд требований, заставляющий его быть организованным и подчиняться
строгому режиму и регламентации. Все это формирует и закрепляет новую систему
отношений к окружающему миру (людям, обучению и обязанностям, коллективу), определяет
развитие способностей, формирует волю и характер, расширяет круг общения и интересов.
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Стиль жизни
ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его
социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему
предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается
изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в
преддверии очередного возрастного периода.
Главные проблемы,
сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:
- Принятие своего нового статуса.
- Выстраивание отношений с педагогом,
сверстниками. - Изменение взаимоотношений в семье.
Дети, как
правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому
событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое
развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно
изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе. Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок,
выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе
характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при
общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к
себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.
На этом
этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего
школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе
как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых.
В этот же
период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются
как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те
ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет
компетентность педагогов и родительский авторитет.
С поступлением
в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями
его семьи. Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной
деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То
есть устанавливается взаимное уважение. Несмотря на серьезность вопросов
обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит
забывать об этом и применять для формирования их правильного психического
развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием,
можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим
самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать
ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.
Принимая во
внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя
забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную
потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы
взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними. Они очень
важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой
среде.
Психическое
развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста, оценивают не по отметкам, полученным в
школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.
Психическое
здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:
- Исполнительность.
- Дисциплинированность.
- Ответственность.
- Открытость.
- Уважение к окружающим.
- Оптимизм.
В сознании
ребенка должно прочно закрепиться знание того, что все неудачи и беды
преодолимы, а в кругу семьи его все поддерживают и готовы помочь в любой
момент.
Нервно-психическое развитие школьника
Три года, с
шести до девяти лет или с семи до десяти лет, приходятся на младший школьный
возраст. В это время у ребенка совершенствуется работа мозга и нервной системы.
К семи годам кора больших полушарий мозга уже является почти зрелой. Однако к
этому времени еще не сформированы некоторые важные отделы мозга, связанные с
программированием, регулирующие сложные формы психической деятельности.
Вследствие
недостаточного регулирующего и тормозящего влияния коры мозга на подкорковые
структуры младшие школьники возбудимы, невнимательны, эмоциональны, легко
отвлекаются.
Нервно-психическое
развитие школьника в этом возрасте претерпевает глубокие изменения. Существенно
влияет на все психические процессы переход к операциональному мышлению.
Изменяется восприятие, память, воображение, речь, воля, сознание ребенка, его
моральные суждения, способность к сотрудничеству с другими людьми. Полноценно
прожить этот период, раскрыть возможности младших школьников помогут родители,
воспитатели, учителя, психологи. Их роль в этом возрасте для ребенка особенно
важна.
Психическое развитие старшего школьника
В старшем
школьном возрасте центральная нервная система детей функционирует в
неоптимальном режиме гормональных воздействий. К этому времени завершается
группировка различного типа нейронов в коре головного мозга, наблюдается
совершенствование региональной специфичности, изменяется соотношение между
корой больших полушарий мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания
последних, активизируются диэнцефальные структуры.
Проследив психическое
развитие старшего школьника, можно заметить, что для этого периода характерно
проявление у детей полярных качеств психики, когда настойчивость и
целеустремленность находятся рядом с неустойчивостью и импульсивностью, а
повышенная безапелляционность и самоуверенность в суждениях легко сменяются
неуверенностью в себе и ранимостью. Возвышенность чувств может уживаться с
циничностью, враждебностью, сухим рационализмом, даже жестокостью. Дети
переживают становление характера, переходят от детства с опекой взрослых к самостоятельности,
идентифицируют себя как личность, устанавливают более тесные контакты со
сверстниками.
Роль сверстников в психическом развитии школьника
В период
обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение
с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители
всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости.
Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя
негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то
нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей
личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении
межличностных отношений и их коррекции при необходимости.
Новые
отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный
коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения
к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка,
а также правил и норм поведения.
Общение со
сверстниками в старшем возрасте особенно важно и представляет самостоятельную
ценность для подростков. Расширяется география общения и социальное
пространство: ближайшими друзьями старшеклассников становятся учащиеся других
школ, работающие люди, студенты, военнослужащие. Главная потребность,
удовлетворяемая здесь – разделить с кем-то собственные переживания. При этом
интерес к переживаниям других невелик. Поэтому и взаимная неудовлетворенность
отношениями, напряженность в них.
Общение со
сверстниками важно для школьников еще и по следующим причинам:
- Оно является специфическим каналом
передачи информации, по которому поставляются знания, не получаемые от
родителей. - Благодаря общению дети вырабатывают
навыки социального взаимодействия: обучаются осознавать свои обязанности,
отстаивать права, соотносить личные и общественные интересы. - Общение с ровесниками отвечает
потребности ребенка как в аффилиации (стремлении находиться в обществе людей),
так и потребности в обособлении.
Особую
ценность в этом возрасте наряду со становлением приятельских отношений приобретает
понятие дружбы.
А Вы замечаете этапы психического развития Вашего школьника? Расскажите об этом в комментариях.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Период младшего школьного возраста
План лекции
Период младшего школьного возраста
Лекция №8
1. Нервно-психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;
2. Характеристика периода младшего школьного возраста.
3. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этот период. Физическое, половое, и социальное развитие.
4. Универсальные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.
5. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности.
Младший школьный возраст — Условно выделяют младший школьный возраст (до 11 лет).
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
РЕЧЬ
Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
ПАМЯТЬ
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Внимание активизируется, но еще не стабильно.
Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n;
Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Анатомо-физиологические особенности. Кожа и подкожная клетчатка. Строение дермы в школьном возрасте примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное потоотделение. Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.
Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5—7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.
Мышечная система. Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7
К 8—10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6—7 лет быстро увеличивается
В 7—9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8—9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки — в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10—12 годам достаточно хорошо развита координация движений.
Костная система. Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена.
В младшем школьном возрасте происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые моляры. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9—10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.
Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, голосовая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см3. Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2500 (в 11 лет.
Сердечно-сосудистая система. Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) .
К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70.
Органы пищеварения. Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) . Физиологическое сужения пищевода в младшем школьном возрасте сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см. Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300—1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются поджелудочная железа и печень, повышается их функциональная активность. С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в день, кал оформленный.
Органы мочевыделения. Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в школьном возрасте структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5—9 лет — 200 мл, 9—12 лет — 200—300 мл. Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10—12 см, у девочек — до 2 см. Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл, с 8 до 11 лет — 850 мл.
Кроветворная система. Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется гемограмма, после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма, Кровь).Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (11 лет), размеры с 8´5 см (8 лет) до 11´6 см (11 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.
Иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6—11 годам масса вилочковой железы достигает максимума — примерно 30 г, затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. Лимфоидное кольцо носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10—11 годам приближается к уровню взрослых.
Эндокринная система. Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается щитовидная железа, совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и яичники у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.
Нервная система. Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6—7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—1348 г и 1259 г.
. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные условные рефлексы. Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.
Особенности заболеваемости. Дети в младшем школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, гормоны). Костно-мышечная система, хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки, сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.
С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются аденоиды, возникают ангины. Часто у детей школьного возраста выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.
Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку школьного возраста отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно пол и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3—4 раза в день по 10—15 мин, летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия (переутомление, расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на позвоночник, расстояние от глаз до стола 30—35 см. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.
Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7—9 лет — 10 ч, 10—11 лет — 91/2 ч.
Важна правильная организация отдыха школьников на воздухе. Необходимо, чтобы прогулки, игры на воздухе продолжались не менее 3 ч в день, половина этого времени должна приходиться на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, например кататься на коньках, лыжах следует не больше 11/2—2 ч, играть в футбол — не более 1 ч.
Особое внимание необходимо уделять организации режима дня детей 6-летнего возраста, посещающих школу. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 4 уроков продолжительностью по 35 мин. Перерывы между уроками по 15—20 мин, после 2-го или 3-го урока устраивается 45-минутная прогулка на воздухе. Обязательны физкультпаузы по 2—3 мин в середине урока. После учебных занятии следует организовать 2-часовой дневной сон.
Питание. Следует придерживаться определенного режима питания с 4—5-разовым приемом пищи.
. Физиологические особенности организма детей этого возраста — продолжающийся интенсивный обмен веществ, процесс роста и увеличение массы тела, формирование скелета и мускулатуры. Причем, чем младше ребенок, тем существеннее выражены эти процессы и тем большими затратами энергии и пищевых веществ они сопровождаются.
Нормальный рост и развитие зависят от правильно организованного питания. С этой целью следует использовать рекомендуемые нормы потребления энергии и пищевых веществ для детей школьного возраста разных возрастно-половых групп. С возрастом происходит увеличение общих затрат энергии, соответственно повышается потребление энергии и пищевых веществ.
Нормы потребления белков, жиров, углеводов составляют соответственно для детей
6 лет — 68 г; 68 г; 272 г; для детей 7—10 лет — 79 г; 79 г; 315 гПри этом соотношение белков, жиров, углеводов такое же, как и у взрослых — около 1:1:4, что является оптимальным для максимального усвоения их в организме детей. В первую очередь, следует обеспечить потребность в белках животного происхождения, содержащих незаменимые аминокислоты, которые особенно необходимы для растущего организма. Количество белков животного происхождения, в отличие от потребляемого взрослыми, должно составлять не менее 60%, а для 6-летних детей — не менее 65% от общего количества белка в рационе.
В рацион должны входить как животные, так и растительные жиры, содержащие незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты. Потребность в них у детей школьного возраста в связи с их большой подвижностью особенно высока.
В рацион детей следует обязательно включать овощи, фрукты, ягоды, зелень, т.к. они являются источником многих необходимых организму веществ, а также богаты клетчаткой, способствующей нормальной деятельности кишечника. Обязательная составная часть рациона ребенка — витамины и минеральные вещества.
Возрастные особенности пищеварения детей школьного возраста требуют соответствующей кулинарно-технологической обработки пищи. Желательно использовать тушеные, отварные, запеченные блюда и как можно реже жареные. В питании школьников 6—10 лет жареную пищу лучше не применять. Обязательно следует включать в рацион горячую пищу, которая стимулирует секрецию пищеварительных соков, способствует лучшему перевариванию и более полному ее использованию организмом, создает чувство насыщения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4877; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник