Нервно психическое развитие ребенка учебник

Уровни и методы оценки психомоторного развития

Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:

1) до 1 года — 1 раз в месяц;

2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;

3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.

После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни

В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.

В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.

3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.

4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.

5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.

6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.

7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.

8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.

9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.

10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.

11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».

12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.

1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.

1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.[NEXT_PAGE]

2 года. Находит предмет по цвету, преодолевает препятствия, чередуя шаг. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Пользуется двух- и трехсложными предложениями. Понимает рассказы взрослых о событиях прошлого. Частично самостоятельно одевается.

2 года 6 месяцев. Подбирает по образцу предметы различных цветов и геометрических форм. Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий. В речи использует сложные предложения с придаточными. Выполняет простые сюжетные построения, сам называет их. Начинает пользоваться карандашом. Полностью сам одевается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки, по необходимости пользуется носовым платком.

3 года. Называет 4 основных цвета. Переступает через препятствия высотой в 10- 15 см. В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Часто задает вопросы «почему?», «когда?», «зачем?». Проявляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», «воспитательница» и др. В игре используются сюжетные постройки. Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина. Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.

4 года. Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. Сенсорное развитие: знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы. Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы «что?», «зачем?», «почему?», слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная. Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до 40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку — «гараж», «дом». Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета. Навыки: самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

5 лет. Двигательные умения: сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.

Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.

Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты» и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением.

Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир.

Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.

6 лет. Моторное развитие. Движения приобретают легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы.

Сенсорное развитие. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов — голубой, розовый, фиолетовый, серый.

Умственное развитие. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года; называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2- 3 картинкам. Речь с правильным построением предложений. Игровая деятельность: есть любимые игры и роли.

Поведение: следит за тем, чтобы другие дети выполняли правила поведения.

Навыки: все умеет делать. Самостоятельно поддерживает чистоту в доме, свободно пользуется ножницами.

7 лет. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами — бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.

Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги.

Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.

Поведение. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки, первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.

Навыки. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

Источник

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2013

Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ

Рецензенты:

Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.

Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.

Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)

Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Оглавление

Предисловие……………………………………………….………………………………4

Методические указания…………………………………………………………..………7

Введение…………………………………………………………………………….……..7

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8

Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13

Тестовые задания………………………………………………………………………..14

Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26

Тестовые задания…………………………………………………………………………27

Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47

Тестовые задания………………………………………………………………………..48

Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51

Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61

Тестовые задания………………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы….…………………………………………………………….….…65

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III — IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.

Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. — 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. — 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.

Практическое занятие проводится по плану:

1) Проверка подготовки студента к занятию;

2) Демонстрация преподавателем методики исследования;

3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;

4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;

5) Подведение итогов занятия;

6) Обозначение задания на следующее занятие.

Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.

В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК — 1, ПК — 5, ПК — 16.

Студенты будут знать:

· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.

· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.

· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.

· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.

· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.

· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.

· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.

· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.

· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.

· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.

· Методы исследования нервной системы.

Уметь:

· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.

· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.

· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.

· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.

· Подобрать игрушки для детей различного возраста.

· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).

Перечень практических навыков:

· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).

· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).

· Оценка двигательных умений ребенка.

· Оценка развития речи ребенка.

· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.

· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.

· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.

Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.

Источник