Нервно психическое развитие ребенка раннего детского возраста
Нервно психическое развитие детей в разном возрасте. Что ребенок должен уметь делать в процессе своего развития?
В задачу родителей входит помощь своевременного развития ребенка. Воспитание включает в себя не только внедрение развивающих игр, но также диагностирование. Это дает понять, какие цели достигнуты, а над чем еще нужно работать.
Диагностика нервно — психического развития
В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.
Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.
В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.
Карта нервно — психического развития
Для систематизации нервно психического развития, все данные диагностики следует заносить в карту. Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака «+», недоступные навыки отмечают при помощи знака «-». Темные ячейки обозначают, что в этом возрасте навык еще не доступен.
Умения ребенка | Возраст | ||||||
10м. | 1г.3м. | 1г.6м. | 1г.9м. | 2г. | 2г.6м. | 3г. | |
Физические способности | |||||||
Возможности бега: | |||||||
— бегает неуверенно | |||||||
— хорошо бегает | |||||||
— переключается на бег или ходьбу по просьбе | |||||||
— может менять темп бега, направление на ходу | |||||||
Возможности ходьбы: | |||||||
— сам ходит | |||||||
— поднимается по нескольким ступенькам | |||||||
— поднимается по детской лесенке шагом с чередованием ног, спускается приставляя ногу | |||||||
— ходит по узкой поверхности, не оступаясь | |||||||
— умеет держать равновесие | |||||||
Работа с мячом: | |||||||
— может покатить или бросить мячик | |||||||
— заталкивает мяч в обозначенный промежуток (ворота) | |||||||
— бросает мяч двумя руками вверх или вниз | |||||||
— бросает мяч, стараясь попасть в цель не выше его роста | |||||||
— пытается поймать мяч двумя руками | |||||||
— ловко бросает мяч | |||||||
Речевая функция | |||||||
Понимает слова: | |||||||
— понимает общие простые слова | |||||||
— понимает слова, описывающие окружающую обстановку | |||||||
— показывает части липа при вопросе родителей | |||||||
— понимает небольшие расскази. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» | |||||||
— понимает рассказ взрослого в котором нет событий, которые ребенок пережил | |||||||
Собственная речь: | |||||||
— издает простые звуки | |||||||
— строит простой слог (ма-ма, ба-ба) | |||||||
— сопровождает игры словами | |||||||
— строит предложения из трех слов | |||||||
— строит предложения из четырех слов и больше | |||||||
— спрашивает «Куда?», «Где?», «Как?» | |||||||
— строит сложные предложения | |||||||
— знает около 1500 разных слов | |||||||
Самостоятельность | |||||||
— сам употребляет густую пищу | |||||||
— сам употребляет полужидкую пищу ложкой | |||||||
— просится в туалет | |||||||
— старается исправить неопрятность в одежде | |||||||
— может снимать некоторые вещи | |||||||
— использует носовой платок | |||||||
— одевается, но пуговицы не застегивает | |||||||
— помогает делает простые бытовые вещи | |||||||
— полностью одевается сам | |||||||
— умеет расчесывать волосы | |||||||
Социальная направленность | |||||||
— Показывает яркие эмоции родителям | |||||||
— Перенимает чувства других детей (если все смеются, тоже начинает) | |||||||
— Показывает разные эмоции при медленной и быстрой музыке | |||||||
— изучает картинки | |||||||
— под музыку повторяет знакомые движения | |||||||
— подражает эмоциям взрослых | |||||||
— в играх появляется эмоциональная речь | |||||||
— сочувствует, если рядом плачет ребенок | |||||||
— выделяет свое эмоциональное состояние | |||||||
— хочет быть хорошим, гордиться родителями | |||||||
— переживает, когда родители уходят | |||||||
— появляются первые признаки независимости | |||||||
Взаимодействие с окружающими предметами | |||||||
— одевает кольца на стержень | |||||||
— черкает карандашом на бумаге | |||||||
— играя с кубиками, строит башенки | |||||||
— может одевать крупные бусы на веревку | |||||||
— строит из кубиков простые сооружения | |||||||
— рисует горизонтальные и вертикальные линии | |||||||
— успешно собирает матрешку | |||||||
— строит из кубиков высокие башни | |||||||
— разминает в ладошках пластилин | |||||||
— делает простые аппликации |
Критерии нервно — психического развития
Определение уровня развития рассматривают комплексно, учитывая важные критерии:
- физические способности
- речевая функция
- самостоятельность
- социальная направленность
- взаимодействие с окружающими предметами
Нервно — психическое развитие таблица
Общее развитие ребенка сводиться к приобретению определенных навыков к соответствующему возрасту. Если карта развития рассматривает более глубоко каждое умение, то представленная таблица является напоминанием того, что ребенок должен уметь в определенном возрасте.
Оценка нервно — психического развития
Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.
- Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
- Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
- Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
- Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
- До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
- Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием
Нервно — психическое развитие детей до года
В течение первого года ребенок постепенно формирует свое сознание. Начало развития происходит с удерживания двигающегося предмета в поле зрения. Затем начинает прислушиваться к громким звукам, различать голоса родителей.
- В два месяца сам произносит некоторые звуки. Затем начинается физическое развитие, ребенок может поднимать голову, лежа на животе, долго удерживать ее
- В четыре месяца у ребенка часто появляется проявление радости, когда он видит маму и папу. Затем начинает отличать родных и близких людей от чужих людей
- Полугодичный возраст требует небольших навыков моторики, удерживание игрушки в руке, перекладывание ее. Затем развивается двигательная функция, ребенок начинает активно ползать
- После начинает подражать родителям, любит долго играть. Примерно в девять месяцев может начать неуверенно ходить, узнавать предметы вокруг. Со временем учиться преодолевать небольшие препятствия, взбираться на диван или кресло.
- Ближе к году узнает родителей на фотографиях, с интересом рассматривает все новое
Нервно — психическое развитие ребенка 1 и 2 лет
В этом возрасте малыш успешно осваивает все формы движения, от ползания на коленках до умелой ходьбы на ногах. Тест по развитию включает способность перешагивать через расположенные на полу небольшие предметы. При этом шаг должен чередовать как правую, так и левую ногу, а не начинаться с какой-то одной.
В реальности ребенок выполняет намного больше активных действий. Взбирается на все, что расположено не намного выше него. Это может быть как небольшой пуфик, так и большая стиральная машина.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста характеризуется умением запоминать слова, составлять хороший словарный запас, примерно 200-300 слов. Ребенок может наизусть прочитать стихотворение или пересказать отрывок из небольшого рассказа. Нервно психическое развитие включает огромное впитывание информации. Дети могут услышать любую фразу и повторить ее через несколько дней.
Нервно — психическое развитие ребенка 3 и 4 лет
Все приобретенные навыки усиливаются. Добавляется несколько новых. Ребенок может самостоятельно кушать, больше проявляется умение обслуживать себя. Моет руки с мылом, может вставлять ключ в дверной замок и прокручивать его.
Сильнее развивается психическое положение. Делает простые выводы, учиться анализировать все вокруг. Часто может заранее обдумывать свои действия или планы. В это время должен уметь хорошо и членораздельно общаться.
Ближе к четырехлетнему возрасту больше старается быть самостоятельным. Может сам ходить в туалет, когда нужно, одеваться и обуваться. Психическое развитие заключается в умении сосредотачиваться над поставленной целью, контролировать некоторые свои действия и желания. Выделяет область любимых занятий.
Нервно — психическое развитие детей 5 и 6 лет
Этот период характеризует ребенка, как мыслящего человека. Перед началом любой игры, участвует в распределении ролей, планирует, что будет и, как это будет выглядеть.
- Во время рисования больше уделяет внимание мелочам, детально прорисовывая некоторые элементы. Изображения становятся более сложными и имеют логический смысл
- Нахождение в детском саду развивает умение общаться со сверстниками и старшими людьми. Учится быть частью коллектива, взаимодействовать со всеми окружающими людьми. В этот период появляются личные симпатии, ребенок выделяет друзей среди всех ребят, которые находятся в группе
- Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста заключается в умении контролировать свои действия, выполнять предоставленную работу, даже если она не нравится. Может грамотно вести диалог, составлять связные предложения, наполненные конкретным смыслом
Нервно — психическое развитие подростков
Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь. Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез. У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. У девочек появляются первые менструации, меняется форма рук, округляются ягодицы, увеличиваются молочные железы.
С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.
- В этот период подростки достаточно ранимы, они еще осмысливают жизненные законы, поэтому чаще всего появляется такое понятие, как «подростковый максимализм». Мышление, при котором явно завышаются нормы морали или идеалы. Происходит формирование личности, становление психики
- В этом возрасте возникает первое половое влечение, подростки больше обращают внимание на свою внешность. Особенно быстро происходит физическое развитие. Дети с небольшим ростом в этом время могут значительно прибавить и вытянуться
- Последнее время отмечается процесс акселерации – быстрого роста и полового созревания детей. При этом психическое развитие остается на прежнем уровне. Поэтому за подростками нужно внимательно следить и адекватно реагировать на их поведение, помогая окрепнуть и прочно сформировать личность
Видео: Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни
Источник
Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно — психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
Электронная почта
Источник