Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни

Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

  

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

   

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

  

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

     

Берет пищу губами с ложки для кормления

 Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

«мама», «ав-ав», «кис-кис»

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»

Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

Источник

Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

tablitsa-psikhomotor.doc

Скачиваний:

872

Добавлен:

25.03.2015

Размер:

220.67 Кб

Скачать

Приложение
1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное
развитие

Органы
чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения
(Д)

Подготовительные
этапы

развития
речи (Р)

Формирование
навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения
руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие
(До)

Понимание

речи или пассивная
речь (Рп)

Активная речь
(Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет

(ступенчатое
слежение)

На
резкий звуковой раздражитель отвечает
вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Торможение
(сосредоточение) при воздействии
слуховых, пищевых лабиринтных
раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд
на ярких

предметах

Слуховое
сосредоточение на громком звуковом
раздражителе

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Двигательное
торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1.
Сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете.

2.
Появляется плавное прослеживание
движущегося предмета

Прислушивается
к звукам, голосу взрослого

Отвечает
улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются
атетозоподобные движения

Лежа
на животе поднимает и удерживает
голову

Нет

Нет

Формирование
пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется
сочетание слухового и зрительного
сосредоточения. Длительное зрительное
сосредоточение на неподвижном и
движущемся предметах

Поворачивает
голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на
обращенную к нему речь

Появляется
выпрямление конечностей и потягивание
при поглаживании.

Вскидывает
руки вверх

Лежа
на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову

Нет

Появляется
первая недифференцированная голосовая
реакция

Формирование
пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание
предмета с дифференцировкой формы и
цвета

Совершенствуется
дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс
оживления» (двигат. активность,
взвизгивание, смех, усиленное дыхание)
в ответ на общение

Случайно
наталкивается руками на низко висящие
игрушки; ощупывает свои руки; оживленные
движения рук в ответ на разговор с
ним.

Появляются
локальные реакции: потирает руками
места раздражения кожи (глаза, уши,
нос)

Согласованная
работа мышц-антагонистов (велосипедные
движения ногами). Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья
и высоко подняв голову (верхний рефлекс
Ландау). При поддержке под мышки крепко
упирается ногами, согнутыми в
тазобедренных суставах. Удерживает
голову в вертикальном положении

В
ответ на обращенную речь проявляет
радость.

Голосовая
реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные
звуки: «х», «к», иногда в
сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При
виде бутылки с молоком появляется
зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает
руки и близко расположенные предметы

Находит
глазами невидимый источник звука

Громко
смеется

Обеими
руками ощупывает и захватывает висящую
игрушку

Делает «мост»
при повороте на живот. Поднимает
голову и плечи в положении на спине

В
ответ на обращенную речь имитирует
интонацию

Появляется
гудение

Придерживает
руками грудь матери или бутылку во
время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает
близких людей от чужих. Узнавание на
основе опыта

Узнает
голос матери. Различает строгую и
ласковую интонацию

По-разному
реагирует на близких и чужих людей

Берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
игрушку в одной руке.

Лежит на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается с живота на спину.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Встает при подтягивании
за руки

Появляется
ответная реакция действием на речевой
раздражитель (подготовка к еде,
прогулке, пеленанию)

Длительно
эмоционально певуче гулит

Возможна
выработка произвольных мочеиспускания
и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется
глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные
реакции (хныканье, крик) на резкий
звук, крик

Из
разных положений свободно берет
игрушку и подолгу играет. Похлопывает
рукой по предметам. Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Формируются
дифференцированные двигательные
реакции — начинает подползать к
игрушкам

В
ответ на зрительно-речевой раздражитель
участвует в игровых ситуациях. Понимает
мимику, жесты

Произносит
отдельные слоги (ба, ма) с носовым
оттенком

Ест
с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно
узнает игрушки

На
слуховые раздражители отвечает
подражанием

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Совершенствуются
игровые движения

Формируются
сложные цепные двигательные реакции.
Начинает ползать на четвереньках

На
вопрос «где?» находит взглядом
предмет, расположенный в определенном
месте

Подолгу
лепечет (повторно произносит одни и
те же слоги) — с преобладанием мягких
гласных

Пьет
из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под
контролем

зрительного и
слухового

анализаторов

Совершенствуется
дифферендировка положительных и
отрицательных эмоций

Игрушками
занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает
и др.)

Сам
садится, сидит и ложится. Хорошо
ползает на четвереньках. Стоит,
переступает и опускается, держась за
барьер

По просьбе
взрослого выполняет разученные
движения («ладушки», «дай ручку»
и др.)

Громко,
четко и повторно произносит различные
слоги, подражая голосу взрослого.
Формирование губных согласных («п»)

Сам
держит и ест кусочек хлеба. Спокойно
относится к процессу высаживания на
горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Действует
с предметами по-разному, в зависимости
от их свойств

Переходит
от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые
движения

На
вопрос «где?» находит несколько
знакомых предметов, независимо от их
места. Знает свое имя

Подражает
взрослому, повторяя за ним слоги,
имеющиеся в его лепете

Хорошо
пьет из чашки, слегка придерживая ее
руками

10

месяцев

Дальнейшее
совершенствование

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.
Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные Действия: открывает,
закрывает, вынимает и др.

Влезает
на невысокую поверхность и сходит с
нее

По
просьбе «дай» находит и дает
знакомые предметы

Подражая
взрослому, повторяет за ним новые
слоги и короткие слова

Закрепляются
умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Овладевает
новыми действиями и начинает выполнять
их по заданию взрослых: складывает
кубики, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями и т.п.

Стоит
самостоятельно. Делает первые самостоя
тельные шаги

Первые
обшения (по слову находит любой мяч,
любую куклу, все часы, все машины и
т.д.)

Произносит
первые слова-обозначения («дай»,
«на», «ав», «па-па»,
«ба-ба» и т.д.)

Держит
ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает
на фотографии знакомых людей.

Рассматривает
картинки

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Выполняет
самостоятельно разученные действия
с игрушками (катает, кормит, водит,
баюкает и т.п.).

Переносит
действия, разученные с одним предметом,
на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит
самостоятельно (без опоры)

Понимает
(без показа) названия предметов,
действий, имена взрослых; выполняет
поручения (принеси, найди, отдай,
положи на место и др.)

Легко
подражает новым слогам. Произносит
до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно
пьет из чашки

Таблица 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник