Нервно психическое развитие ребенка педиатрия
Масса головного мозга новорожденного
составляет 1% массы тела. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким
образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга,
взрослого — 20—25 г.
Формирование головного мозга
не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную
особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких
борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры
лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной
— наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров
и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.
Серое вещество плохо дифференцирование
от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными
в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса,
продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные
пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном
отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспечивающих органов у новорожденного
регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость,
нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными
рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта
с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования
в дальнейшем более сложных форм деятельности.
С первых дней жизни у ребенка
функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного
является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации.
Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую
реакцию.
С возрастом масса головного
мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается,
а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.
Процесс дифференциации нервных
клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и
увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов
между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов).
Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно
энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка
нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга
по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация
завершается к 5 годам.
У детей мозг кровоснабжается
лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное
кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро
растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого
года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия
родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу
при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ
и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость
гематоэнцефалического барьера.
С момента рождения доношенный
ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся
сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации
и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей
среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме
безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в
первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются
приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия
организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го
месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов.
В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные
рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного
мозга.
Развитие высшей нервной деятельности,
т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми
темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи
с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро
дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются
на всю жизнь.
Огромную роль в поведении
ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции
сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие
речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым,
результатом воспитательной активности.
Развитие и воспитание ребенка
складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему
необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное
развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому
развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.
Физиологическая незрелость
нервной системы, эволюционно-возрастные особенности растущего и развивающегося
мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений
психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений
в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование
и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление
нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни
важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой
интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного
развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой
и Е. М. Мастюковой.
Для облегчения ранней диагностики
отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные
оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми
грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.)
окажет большую помощь врачу-педиатру.
На втором году жизни продолжается
интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы
в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении
преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов,
часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему.
В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются
координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный
запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся
к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются
элементарным правилам поведения.
В течение 3-го года жизни
моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется
ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл.
5).
В возрасте 4—7 лет дети приобретают
относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от
непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или
чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о
природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить,
петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится
формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм
общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое,
а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней
мышления завершается к 13—15 годам.
Журба Л. Т., Мастюкова
Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. —
М.: Медицина, 1981.
Таблица 5
Физическое и нервно-психическое
развитие детей старше года (М±т)
Возраст | Длина, | Масса, | Окружность | Нервно-психическое |
1 | 79,45±0,32 76,97±0,29 | Мальчики | 49,6610,21 48,2910,22 2,32 | Запас |
1 | 81,73±0,32 80,8±0,28 2,98 | Мальчики | 49,9210,19 48,93Ю,2 2,11 | Запас |
1год | 84,51±0,28 83,75±0,36 3,57 | Мальчики | 50,83Ю,19 49,8310,21 2,44 | Запас |
2 | 88,26Ю,30 86,1310,33 3,87 | Мальчики 13,04Ю,1 1,24 Девочки 12,6410,15 | 51,2Ю,18 50,05Ю,22 2,43 | Запас |
2 | 91,85±0,33 91,20±0,38 4,28 | Мальчики | 52,0910,18 51,32Ю,15 1,74 | Свободно |
3 | 95,72±0,33 95,27±0,33 3,78 | Мальчики | 52,510,21 51,910,18 2,06 | Легко |
Различают 4 этапа формирования
психики ребенка.
Первый этап — моторный, характеризуется
овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни
ребенка.
Второй этап — сенсорный,
продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер,
т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для
формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания,
целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — аффективный,
длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный
характер.
Четвертый этап — идеаторный
(12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения.
Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится
абстрактным. Начинает формироваться личность.
В отдельные периоды жизни
повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти
периоды называются кризисными.
Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5
года и в 12—15 лет.
В первом возрастном кризисе
— парапубертатном— быстрое формирование психических и физических качеств
напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных
состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй
возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней
секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети
очень ранимы и требуют особого внимания.
«Варнинг»
Копирование материалов без размещения ссылки на наш сайт ЗАПРЕЩЕНО!!!
Авторские права на все материалы принадлежат их авторам.
Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.
Источник
Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно — психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень — по 1-2 показателям.
2-я степень — по 3-4 показателям.
3-я степень — по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
E-mail
Источник