Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Возраст с 3 до 6-7 лет является существенным этапом в формировании психических функций ребенка. Важной основой этого процесса является дальнейшее созревание головного и спинного мозга.
К 3 годам масса головного мозга ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К 5-6 годам формируются мелкие извилины коры. Продолжается структурное развитие нервных клеток. К концу периода головной мозг ребенка близок по строению к головному мозгу взрослых.
. В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.
Движения в этом возрасте являются естественной жизненной потребностью. Суточная двигательная активность у детей 5 лет достигает 8-10 тысяч различных движений в сутки. В зимнее время она снижается. При этом суточная двигательная активность у девочек ниже, чем у мальчиков. Однако у девочек более выражена точность движений.
К 4 годам ребенок может ловко и уверенно двигаться вперед и назад, бегать вприпрыжку, бросать мяч. В пять лет ребенок умеет перепрыгивать с места на место, ловить мяч, ездить на велосипеде, исполняет под музыку разные движения, умеет делать простые танцевальные па, устанавливает четкое доминирование правой или левой руки. В 6 лет дети уверенно скачут на одной ноге, ведут мяч одной рукой на ходу или ногами как в футболе, прыгают через скакалку, которую крутят два человека. В 6-7 лет они могут лазать по канату, метать мяч в даль и в цель.
Развитие тонких целенаправленных движений кисти у детей дошкольного возраста проявляется постепенно способностью пользоваться ножницами, столовыми приборами, умением рисовать треугольники, квадраты (в 4 года), круги (в 6 лет) и другие геометрические фигуры, писать печатными буквами. Однако координация движений в этом возрасте еще недостаточна. Это, в сочетании с высокой двигательной активностью, может приводить к разнообразным травмам. Травмы являются наиболее частой причиной смертности в данной возрастной группе.
В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие органов чувств. С 3 лет ребенок имеет хорошее цветовое зрение, в дальнейшем повышается тонкость цветоразличения. Он способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций. В возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения — 1,0. Продолжает развиваться музыкальный слух. Начинает формироваться ориентировка во времени. Все это улучшает процесс восприятия окружающего мира.
Воображение малыша становится более ярким, насыщенным, эмоциональным. Развивается творческое воображение. У дошкольников, как правило, хорошая память. Они легко запоминают сказки, соответствующие возрасту стихи, считалки, скороговорки.
Необходимо знать, что ребенок легко запоминает то, что для него эмоционально окрашено. В 3-4-летнем возрасте память имеет непроизвольный характер, при этом ребенок не ставит перед собой целью запоминать какие-либо объекты или слова. С 4-5 лет формируется произвольная память, т.е. сознательное стремление что-то выучить, запомнить.
С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. К 6-7 годам происходит включение механизмов произвольного внимания (подчинение внимания определенным целям), его способности к переключению.
К 6 годам словарный запас ребенка расширяется до 3000 слов. Употребляются предложения разных видов, правильно используются склонения и спряжения, формируется культура речевого общения.
К 3-4 годам развивается способность к коллективным играм со сверстниками, которые становятся основным видом деятельности. В 3 года дети начинают играть рядом и у каждого должна быть своя игрушка. В дальнейшем дети играют вместе, но это взаимодействие кратковременное. В 5-6 лет, с развитием игровых умений и замыслов, дети начинают объединяться для игры на более длительное время.
К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. К 4-5 годам начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, в предпочтении игр и игрушек.
Дошкольник может легко освоить все гигиенические навыки. Уже на четвертом году жизни ребенок может самостоятельно чистить зубы с пастой и полоскать рот после приема пищи. Большинство детей к 5 годам умеют самостоятельно умываться. Дошкольник способен пользоваться носовым платком. В 3-4 года малыш во время приема пищи может пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой. В 5 лет дети едят аккуратно, бесшумно. В 6-7 лет закрепляют навыки культуры поведения за столом, в том числе правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой, убирать со стола посуду.
В 3 года малыш может застегивать пуговицы и завязывать шнурки на обуви с небольшой помощью взрослого. К 4 годам совершенствуется стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, быть всегда аккуратным, опрятным. В 5 лет закрепляются навыки одеваться и раздеваться, дети сами застегивают пуговицы, молнии, зашнуровывают ботинки. К 6 годам дошкольники могут завязать шнурки на обуви, почистить обувь, постирать носки, следят за опрятностью костюма. К 7 годам дети умеют быстро одеваться и раздеваться.
Начальные формы самосознания формируются у ребенка трех лет, когда он начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я» и стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности. Это может осложниться «кризисом трех лет», при котором у ребенка на фоне установления новых отношений с окружающими, необходимых для выявления своего «Я», наблюдается негативизм (ребенок отказывается подчиняться некоторым требованиям взрослых), упрямство (ребенок настаивает на своем требовании), строптивость (протест против порядков, существующих дома), своеволие, обесценивание роли взрослых.
К 7 годам на фоне появления новой внутренней жизни — жизни переживаний, влияющих на внутренний мир, возможно возникновение «кризиса семи лет».
Основные симптомы этого кризиса:
· потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);
· манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
· ребенку плохо, но он старается этого не показывать.
В связи с «кризисом семи лет» возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым. Преодоление кризиса свидетельствует о переходе в следующий возрастной период.
В конце дошкольного периода происходит формирование готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе устанавливается при комплексном психодиагностическом обследовании.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 3309; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9168 — | 7384 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Нервно психическое развитие детей в разном возрасте. Что ребенок должен уметь делать в процессе своего развития?
В задачу родителей входит помощь своевременного развития ребенка. Воспитание включает в себя не только внедрение развивающих игр, но также диагностирование. Это дает понять, какие цели достигнуты, а над чем еще нужно работать.
Диагностика нервно — психического развития
В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.
Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.
В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.
Карта нервно — психического развития
Для систематизации нервно психического развития, все данные диагностики следует заносить в карту. Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака «+», недоступные навыки отмечают при помощи знака «-». Темные ячейки обозначают, что в этом возрасте навык еще не доступен.
Умения ребенка | Возраст | ||||||
10м. | 1г.3м. | 1г.6м. | 1г.9м. | 2г. | 2г.6м. | 3г. | |
Физические способности | |||||||
Возможности бега: | |||||||
— бегает неуверенно | |||||||
— хорошо бегает | |||||||
— переключается на бег или ходьбу по просьбе | |||||||
— может менять темп бега, направление на ходу | |||||||
Возможности ходьбы: | |||||||
— сам ходит | |||||||
— поднимается по нескольким ступенькам | |||||||
— поднимается по детской лесенке шагом с чередованием ног, спускается приставляя ногу | |||||||
— ходит по узкой поверхности, не оступаясь | |||||||
— умеет держать равновесие | |||||||
Работа с мячом: | |||||||
— может покатить или бросить мячик | |||||||
— заталкивает мяч в обозначенный промежуток (ворота) | |||||||
— бросает мяч двумя руками вверх или вниз | |||||||
— бросает мяч, стараясь попасть в цель не выше его роста | |||||||
— пытается поймать мяч двумя руками | |||||||
— ловко бросает мяч | |||||||
Речевая функция | |||||||
Понимает слова: | |||||||
— понимает общие простые слова | |||||||
— понимает слова, описывающие окружающую обстановку | |||||||
— показывает части липа при вопросе родителей | |||||||
— понимает небольшие расскази. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» | |||||||
— понимает рассказ взрослого в котором нет событий, которые ребенок пережил | |||||||
Собственная речь: | |||||||
— издает простые звуки | |||||||
— строит простой слог (ма-ма, ба-ба) | |||||||
— сопровождает игры словами | |||||||
— строит предложения из трех слов | |||||||
— строит предложения из четырех слов и больше | |||||||
— спрашивает «Куда?», «Где?», «Как?» | |||||||
— строит сложные предложения | |||||||
— знает около 1500 разных слов | |||||||
Самостоятельность | |||||||
— сам употребляет густую пищу | |||||||
— сам употребляет полужидкую пищу ложкой | |||||||
— просится в туалет | |||||||
— старается исправить неопрятность в одежде | |||||||
— может снимать некоторые вещи | |||||||
— использует носовой платок | |||||||
— одевается, но пуговицы не застегивает | |||||||
— помогает делает простые бытовые вещи | |||||||
— полностью одевается сам | |||||||
— умеет расчесывать волосы | |||||||
Социальная направленность | |||||||
— Показывает яркие эмоции родителям | |||||||
— Перенимает чувства других детей (если все смеются, тоже начинает) | |||||||
— Показывает разные эмоции при медленной и быстрой музыке | |||||||
— изучает картинки | |||||||
— под музыку повторяет знакомые движения | |||||||
— подражает эмоциям взрослых | |||||||
— в играх появляется эмоциональная речь | |||||||
— сочувствует, если рядом плачет ребенок | |||||||
— выделяет свое эмоциональное состояние | |||||||
— хочет быть хорошим, гордиться родителями | |||||||
— переживает, когда родители уходят | |||||||
— появляются первые признаки независимости | |||||||
Взаимодействие с окружающими предметами | |||||||
— одевает кольца на стержень | |||||||
— черкает карандашом на бумаге | |||||||
— играя с кубиками, строит башенки | |||||||
— может одевать крупные бусы на веревку | |||||||
— строит из кубиков простые сооружения | |||||||
— рисует горизонтальные и вертикальные линии | |||||||
— успешно собирает матрешку | |||||||
— строит из кубиков высокие башни | |||||||
— разминает в ладошках пластилин | |||||||
— делает простые аппликации |
Критерии нервно — психического развития
Определение уровня развития рассматривают комплексно, учитывая важные критерии:
- физические способности
- речевая функция
- самостоятельность
- социальная направленность
- взаимодействие с окружающими предметами
Нервно — психическое развитие таблица
Общее развитие ребенка сводиться к приобретению определенных навыков к соответствующему возрасту. Если карта развития рассматривает более глубоко каждое умение, то представленная таблица является напоминанием того, что ребенок должен уметь в определенном возрасте.
Оценка нервно — психического развития
Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.
- Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
- Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
- Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
- Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
- До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
- Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием
Нервно — психическое развитие детей до года
В течение первого года ребенок постепенно формирует свое сознание. Начало развития происходит с удерживания двигающегося предмета в поле зрения. Затем начинает прислушиваться к громким звукам, различать голоса родителей.
- В два месяца сам произносит некоторые звуки. Затем начинается физическое развитие, ребенок может поднимать голову, лежа на животе, долго удерживать ее
- В четыре месяца у ребенка часто появляется проявление радости, когда он видит маму и папу. Затем начинает отличать родных и близких людей от чужих людей
- Полугодичный возраст требует небольших навыков моторики, удерживание игрушки в руке, перекладывание ее. Затем развивается двигательная функция, ребенок начинает активно ползать
- После начинает подражать родителям, любит долго играть. Примерно в девять месяцев может начать неуверенно ходить, узнавать предметы вокруг. Со временем учиться преодолевать небольшие препятствия, взбираться на диван или кресло.
- Ближе к году узнает родителей на фотографиях, с интересом рассматривает все новое
Нервно — психическое развитие ребенка 1 и 2 лет
В этом возрасте малыш успешно осваивает все формы движения, от ползания на коленках до умелой ходьбы на ногах. Тест по развитию включает способность перешагивать через расположенные на полу небольшие предметы. При этом шаг должен чередовать как правую, так и левую ногу, а не начинаться с какой-то одной.
В реальности ребенок выполняет намного больше активных действий. Взбирается на все, что расположено не намного выше него. Это может быть как небольшой пуфик, так и большая стиральная машина.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста характеризуется умением запоминать слова, составлять хороший словарный запас, примерно 200-300 слов. Ребенок может наизусть прочитать стихотворение или пересказать отрывок из небольшого рассказа. Нервно психическое развитие включает огромное впитывание информации. Дети могут услышать любую фразу и повторить ее через несколько дней.
Нервно — психическое развитие ребенка 3 и 4 лет
Все приобретенные навыки усиливаются. Добавляется несколько новых. Ребенок может самостоятельно кушать, больше проявляется умение обслуживать себя. Моет руки с мылом, может вставлять ключ в дверной замок и прокручивать его.
Сильнее развивается психическое положение. Делает простые выводы, учиться анализировать все вокруг. Часто может заранее обдумывать свои действия или планы. В это время должен уметь хорошо и членораздельно общаться.
Ближе к четырехлетнему возрасту больше старается быть самостоятельным. Может сам ходить в туалет, когда нужно, одеваться и обуваться. Психическое развитие заключается в умении сосредотачиваться над поставленной целью, контролировать некоторые свои действия и желания. Выделяет область любимых занятий.
Нервно — психическое развитие детей 5 и 6 лет
Этот период характеризует ребенка, как мыслящего человека. Перед началом любой игры, участвует в распределении ролей, планирует, что будет и, как это будет выглядеть.
- Во время рисования больше уделяет внимание мелочам, детально прорисовывая некоторые элементы. Изображения становятся более сложными и имеют логический смысл
- Нахождение в детском саду развивает умение общаться со сверстниками и старшими людьми. Учится быть частью коллектива, взаимодействовать со всеми окружающими людьми. В этот период появляются личные симпатии, ребенок выделяет друзей среди всех ребят, которые находятся в группе
- Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста заключается в умении контролировать свои действия, выполнять предоставленную работу, даже если она не нравится. Может грамотно вести диалог, составлять связные предложения, наполненные конкретным смыслом
Нервно — психическое развитие подростков
Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь. Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез. У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. У девочек появляются первые менструации, меняется форма рук, округляются ягодицы, увеличиваются молочные железы.
С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.
- В этот период подростки достаточно ранимы, они еще осмысливают жизненные законы, поэтому чаще всего появляется такое понятие, как «подростковый максимализм». Мышление, при котором явно завышаются нормы морали или идеалы. Происходит формирование личности, становление психики
- В этом возрасте возникает первое половое влечение, подростки больше обращают внимание на свою внешность. Особенно быстро происходит физическое развитие. Дети с небольшим ростом в этом время могут значительно прибавить и вытянуться
- Последнее время отмечается процесс акселерации – быстрого роста и полового созревания детей. При этом психическое развитие остается на прежнем уровне. Поэтому за подростками нужно внимательно следить и адекватно реагировать на их поведение, помогая окрепнуть и прочно сформировать личность
Видео: Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни
Источник