Нервно психическое развитие ребенка до года таблица

Нервно психическое развитие ребенка до года таблица thumbnail

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

  • 1 месяц. Грудничок может не на долгое время зацикливать свое внимание и следить за яркими, блестящими предметами. Видна четкая реакция на громкие звуки: он слегка вздрагивает. Родители могут увидеть первую улыбку малыша. Можно также зафиксировать попытку держать голову, если малыш лежит на животе.
  • 2 месяц. Малыш уже может неотрывно следить за игрушкой, которая двигается перед его лицом, прислушивается к резким звукам. Малыш уже может реагировать улыбкой на рассказы взрослого и отвечать им. Среди дополнительных приобретений можно обнаружить, что он уже хорошо держит голову на протяжении нескольких минут.
  • 3 месяц. Грудничок уже может зафиксировать свой взгляд на любом предмете и хорошо его рассмотреть. Дополнительно наблюдается также возможность фиксировать слух. Родители разговаривают с чадом, а он отвечает им улыбкой либо движениями ножек и ручек. Ребенок может зафиксировать голову на несколько минут, если находится в положении на животе.
  • 4 месяца. В этот период малыш уже может узнавать своих родителей, поворачивать голову во все стороны и реагировать на звуки. Периодически можно услышать громкий и заливистый смех. Грудничок может самостоятельно переворачиваться с живота на спину. При необходимости он может взять в руки игрушку или погремушку. Для данного периода также характерно так называемое гуление.
  • 5 месяцев. Малыш уже хорошо узнает своих близких, поэтому не идет в руки к чужим людям. Он может стоять на ногах, периодически их поджимая, с помощью взрослых. У него все ярче проявляется хватательный рефлекс и периодические попытки речи.
  • 6 месяцев. Ребенок может не только перевернуться с бока на бок, но и взять игрушку. В речи появляются слоги, которые родители смогут четко распознать. Во время прикорма он уверенно ест с ложки.

Малыш с игрушкой
Реакция малыша на звук

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психический контакт со своей матерью. Благодаря этому он сможет стать более социализированным и приспособиться ко всем условиям окружающей среды. В процессе взросления будет улучшаться его зрительное и слуховое восприятие мира. Для родителей важно создать положительный комплект эмоций. Они должны поддерживать его во всех начинаниях, формировать правильную речь и быть хорошим примером.

Таблица развития ребенка по месяцам
Общая таблица развития ребенка в первый год жизни

Важно регулярно проверять и сопоставлять особенности развития своего малыша с нормативными. При необходимости следует помочь ему сформировать нужные навыки. Не следует допускать переутомления, ведь оно негативно отражается на состоянии здоровья малыша.

Особенности развития слуховой и зрительной реакции

После появления малыша на свет у него прекрасно развиты слуховые и зрительные анализаторы. Однако он не может хорошо передвигаться и правильно реагировать на некоторые предметы. До 1 года он еще учится фиксировать взгляд на определенном предмете. Родители смогут заметить, как с каждым днем он все лучше начинает следить за определенным предметом. Сразу после появления на свет его возможности кратковременны и недостаточно устойчивы. Со временем грудничок сможет следить за любым объектом, который в данный момент находится в движении.

Возможности слуха с каждым днем становятся все больше. Через три месяца после появления на свет ребенок уже прислушивается и пытается понять, откуда исходит та или иная звуковая волна. Он хорошо понимает не только смысловую нагрузку слов, но и тон, в котором они были сказаны.

Малыш смотится в зеркало
Познание мира и себя

Особенности формирования эмоциональных реакций

Следует отметить, что у ребенка в первые месяцы жизни можно зафиксировать только отрицательную реакцию на смену обстоятельств. Свое недовольство он может выражать посредством громкого плача и крика. Действия необходимы маме в качестве сигнала и привлечения внимания. После этого он ждет возврата в прежние комфортные условия. Со временем родители начинают понимать, что их чадо требует еды, смены пеленок.

Со временем по месяцам можно будет заметить реакцию малыша на разговор родителей. Он может улыбаться, смеяться. Реакция грудничка в точности будет соответствовать взрослому человеку. Для дополнительного привлечения внимания он может также запрокидывать руки и радостно лепетать. В медицинской практике это известно как оживление, которое происходит в комплексе.

В пять месяцев уже должна четко прослеживаться ориентация в пространстве. Благодаря этому он может отличить маму и папу от других взрослых людей. К близким людям можно заметить проявление определенного комплекса эмоций и реакций. Достаточно часто можно заметить обиду, если ему перестали уделять необходимое внимание.

Через определенное время ему становятся также интересными новые люди. По отношению к ним малыш может проявлять самые разнообразные эмоции и чувства. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Проявления с каждым месяцем становятся более четкими и внятными.

Общение детей
Учитывается взаимодействие с другими детьми

Познавательная деятельность у малыша начинается в период полугода. Он начинает регулярно производить манипуляции с различными предметами или игрушками. Родители могут заметить периодически проявляемое любопытство, которое позволяет ребенку исследовать мир и получать о нем необходимую информацию.

В девять месяцев эмоциональное состояние грудничка уже должно полностью сформироваться. Ему становится труднее установить связь с абсолютно незнакомым человеком. Можно заметить периодически проявляющуюся робость и застенчивость. Он должен налаживать отношения с людьми из-за своего возрастающего любопытства.

Формирование движения

Сразу после появления малыша на свет у него происходит улучшение координации и возможности передвижения на дальние расстояния. Он сможет полностью взять под контроль свои руки и ноги к третьему месяцу. Это будет проявляться в виде попыток взять себя за нос, потрогать за лицо или взять игрушку. Родители могут заметить, как периодически он берет в руки край одеяла или пеленки. Ребенок пока не может схватить игрушку, поэтому просто сжимает руку в кулак и толкает ее.

Если ему помочь и вложить игрушку в руку, то он очень крепко ее сожмет. Благодаря этому педиатры проверяют особенности хватательного рефлекса. В этот период он стремиться попробовать любой предмет на вкус, поэтому важно не давать ему грызть мелкие детали. Они могут навредить ребенку.

В пять месяцев ребенок двигается практически так же, как и взрослый человек. Однако некоторые его действия со стороны могут показаться нерациональными. К примеру, чтобы взять игрушку, он может дополнительно двигать ногами. То есть действия не всегда только нужные. Они будут оттачиваться до десяти месяцев. После окончания этого периода малыш сможет полностью контролировать все свои движения.

Особенности развития речи

В течение первого года жизни у ребенка начинается процесс формирования речевых навыков. На первом этапе ему доступно только произнесение отдельных звуков, которое переходит в гуление. Такое состояние сопровождается изменением эмоционального фона. Родители смогут явно зафиксировать у своего малыша проявление положительных и отрицательных эмоций.

Гуление плавно переходит в пение в период пяти месяцев. В данный момент малышу остаются недоступными некоторые звуки. Однако можно зафиксировать, как он подолгу самостоятельно ведет разговор. Благодаря этому он стремится привлечь внимание или продемонстрировать эмоции.

К восьми месяцам ребенок уже учится различать команды и анализирует каждое слово. Наблюдается установление связи между зрительной, слуховой, эмоциональной реакциями. Родители уже могут играть с ним. Некоторым удается научить малыша махать руками или хлопать в ладоши. В данный период времени уже можно услышать детский лепет, который сопровождается необычной интонацией.

Первое слово дети произносят до года. Оно, как правило, состоит из двух одинаковых слогов. Ребенок начинает быстро совершенствовать свое приобретенное мастерство, поэтому скоро в его арсенале будет сразу несколько слов.

Полезные советы

Нервно-психическое развитие зависит не только от общения родителей, но и от общей ситуации, которая присутствует в семье. Важно уделять достаточно внимания играм и развлечениям. В таком случае дети смогут правильно и быстро развиваться. Процесс проходит намного медленнее, если не уделять им все необходимое внимание.

Рекомендуется с ребенком вести долгие, полноценные разговоры. В таком случае он начинает отвечать улыбкой. После кормления в состоянии бодрствования следует класть малыша на животик. В таком случае дополнительно улучшается тонус мышц. Рекомендуется периодически располагать его в вертикальном положении: малыш сможет научиться держать головку.

Ваше чадо после появления на свет начинает медленно знакомиться и понимать внешний мир. Он изучает форму, звук и действие каждого отдельного предмета. Именно поэтому его слуховые и звуковые возможности с каждым днем становятся все обширнее.

Улыбающийся малыш
Улыбка – ответ малыша родителям

Родители в обязательном порядке должны разговаривать с грудничком в возрасте до полугода. Он может отвечать необычными звуками или громким смехом. При необходимости следует класть его на живот и выкладывать всевозможные яркие игрушки. Благодаря этому он научится ползать и передвигаться.

Научить ребенка переворачиваться можно также с помощью различных предметов. Их следует выложить по обе стороны от него. Малыш сможет в любой удобный момент их захватить. Благодаря такой процедуре можно также способствовать развитию эмоций и речи.

Игрушки должны быть всегда рядом с ребенком. Их следует класть в манеж и кроватку. Предметы необходимы не только для развития хватательного рефлекса. Они помогут научить выполнять все необходимые в будущем действия.

Родители должны серьезно относиться к своему чаду от самого рождения. Это уже полностью сформировавшийся живой организм. С помощью любви и ласки родители помогут адаптироваться и приспособиться к новым внешним условиям.

Источник

Нервно психическое развитие ребенка до года таблица

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

tablitsa-psikhomotor.doc

Скачиваний:

868

Добавлен:

25.03.2015

Размер:

220.67 Кб

Скачать

Приложение
1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное
развитие

Органы
чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения
(Д)

Подготовительные
этапы

развития
речи (Р)

Формирование
навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения
руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие
(До)

Понимание

речи или пассивная
речь (Рп)

Активная речь
(Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет

(ступенчатое
слежение)

На
резкий звуковой раздражитель отвечает
вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Торможение
(сосредоточение) при воздействии
слуховых, пищевых лабиринтных
раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд
на ярких

предметах

Слуховое
сосредоточение на громком звуковом
раздражителе

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Двигательное
торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1.
Сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете.

2.
Появляется плавное прослеживание
движущегося предмета

Прислушивается
к звукам, голосу взрослого

Отвечает
улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются
атетозоподобные движения

Лежа
на животе поднимает и удерживает
голову

Нет

Нет

Формирование
пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется
сочетание слухового и зрительного
сосредоточения. Длительное зрительное
сосредоточение на неподвижном и
движущемся предметах

Поворачивает
голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на
обращенную к нему речь

Появляется
выпрямление конечностей и потягивание
при поглаживании.

Вскидывает
руки вверх

Лежа
на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову

Нет

Появляется
первая недифференцированная голосовая
реакция

Формирование
пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание
предмета с дифференцировкой формы и
цвета

Совершенствуется
дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс
оживления» (двигат. активность,
взвизгивание, смех, усиленное дыхание)
в ответ на общение

Случайно
наталкивается руками на низко висящие
игрушки; ощупывает свои руки; оживленные
движения рук в ответ на разговор с
ним.

Появляются
локальные реакции: потирает руками
места раздражения кожи (глаза, уши,
нос)

Согласованная
работа мышц-антагонистов (велосипедные
движения ногами). Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья
и высоко подняв голову (верхний рефлекс
Ландау). При поддержке под мышки крепко
упирается ногами, согнутыми в
тазобедренных суставах. Удерживает
голову в вертикальном положении

В
ответ на обращенную речь проявляет
радость.

Голосовая
реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные
звуки: «х», «к», иногда в
сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При
виде бутылки с молоком появляется
зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает
руки и близко расположенные предметы

Находит
глазами невидимый источник звука

Громко
смеется

Обеими
руками ощупывает и захватывает висящую
игрушку

Делает «мост»
при повороте на живот. Поднимает
голову и плечи в положении на спине

В
ответ на обращенную речь имитирует
интонацию

Появляется
гудение

Придерживает
руками грудь матери или бутылку во
время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает
близких людей от чужих. Узнавание на
основе опыта

Узнает
голос матери. Различает строгую и
ласковую интонацию

По-разному
реагирует на близких и чужих людей

Берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
игрушку в одной руке.

Лежит на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается с живота на спину.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Встает при подтягивании
за руки

Появляется
ответная реакция действием на речевой
раздражитель (подготовка к еде,
прогулке, пеленанию)

Длительно
эмоционально певуче гулит

Возможна
выработка произвольных мочеиспускания
и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется
глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные
реакции (хныканье, крик) на резкий
звук, крик

Из
разных положений свободно берет
игрушку и подолгу играет. Похлопывает
рукой по предметам. Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Формируются
дифференцированные двигательные
реакции — начинает подползать к
игрушкам

В
ответ на зрительно-речевой раздражитель
участвует в игровых ситуациях. Понимает
мимику, жесты

Произносит
отдельные слоги (ба, ма) с носовым
оттенком

Ест
с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно
узнает игрушки

На
слуховые раздражители отвечает
подражанием

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Совершенствуются
игровые движения

Формируются
сложные цепные двигательные реакции.
Начинает ползать на четвереньках

На
вопрос «где?» находит взглядом
предмет, расположенный в определенном
месте

Подолгу
лепечет (повторно произносит одни и
те же слоги) — с преобладанием мягких
гласных

Пьет
из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под
контролем

зрительного и
слухового

анализаторов

Совершенствуется
дифферендировка положительных и
отрицательных эмоций

Игрушками
занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает
и др.)

Сам
садится, сидит и ложится. Хорошо
ползает на четвереньках. Стоит,
переступает и опускается, держась за
барьер

По просьбе
взрослого выполняет разученные
движения («ладушки», «дай ручку»
и др.)

Громко,
четко и повторно произносит различные
слоги, подражая голосу взрослого.
Формирование губных согласных («п»)

Сам
держит и ест кусочек хлеба. Спокойно
относится к процессу высаживания на
горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Действует
с предметами по-разному, в зависимости
от их свойств

Переходит
от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые
движения

На
вопрос «где?» находит несколько
знакомых предметов, независимо от их
места. Знает свое имя

Подражает
взрослому, повторяя за ним слоги,
имеющиеся в его лепете

Хорошо
пьет из чашки, слегка придерживая ее
руками

10

месяцев

Дальнейшее
совершенствование

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.
Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные Действия: открывает,
закрывает, вынимает и др.

Влезает
на невысокую поверхность и сходит с
нее

По
просьбе «дай» находит и дает
знакомые предметы

Подражая
взрослому, повторяет за ним новые
слоги и короткие слова

Закрепляются
умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Овладевает
новыми действиями и начинает выполнять
их по заданию взрослых: складывает
кубики, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями и т.п.

Стоит
самостоятельно. Делает первые самостоя
тельные шаги

Первые
обшения (по слову находит любой мяч,
любую куклу, все часы, все машины и
т.д.)

Произносит
первые слова-обозначения («дай»,
«на», «ав», «па-па»,
«ба-ба» и т.д.)

Держит
ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает
на фотографии знакомых людей.

Рассматривает
картинки

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Выполняет
самостоятельно разученные действия
с игрушками (катает, кормит, водит,
баюкает и т.п.).

Переносит
действия, разученные с одним предметом,
на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит
самостоятельно (без опоры)

Понимает
(без показа) названия предметов,
действий, имена взрослых; выполняет
поручения (принеси, найди, отдай,
положи на место и др.)

Легко
подражает новым слогам. Произносит
до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно
пьет из чашки

Таблица 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник