Нервно психическое развитие годовалого ребенка

Нервно психическое развитие годовалого ребенка thumbnail

На чтение 9 мин.

В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша. В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение. Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.

Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.

Развитие психики малыша в 1 год – информация для родителей

Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.

Что такое психика – определение

Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год

Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить. Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки. Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.

☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝

Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей. Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления. Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.

Любовь и внимание родителей – самое важное для ребенка

Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.

Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.

Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

Стадии развития психики у детей

Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна. Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым. Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

  • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
  • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.

Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.

Восприятие и совершенствование мышления

Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.

В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

Как происходит развитие психических качеств

В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

Развитие речи годовалого ребенка

?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?

С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной  речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет. За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.

Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет

Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.

Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.

?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.

Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна. Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи. В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.

Чтение – способ развития психики

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Основа воспитания годовалого малыша – понимание

Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

Общение с ребенком должно быть ежедневным

Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается. Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

О важности психологического контакта

Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.

В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.

Кризис 1-го года длится недолго

Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

Это проявляется в:

  • обидчивости;
  • противоречивом поведении;
  • стремлении к самостоятельности;
  • в упрямстве и непослушании.

Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

Источник

Нервно психическое развитие годовалого ребенка

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

tablitsa-psikhomotor.doc

Скачиваний:

872

Добавлен:

25.03.2015

Размер:

220.67 Кб

Скачать

Приложение
1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное
развитие

Органы
чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения
(Д)

Подготовительные
этапы

развития
речи (Р)

Формирование
навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения
руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие
(До)

Понимание

речи или пассивная
речь (Рп)

Активная речь
(Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет

(ступенчатое
слежение)

На
резкий звуковой раздражитель отвечает
вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Торможение
(сосредоточение) при воздействии
слуховых, пищевых лабиринтных
раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд
на ярких

предметах

Слуховое
сосредоточение на громком звуковом
раздражителе

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Двигательное
торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1.
Сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете.

2.
Появляется плавное прослеживание
движущегося предмета

Прислушивается
к звукам, голосу взрослого

Отвечает
улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются
атетозоподобные движения

Лежа
на животе поднимает и удерживает
голову

Нет

Нет

Формирование
пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется
сочетание слухового и зрительного
сосредоточения. Длительное зрительное
сосредоточение на неподвижном и
движущемся предметах

Поворачивает
голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на
обращенную к нему речь

Появляется
выпрямление конечностей и потягивание
при поглаживании.

Вскидывает
руки вверх

Лежа
на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову

Нет

Появляется
первая недифференцированная голосовая
реакция

Формирование
пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание
предмета с дифференцировкой формы и
цвета

Совершенствуется
дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс
оживления» (двигат. активность,
взвизгивание, смех, усиленное дыхание)
в ответ на общение

Случайно
наталкивается руками на низко висящие
игрушки; ощупывает свои руки; оживленные
движения рук в ответ на разговор с
ним.

Появляются
локальные реакции: потирает руками
места раздражения кожи (глаза, уши,
нос)

Согласованная
работа мышц-антагонистов (велосипедные
движения ногами). Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья
и высоко подняв голову (верхний рефлекс
Ландау). При поддержке под мышки крепко
упирается ногами, согнутыми в
тазобедренных суставах. Удерживает
голову в вертикальном положении

В
ответ на обращенную речь проявляет
радость.

Голосовая
реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные
звуки: «х», «к», иногда в
сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При
виде бутылки с молоком появляется
зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает
руки и близко расположенные предметы

Находит
глазами невидимый источник звука

Громко
смеется

Обеими
руками ощупывает и захватывает висящую
игрушку

Делает «мост»
при повороте на живот. Поднимает
голову и плечи в положении на спине

В
ответ на обращенную речь имитирует
интонацию

Появляется
гудение

Придерживает
руками грудь матери или бутылку во
время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает
близких людей от чужих. Узнавание на
основе опыта

Узнает
голос матери. Различает строгую и
ласковую интонацию

По-разному
реагирует на близких и чужих людей

Берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
игрушку в одной руке.

Лежит на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается с живота на спину.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Встает при подтягивании
за руки

Появляется
ответная реакция действием на речевой
раздражитель (подготовка к еде,
прогулке, пеленанию)

Длительно
эмоционально певуче гулит

Возможна
выработка произвольных мочеиспускания
и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется
глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные
реакции (хныканье, крик) на резкий
звук, крик

Из
разных положений свободно берет
игрушку и подолгу играет. Похлопывает
рукой по предметам. Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Формируются
дифференцированные двигательные
реакции — начинает подползать к
игрушкам

В
ответ на зрительно-речевой раздражитель
участвует в игровых ситуациях. Понимает
мимику, жесты

Произносит
отдельные слоги (ба, ма) с носовым
оттенком

Ест
с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно
узнает игрушки

На
слуховые раздражители отвечает
подражанием

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Совершенствуются
игровые движения

Формируются
сложные цепные двигательные реакции.
Начинает ползать на четвереньках

На
вопрос «где?» находит взглядом
предмет, расположенный в определенном
месте

Подолгу
лепечет (повторно произносит одни и
те же слоги) — с преобладанием мягких
гласных

Пьет
из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под
контролем

зрительного и
слухового

анализаторов

Совершенствуется
дифферендировка положительных и
отрицательных эмоций

Игрушками
занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает
и др.)

Сам
садится, сидит и ложится. Хорошо
ползает на четвереньках. Стоит,
переступает и опускается, держась за
барьер

По просьбе
взрослого выполняет разученные
движения («ладушки», «дай ручку»
и др.)

Громко,
четко и повторно произносит различные
слоги, подражая голосу взрослого.
Формирование губных согласных («п»)

Сам
держит и ест кусочек хлеба. Спокойно
относится к процессу высаживания на
горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Действует
с предметами по-разному, в зависимости
от их свойств

Переходит
от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые
движения

На
вопрос «где?» находит несколько
знакомых предметов, независимо от их
места. Знает свое имя

Подражает
взрослому, повторяя за ним слоги,
имеющиеся в его лепете

Хорошо
пьет из чашки, слегка придерживая ее
руками

10

месяцев

Дальнейшее
совершенствование

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.
Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные Действия: открывает,
закрывает, вынимает и др.

Влезает
на невысокую поверхность и сходит с
нее

По
просьбе «дай» находит и дает
знакомые предметы

Подражая
взрослому, повторяет за ним новые
слоги и короткие слова

Закрепляются
умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Овладевает
новыми действиями и начинает выполнять
их по заданию взрослых: складывает
кубики, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями и т.п.

Стоит
самостоятельно. Делает первые самостоя
тельные шаги

Первые
обшения (по слову находит любой мяч,
любую куклу, все часы, все машины и
т.д.)

Произносит
первые слова-обозначения («дай»,
«на», «ав», «па-па»,
«ба-ба» и т.д.)

Держит
ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает
на фотографии знакомых людей.

Рассматривает
картинки

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Выполняет
самостоятельно разученные действия
с игрушками (катает, кормит, водит,
баюкает и т.п.).

Переносит
действия, разученные с одним предметом,
на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит
самостоятельно (без опоры)

Понимает
(без показа) названия предметов,
действий, имена взрослых; выполняет
поручения (принеси, найди, отдай,
положи на место и др.)

Легко
подражает новым слогам. Произносит
до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно
пьет из чашки

Таблица 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник