Непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка

Ирина Коваленко
Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка

Консультация.

Тема: «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка».

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

Основная цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе, крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному»; С развивающим компонентом; основывается на принципе повторяемости.

Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания, нацеливает на использование, нетрадиционных форм занятий, с детьми («КВН», «Что? Где, Когда», «Поле чудес», «Секреты лесовик», «Айболит»). Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Формы и методы работы используются самые разнообразные. Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно — эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые; дидактические и развивающие игры; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах). Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле).

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей, дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы». На таких занятиях дети,узнают: «какой песок — сухой или мокрый», «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой», «как можно обнаружить воздух «и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем проводят музыкально – экологические развлечения и праздники, вечера досуга(«люблю березку русскую», «на Кубани родились мы», кукольные театры, на экологические темы, очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды: 1. Познавательному развитию ребенка. 2. Эколого – эстетическому развитию. 3. Оздоровлению ребенка. 4. Формированию нравственных качеств ребенка. 5. Формированию экологически грамотного поведения. 6. Развитию сенсорных, творческих, умственных способностей. 7. Экологизация различных видов деятельности ребенка.

В каждой группе должен находиться: * Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) * Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук). Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.

Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка. Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала. Её можно сделать на территории детского сада или в группе «Мини – альпинарий», например в аквариуме.

Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят, простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Уголок «Я родился на Кубани» поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани, достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки «Анапа осенью», «Весна в Анапе».

Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые прогулки и экскурсии. Можно организовать, в выходной день, экскурсию, вместе с родителями, в дельфинарий или встречу на набережной, у моря. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизируются. Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Здесь и слова знаменитых людей; статьи, воспитывающие добрые чувства, милосердие, бережное отношение к природе, дающие конкретные экологические знания.

На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота»: родителей знакомят с предметом экологии, обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье.

На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей.

Воспитатель, проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы», «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая». «Птицы улетели». Вначале апреля «День птиц». Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры.Дается домашнее задание: сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц.Провести соревнования: «Папа, мама и я – здоровая семья».

Таким образом, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

Источник

Консультация.

Тема: «Экологическое образование – непрерывный процесс         обучения, воспитания и развития ребенка».

                                                                                Берегите эти воды, эти земли.

                                                                             Даже малую былинку любя,

                                                                                                 Берегите всех зверей внутри природы,

                                                                                            Убивайте лишь зверей внутри себя…

         Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема     современности.  С каждым годом ее звучание становиться сильнее,  слишком  уж  великий  урон  нанесен     живой природе.  Мы со всей  очевидностью  начинаем  осознавать:   стихийно       и  бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то,  что от детской экологической вседозволенности ( сорвать цветок, погубить бабочку )  до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.                                                                                                                                              

         Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающие поколение.

         Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

         Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

         Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

         Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

 Основная цель:   воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1.      Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать     ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2.      Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.                                                                                                                                     

3.      Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе, крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

        Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным,  эстетическим,  трудовым воспитанием. Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей.  По принципу «от простого  к сложному»; С  развивающим компонентом;  основывается на принципе повторяемости.

         Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания,  нацеливает на использование,   нетрадиционных форм занятий, с детьми  ( «КВН»,  «Что? Где, Когда»?,  «Поле чудес»,  «Секреты лесовик»,  «Айболит» ).  Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

        Формы и методы работы используются самые разнообразные.  Это   экскурсии;  наблюдения; рассматривание картин;   занятия-беседы,   познавательно — эвристического  характера. Разнообразные сюжетно – ролевые;   дидактические и развивающие игры;   игровые упражнения;  эксперименты и опыты;  экологические тесты и задачи;  видео,   аудиозаписи и т.д.      Детей младшей и средней группы необходимо знакомить  (на конкретных примерах).    Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле).

         Очень важно, чтобы воспринимая материалы, дети думали, этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные занятия, обращение к опыту детей. Важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

         Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают  в детях важное умение видеть,  делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему»  и зачем».

          Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

          В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях.               Впечатления  дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

          В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений.  Книга играет важную роль в эстетическом воспитании  детей, дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как   В. Бианки,    М.Пришвина,   К.Чуковского,            С. Маршака,  Л. Барто,  С. Михалкова и других.  Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

         В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических явлениях). Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы». На таких занятиях дети,  узнают:  «какой песок — сухой или мокрый», «что тонет в воде – камень, песок или дерево»  «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой»,  «как можно обнаружить воздух « и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным  руководителем  проводят музыкально – экологические развлечения и праздники, вечера досуга(«люблю березку русскую»,  «на  Кубани  родились мы»!),  кукольные  театры, на экологические темы, очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и  экологизация  развивающей природной  среды: 1.    Познавательному развитию ребенка.                                                                                                                            2.    Эколого – эстетическому развитию.                                                                                                                              3.    Оздоровлению ребенка.                                                                                                                                             4.    Формированию нравственных качеств ребенка.                                                                                                             5.    Формированию экологически грамотного поведения.                                                                                                   6.   Развитию сенсорных, творческих, умственных  способностей.                                                                                    7.    Экологизация   различных видов деятельности ребенка.

В  каждой группе должен находиться:                                                                                                                                                             *  Экспериментальный уголок.         В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать)                                                                                            * Уголок природы.     В  этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук).  Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок.  На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.  

          Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка.  Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала.  Её можно сделать  на территории детского сада  или в группе  «Мини – альпинарий», например в аквариуме. 

           Большое  значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.  Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи.  Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут  впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят, простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

          Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему  человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить  детей с природой  нашего  края.   Уголок  «Я родился на Кубани»  поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить  иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани, достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки  «Анапа осенью», «Весна в Анапе».

          Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые  прогулки и экскурсии.  Можно организовать,  в выходной день,  экскурсию,  вместе с родителями, в дельфинарий  или встречу  на набережной,  у моря.  Чтобы полученные знания и выводы  не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений.  В результате этого знание у детей систематизируются.  Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

           В  дошкольных учреждениях необходима хорошая организация диагностической  работы по экологическому образованию.

          Воспитать в детях, положительное отношения к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.   Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя.  Весьма важно, поэтому проводить работу с родителями.  

         Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Здесь и слова знаменитых людей; статьи,  воспитывающие  добрые  чувства,  милосердие, бережное  отношение к природе, дающие конкретные экологические знания.

         На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота»: родителей знакомят с предметом  экологии, обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье.

         На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей.

          Воспитатель, проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты  (например «Цветочные часы», «Фонтаны» и т.д.), советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

          Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая».   «Птицы улетели».  Вначале апреля  «День птиц».  Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание:  сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц.   Провести соревнования: «Папа, мама и я – здоровая семья». 

          Активная помощь  администрации детского сада и соблюдение  последовательности  основных этапов работы (анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом, эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогическом процессе.

          Таким образом,  воспитание  у  детей  любви  к  природе,  способности  воспринимать   её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

         А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь  и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

Источник