Неполноценная семья влияние на развитие ребенка

Неполноценная семья влияние на развитие ребенка thumbnail

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Что такое неполная семья и каковы ее разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

Осиротевшие;

Внебрачные;

Разведенные;

Распавшиеся.

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер эмоционального развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты — мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы — мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты — девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она — девочка.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье все перечисленные выше функции выполняет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Таким образом, роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным отклонениям в поведении, состоянии психологического здоровья.

Источник

Каковы причины детской агрессии, асоциального поведения подростков, развития зависимостей от психоактивных веществ, самоповреждений, суицидальных попыток? В каждом списке факторов, влияющих на возникновение проблемного поведения детей, мы без труда обнаружим, что один из них – неполная семья.

Предлагаю отделить зерна от плевел и разобраться, так ли и чем страшна неполная семья для ребенка.

А судьи кто?

Как правило, пренебрежительные суждения по типу «там ребенка воспитывает одна мама, папа неизвестно где» я слышу от людей, состоящих в браке. Не то чтобы они долго думали над этой фразой, скорее она произносится на автомате – родителями, педагогами, заведующими дошкольных организаций, директорами школ. Эта деструктивная установка способствует стигматизации семьи как «не достаточно хорошей». И это несмотря на периоды в истории России, когда неполная семья означала гибель одного из родителей при защите своей страны, делая эту семью героической.

Как будто в случае развода или принятия решения о самостоятельном материнстве или отцовстве вам выдают открытку: «Поздравляем, вы стали семьей группы риска». К слову, в ту же «группу риска» вы попадаете, если вздумаете вступить во второй брак (ничем ведь не угодишь!) или удочерить/усыновить ребенка.

Несмотря на то, что с каждым годом таких семей становится больше, миф о вреде неполной семьи очень живуч. Объективно, если мы хотим списать неполные семьи как недостаточно пригодные для воспитания детей, как в Спарте, слишком много людей придется сбрасывать со скалы. Значит, термин «нормальная семья» пора пересмотреть. Если норма – это допустимый диапазон, нам придется признать, что неполная семья может рассматриваться как вариант нормы.

Как вы лодку назовете…

Поговорим про термин. «Неполная» семья звучит как обделенность, ущербность, как некая предполагаемая пустота, вакантное место в семье. В силу обстоятельств ребенок воспитывается одним родителем.

Представьте, если в паре родителей существует более или менее равное разделение обязанностей в сферах заботы о ребенке, ведении хозяйства, обеспечении дохода, то родитель, воспитывающий ребенка один, фактически берет на себя полную ответственность за все эти сферы, и во многих случаях вполне успешно справляется с ней. Если это возможно, подтягивая ресурсы родных, друзей, бывших супругов, а иногда безо всякой помощи. Но вместо признания усилий или моральной поддержки, часто слышит только упреки-клише в свой адрес «что вы хотите, неполная семья».

В книге Ю. Гусевой «Нежные мальчики, сильные девочки» приводится более адекватный и гуманный термин. Предлагается определять семью исходя из родителя, который берет ответственность за ребенка – соответственно материнская семья (мама + ребенок или дети) и отцовская семья (папа + ребенок или дети). Согласитесь, гораздо приятнее жить в материнской семье, чем в «неполной».

Мама – главное слово в каждой судьбе

Часто сами матери, оказывающиеся в условиях, когда они с ребенком один на один, испытывают затруднения и сомнения в своих педагогических родительских силах. Причиной может быть как социальное давление («срочно ищи кого-нибудь», «кому ты нужна будешь с ребенком»), негативное влияние мифов о неполной семье, так и финансовые сложности.

Изучая вопрос о влиянии неполной семьи на ребенка, я вспомнила доклад А. А. Реана, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, который прозвучал в 2018 году на Всероссийской конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся», организованной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность. Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:

  • Ребенку необходимо чувствовать хороший уровень контроля и внимания со стороны матери (да, именно матери); дети, совершавшие преступления, описывают уровень материнского контроля как недостаточный, отсутствующий, себя как «недисциплинированных» – внешний контроль очень важен для психики ребенка, т. к. все, что мы проконтролировали снаружи, постепенно переходит на внутренний контроль самого ребенка. Любопытно, что подростки воспринимают снижение контроля со стороны родителей, «уважение свободы ребенка» как отсутствие заботы, внимания и эмоционального контакта.
  • У ребенка очень важно формировать положительное отношение к матери; негативное отношение к матери перерастает в негативное отношение с другим людям и в негативное отношение к нормам права (!) – так что если вы слышите, как человек негативно отзывается о своей матери, это тревожный симптом в любом возрасте.
  • Именно мать является эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, а бабушка выбирается в наперсники в два раза чаще, чем дедушка; степень влияния членов семьи выглядит так: мать – 57,5%, отец – 23,7%, бабушка – 8,2%, дедушка 4,3%, старшие братья/сестры – 6,2%. Следовательно, именно мама оказывает наибольшее влияние на личность ребенка, в идеале – мама, с которой ребенок в отношениях близости и доверия.
  • Положительно влияет на формирование законопослушного поведения сохранение традиции семейных ужинов; оказывается, совместный вечерний прием пищи (5-7 раз в неделю) делает детей более устойчивыми к формированию зависимостей от курения, алкоголя и наркотических веществ.

Следовательно, ключевой фигурой, влияющей на ребенка, является мама: хорошо контролирующая, имеющая доверительные отношения с ребенком, сохраняющая традицию семейного ужина и воспитывающая ребенка/детей в уважении к ней.

Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.

Счастье – это когда все дома?

И последнее. К сожалению, полная семья не дает вам никаких гарантий относительно того, как сложится жизнь (в том числе семейная) у ребенка. Можно сколько угодно сохранять двух родителей в деструктивной семье, конфликтной семье, семье с психологическим или физическим насилием. Но думать, что эти отношения родителей не скажутся на ребенке, по меньшей мере, наивно. В то же время есть успешные люди, создавшие крепкие семьи, несмотря на то, что сами были воспитаны в материнских или отцовских семьях, или в детском доме.

Нам придется сместить фокус внимания с количества членов семьи на качество взаимоотношений между ними. Если дома у ребенка члены семьи рады друг другу, он уверен, что у него есть надежный тыл, поддержка, понимание со стороны взрослых – эта семья счастливая, и не важно – отцовская она, материнская или в ней двое родителей.

Важно не количество членов семьи, а то, насколько адекватны и психологически комфортны семейные отношения.

Вероника Мохова

Вероника Мохова

психолог, кандидат психологических наук

Источник

Страница 1

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Что такое неполная семья и каковы ее разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

• Осиротевшие;

• Внебрачные;

• Разведенные;

• Распавшиеся.

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер эмоционального развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

• нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

• недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

• затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

• формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы – мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человек …

Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребност …

Общие подходы к диагностикепсихического развития
детей

При проведении диагностики важно помнить о том, что психическое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать …

Источник