Необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка

Необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка thumbnail

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Особое значение при работе с аутичными детьми приобретают методы поведенческой терапии, которые направлены на изменение человеческого поведения и чувств в позитивном направлении с использованием современных теорий научения. Объектом поведенческой терапии детей с аутистическими расстройствами является их поведение. И. Ловаас обосновывает необходимость использования методов поведенческой терапии для детей с аутизмом, обращая внимание на следующие факты:

1. Аутизм рассматривается не как первичное нарушение контактов, а как расстройство восприятия и когниций (переработки информации).

2. Этиология и патогенез пока не известны, поэтому невозможно включить причину или причины аутизма в терапевтический процесс.

3. Мероприятия поведенческой терапии могут проводиться не только специалистами, но и родителями, другими окружающими ребенка лицами, если они обучены этим методам и понимают принципы их использования [Lovaas, 1987].

Между тем классические методы должны быть видоизменены и адаптированы для данной категории детей. В процессе поведенческой терапии детей с аутизмом выделяются два основных направления:

1) формирование поведения ребенка с аутизмом;

2) устранение тех или иных типов поведенческих реакций. Формирование поведения у аутичных детей включает в себя:

• стимулирование и развитие речи;

• помощь в формировании речевых коммуникаций;

• помощь в специальных взаимодействиях и коммуникациях. Устранение тех или иных типов поведения направлено на:

• редукцию самостимуляции;

• редукцию стереотипии;

• устранение саморазрушающего поведения [Психотерапия детей и подростков, 2000, с. 486-487].

Методики поведенческой терапии, используемые в психокоррекции детей с РДА, многообразны. Авторы рекомендуют начинать работу с оперантного обусловливания, обучая ребенка вести себя в определенной манере с использованием вознаграждения, и подражания, способствуя тому, чтобы ребенок развивал адаптивные реакции, наблюдая за другими. Обязательным условием использования данных методов является поэтапное формирование поведения и поэтапное устранение помощи [Психотерапия детей и подростков, 2000, с. 485].

Хоулин [Howlin, 1989] отмечает, что преимущество поведенческой терапии заключается в возможности включать родителей в терапевтический процесс, и предлагает проводить терапию в домашних условиях в присутствии родителей и сибсов. Такой подход, подчеркивает автор, позволяет учитывать потребности ребенка в контексте потребностей всей семьи. Терапевтические сеансы должны быть тщательно организованы, чтобы родители и сибсы не были перегружены. «Жизнь родителей не должна вращаться только вокруг их аутич-ного ребенка. Вмешательства терапевта должны, например, демонстрировать им возможности практической помощи и помогать родителям эффективнее использовать свое время» [Howlin, 1989].

Довольно актуальным в психокоррекции детей с ранним детским аутизмом является использование телесно-ориентированных методов, которые обязательно включают в терапевтический процесс тело пациента с целью стимуляции новых позитивных способов поведения и устранения поведенческих аномалий.

Билет 25



Источник

Татьяна Шерстнева
Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

Программа развития ребенка р/в с особенностями психофизического развития построена на основе зарубежного опыта (Программа «Маленькие ступеньки», Сиднейского университета, Мойры Питерсон и Робина Трилора) и достижений российских ученых (С. Л. Новосёловой, Л. В. Гришиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Волосовой и др.).

В программе учтены следующие принципы:

онтогенетический (установление фактического, реального возраста развития познавательной деятельности ребенка (в том числе сенсомоторного развития, развития наглядно — действенного мышления, речевого, социального и физического развития. Для чего используется Денвер — тест.

Программа построена с учетом возрастной периодизации:

— от рождения до 3 — х месяцев;

— от 3 — х до 6 — ти месяцев;

— от 6 — ти до 9 — ти месяцев;

— от 9 до 12 месяцев;

— от 1г. 3мес до1г. 6мес;

— от 1г. 6мес до 1г. 9мес;

— 2года — 2г. 6мес;

— от 2-х лет 6мес до 3 — х лет.

концентрический принцип (многократная обработка умений; лишь при таком подходе умение автоматизируется, т. е. переходит в навык).

ступенчатый принцип (умения и навыки даны в программе под порядковыми номерами в соответствии с последовательностью их формирования).

принцип сензитивности (ранний возраст охватывает сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием).

В программе представлены следующие разделы:

1. Стимуляция познавательного развития.

2. Стимуляция эмоционального развития.

3. Речевое развитие

4. Социальное развитие

5. Физическое развитие

I. Важность сенсорной стимуляции, в том числе, чтобы ребенок в 1 — ый год жизни освоил всё богатство ощущений для начала работы всех анализаторных систем, чтобы у него выработались вкусовые, обонятельные, тактильные, зрительные ощущения. Очень важна работа осязания (кожной чувствительности).

II.Стимуляция эмоционального развития (важно создавать источники эмоциональных стимулов, поскольку у детей с отклонениями в развитии выявляется отсутствие эмоционального контакта со взрослым, с фиксирования взгляда на его лице).

III.Развитие речи.

Первый год жизни — подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка. В ходе эмоционального общения со взрослым происходит формирование голосовых реакций и речевого слуха. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоциональных контактов со взрослыми, усиления двигательной активности. Крайне важна стимуляция движения рук, так как развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью правой руки. Овладение речью в этот период зависит от эмоций ребенка, поэтому необходима его эмоциональная стимуляция. С 9 — 12 месяцев возникает новый тип речевого развития — умение подражать слогам, которых в речи ребенка ещё нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. До 1года 6месяцев на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии 2 — го жизни следует расширять пассивный запас слов. Что касается развития активной речи, то ребенка следует учить произносить те слова, которые он понимает.

Примерная программа развития ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развитияпредставлена в учебно — методическом пособии:

Степура Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. — 146с.

В методическом пособии по развитию детей раннего возраста: Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224с. Развитиедетской речи до 3 — х лет традиционно разделяют на 3 основных этапа:

1. доречевой этап (от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета);

2. дограмматический этап первичного освоения языка (от 1 года до 2 — х лет);

3. этап усвоения грамматики, занимающий 3 — й год жизни ребенка.

Игры и занятия с детьми 1 года жизни.

От 3 — 5 недель до 2,5 — 3 месяцев:

С 3 — 4 — х недель ненадолго подвешивать над кроваткой яркую игрушку и двигать её в разных направлениях. Лучшей игрушкой в этом возрасте является погремушка или подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.

От 2,5 — 3 до 5 — 6 месяцев:

Подвешенные игрушки, на которые ребенок раньше только смотрел спускают ниже, располагая над его грудью так, чтобы он, размахивая руками, случайно наталкивался на них, мог их ощупывать и захватывать. К 5 — ти месяцам ребенок должен направлять к игрушке руки, захватывать и, наконец, брать игрушку из рук взрослого и даже со дна манежа (в положении на животе).

С 5 — 6 месяцев до 9 — 10 месяцев:

После 7 месяцев — развивается умение находить по слову названный предмет («Где Ляля?») — используются крупные сюжетные игрушки. «Ладушки»развивается понимание названий простых движений и подражание им. С 8 — 9 месяцев — знакомство ребенка с его именем и именами других детей и взрослых. С 7 — 8 месяцев — «перекличка» — подражание простым звукосочетаниям; ползание; вставание к барьеру; переступание вдоль барьера.

От 9 — 10 месяцев до 1 года:

«Показ игрушки» (вызвать звукоподражание: «кс — кс», образовать осмысленное слово «киса»); занятия с мешочком; катание шариков; нанизывание колец на палочку; «матрешки» (научить открывать и закрывать матрешку и понимать слова «открой», «закрой»); перекладывание кубиков; «догоню — догоню» (стимуляция ходьбы); собирание рассыпанных колец.

Игры и занятия с детьми от 1 года до 2 — х лет.

Упражнения на развитие внимания и навыков подражания (все движения сопровождаются речью; для оживления занятий используются стихи);

Упражнения для развития крупной и мелкой моторики;

Рисование (ладошками, кремом для бритья, пальцем по запотевшему стеклу, по крупе — способствует формированию координации глаз и руки); чирканье мелками; рисование фломастером и карандашом (годовалого малыша можно научить чиркать фломастером по листу бумаги). Ребенок в возрасте от года до 2 — х лет держит фломастер всей ладонью («ладонный захват»). Помогайте ему учиться координировать движения руки, не давайте ему делать чересчур сильные, размашистые движения. Рисование прямой вертикальной, горизонтальной линии, штрихов, круга.

Игры на отгадывание действий бытового характера: «отгадай, что я делаю»; упражнения для развития координации движений в быту;

Развитиеречи и ориентировки в окружающем мире:

показы с называнием (от 1 года до 1года 6 месяцев);

показ предметов в действии (н -р: укладывание куклы спать; кормление куклы);

показ живых животных;

поиски спрятанных игрушек (развивать умение узнавать и называть игрушки);

«прогулка по комнате» (с 1 года 3 месяцев) — познакомить ребенка с названиями предметов домашнего обихода;

занятия на развитие подражания (с 1 года 3 месяцев): «кто как кричит?»; потешки; выполнение поручений («принеси мячик», «что сделать с названной игрушкой», «покажи, как»).

Занятия по картинкам можно предлагать детям, начиная с конца 1 года жизни, но не всем подряд, а лишь тем,кто имеет достаточный уровень понимания речи окружающих и активной речи:

занятия с одной картинкой (привлечь внимание ребенка к изображению, вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого; развивать понимание слов) + с 2 — мя картинками; с несколькими картинками (учить искать и находить названные изображения):

«Кормление собачки», «Села птичка на окошко», «Девочка и петушок», «Зайчик и морковка» (н — р:научить произносить слова: «зайка», «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком).

Развитие ребенка от 2 до 3 — х лет.

Ритмика и координация речи с движениями.

Рекомендация: любое занятие с ребенком по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки — чтения небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребенок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. При этом очень важно, чтобы движения соответствовали тексту.

Игры и упражнения на развитие речи.

определение звучащих игрушек (3 — 5);

«откуда доносится звук?»;

определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио);

определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц;

определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, ветер, дождь, гром, шум толпы);

выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, закрой, подними);

перемещение предметов по заданию (н — р: взять со стола мишку и поставить его на диван);

повторение сочетаний звуков и слогов (А, У, О, И; А — У, О — А; АУ, АУИ; ТА, ПА, МА — МА, ТА — МА — СА). Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны;

повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений (домик и ёлка; лопата, ведро, песок; кошка спит; собака лает).

Дыхательные и голосовые упражнения:

сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку;

дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места;

дуть на шарики разного веса (пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объёма);

дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие тазике, тарелке, миске с водой;

дуть в дудочку, свистульку;

надувать и пускать мыльные пузыри.

Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук.

Миогимнастика (для детей от 1 года до 3 — х лет). Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильногоглотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации):

«Лошадка» (цоканье язычком в течение 30 — ти секунд); «заводим машинку» (длительное произнесение звука «д — ддд»); «погладим зубки» (кончиком языка сначала упереться в нёбо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов); «поцелуй» (вытянуть губы хоботком и чмокнуть); «шарик лопнул» (надуть щёки и медленно выдавит воздух через сжатые губы кулачками); «петрушка» (при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы).

Развитие правильного звукопроизношения.

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать её лучше с произношения гласных звуков.

1.Звуковое подражание:

— укачивание ребенка: а — а — а;

— гудение паровоза: у — у — у;

— крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами;

4.Произнесение простых слов и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: «У меня мяч» (или кукла, шар и т. д.).

Игры на развитие внимания и памяти:

«Что катится?»

«Почтовый ящик»

«Сделай узор»

«Сбор урожая»

«Построим башню» «Разноцветные поляны»

«Найди такой же» «Найди ошибки»

«Мозаика» «Кого загадали?».

«Спрячь мышку»

Источник

Необходимая коррекция отклонений в развитии ребенкаПоведение — это способ, с помощью которого ребенок, не научившись говорить, сообщает родителям о состоянии своего организма и о внутреннем эмоциональном состоянии. Ребенок с отклонениями в развитии может вести себя неадекватно. Это могут быть несущественные и проходящие отклонения в его поведении, но иногда они, к сожалению, могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его развитии.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится воспитание детей с отклонениями в развитии, а также поговорим о коррекции отклонений в развитии детей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии

Зачастую родители, не обладая познаниями в этой сфере, не могут разобраться в ситуации и вовремя не обращаются к врачам, в результате чего заболевание может привести к непоправимым последствиям в развитии ребёнка.

Какие особенности имеют дети с нарушениями в развитии?

1.

Детским аутизм – одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основными симптомами являются отрешённость от мира и погружение в себя. При аутизме у ребенка могут быть значительные нарушения в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере, затруднения в общении с окружающими людьми, плохое взаимодействие с окружающим миром. При этом интеллект ребёнка может не пострадать.

2.

Различные психологические стрессы, которые возникают у ребёнка, если он стал свидетелем какого-то трагического события. В таком случае у ребёнка может развиться психологическое расстройство, или, как его еще называют — посттравматический стресс. Ребенка начинают преследовать навязчивые и повторяющиеся жуткие картины происшедшей трагедии, от которых он не в силах избавиться. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувство тревожности и беспокойства. Всё это приводит к сбоям в работе организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

3.

Заболевания сенсорной регуляции, которые проявляются в виде высокой чувствительностью кожи ребёнка, что приводит к нетерпимости касания его тела какими-то предметами или людьми (даже матерью). Эта реакция связана с тем, что дети с нарушениями в развитии неадекватно воспринимают, казалось бы, совершенно безобидный стимул касания, как опасный и болезненный. В итоге появляется непринятие ребёнком разных гигиенических процедур, таких, как чистка ушей, мытье головы, подстригание ногтей, или ношения одежды и обуви. Это отражается на характере игр ребёнка и его общении со сверстниками.

4.

Детская гиперактивность и расстройствами внимания, которые сопутствуют ей.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность — это название группы разных видов расстройств внимания, которые не обязательно сопровождаются моторным беспокойством. Общим для них является расстройство внимания.

Часто многие из беспокойных детей, которые демонстрируют схожую с гиперактивностью клиническую картину, бывают, подвержены другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.

Примерами таких расстройств могут быть:

1.

Физиологические расстройства питания, сна;

2.

Проблемы несбалансированного развития сенсорных систем, что осложняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.

3.

Эмоциональные расстройства. К ним относится повышенная тревожность, разные виды депрессивных состояний.

Для правильного воспитания детей с отклонениями в развитии они должны быть незамедлительно осмотрены специалистом, очень важно тщательно обследовать ребенка у психолога, невролога, и, ни в коем случае, не прибегать к самолечению.

Коррекция отклонений в развитии детей

Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.

Как появляется речь у ребенка?

Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.

Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.

Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые — периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.

Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Источник