Нейропсихологическое развитие ребенка в онтогенезе
Человеческий организм устроен таким образом, что всё в нем находится в постоянном движении и развитии. Без развития происходит стагнация и постепенное угасание.
Допустим те же мышцы, — если человек не занимается их тренировкой, они постепенно теряют активность и свой природный тонус и потенциал. То же самое можно сказать и о человеческом мозге. Этот орган как никакой другой нуждается в постоянном информационном пополнении, иначе его клетки начинают попросту отмирать за ненадобностью.
Нейропсихология — это научная дисциплина, которая занимается исследованиями в области взаимодействия мыслительных процессов человеческого разума и его физической и поведенческой составляющей.
Подобные исследования дают возможность выработать методологию, по которой будет осуществляться целенаправленное воздействие на человеческий мозг с целью его оптимальной коррекции и достижению максимальной продуктивности от последующей деятельности. Этот вопрос не только личностного характера. Интерес к подобным технологиям повышения мозговой продуктивности находится в сфере приоритетов национального масштаба любого государства. Ведь очевидно, что страна, в которой процент интеллектуальной элиты самый высокий, — и станет в результате лидирующей во всех сферах общества и государства.
Мозг человека начинает своё формирование в самом раннем детстве, а потому именно в это время он наиболее пластичен. Поэтому, чтобы во взрослой жизни у человека не возникало проблем с реализацией своего умственного потенциала, подключать нейропсихологическое сопровождение процессов познания и обучения нужно в детстве. Тренируя детский мозг, взрослые также тренируют и свой мыслительный потенциал, который, без подобных упражнений быстро выйдет из строя.
Трудности, с которыми сталкивается ребенок и пути их преодоления
Каждый родитель хочет и верит, в то, что его ребенок самый лучший, умный и будет успешным. А потому, как только на пути усвоения самых первых академических знаний в школе или даже дошкольном образовательном учреждении у ребенка начинают возникать проблемы с пониманием учебного материала, папы и мамы начинают серьезно переживать по этому поводу. Сложность ситуации еще и в том, что причины, по которым ребенок начинает отставать в учебе, имеют разные основания. С одной стороны, это может быть вызвано внешними объективными факторами, которые заключаются в системе образования как таковой, с её нормами, принципами и способами подачи материала.
В этом случае, если ребенок не может быстро вписаться в эту образовательную парадигму, родители бессильны и здесь остается только ждать, когда ребенок адаптируется к образовательной среде, в которой он будет находиться достаточно большой период своей жизни.
С другой стороны, существуют субъективные факторы, по которым у ребенка возникают трудности во время учебы – его индивидуальные, психоэмоциональные и физиологические особенности. В этом случае корректировка вполне возможна. Если ребенок не успевает в школе по причине, например, повышенной возбудимости, то при помощи подбора коррекционных техник, которыми как раз и занимается нейропсихология, ситуацию можно исправить.
Важный момент — использование нейропсихологических программ и методик показано не только детям, отстающим в учебе, но также и их сверстникам, которые напротив показывают прекрасные учебные результаты. Нейропсихология в идеальном варианте должна сопровождать любой учебный процесс, и не только у детей, но также у взрослых. Программы нейропсихологической корректировки носят характер государственного приоритета, поскольку решают узловые проблемные вопросы психологических затруднений, возникающих у детей во время обучения.
На сегодняшний момент времени родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детской неуспеваемостью в школе и классифицируют это одним общим термином – «трудный ребенок». Причем вот что интересно, с одной стороны ребенок на самом деле испытывает сложности в общении со сверстниками и педагогами, тяжело запоминает материал, а с другой – в его официальных медицинских документах нет ни слова о патологии. Согласно своей медицинской карте ребенок абсолютно здоров. А всё потому, что методы диагностики общего физического и психологического здоровья детей носят, зачастую, довольно общий и поверхностный характер. И это одна сторона медали.
А с другой стороны – ребенок имеет целый набор заболеваний психосоматического характера, который ему диагностируют логопеды, психологи и психотерапевты. К таким заболеваниям относятся: различные гиперактивные синдромы, разные степени мозговой дисфункции и тому подобное. И с годами этих диагностируемых синдромов становится только больше.
Сегодня такие заболевания как «повышенная возбудимость», «невротические проявления», «аутизм» и многие другие перестали быть делом только узких специалистов. Теперь об этих патологиях развития детского мозга знают все и количество зафиксированных подобных диагнозов в разы выше, чем еще 10 лет назад.
Родители и педагоги должны выявлять такие отклонения как можно раньше, с тем, чтобы влиять на ситуацию и корректировать её. Ведь зачатки психосоматических патологий плода начинают появляться еще во время беременности у женщин. К двум годам уже можно отследить у ребенка наличие тех или иных патологий.
Сегодня можно говорить о факторах риска для детей, которые могут неблагоприятно повлиять на ситуацию развития головного мозга:
- Проблемы внутриутробного периода, генетические предрасположенности родителей, имеющие вредный характер, ушибы, травмирование черепа, вывихи конечностей, приводящие к снижению общей двигательной активности малыша, кесарево сечение и ранние роды;
- Трудности со сном, низкий уровень активности ребенка, малыш не тянется к материнской груди, ребенок или очень активный, или напротив, очень заторможен;
- Малыш в первый год жизни перенес большое количество респираторных заболеваний, у него часто фиксируются расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Ребенок невнимателен и очень рассеян, практически никогда не реагирует на просьбы взрослых сделать что-либо, испытывает большие трудности при объяснении тех или иных элементарных событий, с незнакомыми людьми ведет себя очень замкнуто;
- Малыш на любую ситуацию и просьбу даёт всегда отрицательную реакцию «нет».
Родители малыша знакомы с такими понятиями, как – дисбактериоз, энурез, панкреатит, гипертензионный синдром и другие. Причем, абсолютно не обязательно, что какая-то из перечисленных патологий есть в медкарте ребенка. Но сам факт того, что мама знает о подобных отклонениях, уже свидетельствует о проблемах со здоровьем ребенка.
Если ни один из вышеперечисленных факторов никогда не был зафиксирован вами в поведении вашего ребенка, — это хорошо. Тогда вы можете вполне применять техники нейропсихологических методик для развития умственного потенциала вашего малыша. Кроме того, подобные техники полезно использовать и взрослым, ведь тренировка мозга необходима не меньше, а может даже и больше, чем тренировка мышц. Лучший вариант, когда родители и дети вместе занимаются по технике нейропсихологии.
С самых ранних лет внимательный родитель обязательно обратит внимание на то, что его малыш начинает позже говорить или ходить по сравнению со сверстниками, когда он заторможен в действиях, когда он не может держать ложку, а уже должен по возрасту, когда у него возникают трудности при освоении физически элементарных упражнений. И чем старше становится ребенок, тем всё больше эти «проблемы» развития дают о себе знать. Особенно на развитие интеллекта влияет заторможенность в речевом навыке. А это в свою очередь серьезно осложняет социализацию ребенка и его потенциал к обучению.
Проблемы, возникшие у ребенка в достаточно раннем возрасте, без должной коррекции затем перерождаются в более серьезные трудности и отклонения в младшем и старшем школьном возрасте. Когда ребенок сидит дома с мамой, то многие пробелы в его развитии могут быть не так заметны. Но стоит только ему перешагнуть порог детского сада, как трудности развития выходят наружу. В школе ситуация усугубляется еще сильнее. Детям сложнее воспринимать учебный материал, они становятся агрессивными со сверстниками и учителями, и этот процесс может только осложняться.
Многие родители обращали внимание на то, как их дети не отличают правую и левую стороны, пишут буквы задом-наперед и другие моменты. Как правило, редко кто придает этим «мелочам» серьезное значение. А зря. Когда ребенок отправляется в первый класс, эти «мелочи» начинают становиться серьезным препятствием на пути получения знаний. А ведь основы пространства и времени закладываются в мозг ребенка еще в первые месяцы жизни.
Пространственные и временные представления об окружающем мире развиваются в мозге ребенка своего рода в прогрессии: от меньшего к большему объему.
Существуют несколько уровней развития пространственно-временной ориентации, представленные в работах Семенович:
Первый уровень: тёмное мышечное чувство — проприоцептивная система человек на основе биологических часов;
Второй уровень: соматогнозис или схема тела — модель, по которой образуются все чувствительные механизмы человеческого тела;
Третий уровень: метрика и топология — первые шаги к взаимосвязи с внешним миром, ощущение себя в определенном времени и пространстве;
Четвертый уровень: координатные представления — верх-низ, прошлое-настоящее-будущее;
Пятый уровень: структурно-топологические представления — восприятие и представление окружающего мира, не только предметов, но и событий, а также своей вовлеченности в них;
Шестой уровень: проекционные представления — обозначения сложно форматных структур, включение абстрактных образов в понимание окружающих взаимосвязей и отношение к категории времени, как к концептуальной составляющей жизненных процессов;
Седьмой уровень: стратегия, когнитивный аспект индивида — целостное восприятие себя и мира вокруг.
Таким образом, все перечисленные выше уровни демонстрируют взаимосвязь между собой и следующий этап развития возможен только после прохождения предыдущего уровня.
Познавательные особенности ребенка, его умственное созревание начинаются с познания мира на физическом уровне. Для того чтобы ребенок ориентировался где правая или левая сторона, например, он должен начать ползать и поворачиваться в разные стороны еще в периоде младенчества. Близость и тактильность матери играет в этом смысле первостепенное значение. Ребенок сначала должен почувствовать телом этот мир, и только потом тело подаст сигнал разуму.
Поэтому, прежде чем оценивать, почему ребенок учиться слабее остальных в классе, нужно «отмотать пленку» назад и вспомнить, как шло его развитие в первые месяцы жизни. Причина не успешности скрыта именно там.
В итоге, можно заключить следующее – проблемы в развитии человека, вне зависимости от рода психологических трудностей, возникают по трем главным причинам:
- Человек не освоил механизмы произвольной саморегуляции. Ему сложно сосредоточиться на определенной цели и не удается довести начатое дело до логического завершения, а также другие проявления низкой воли;
- Человек испытывает острую нехватку в нейросоматическом равновесии. Это проявляется в повышенном тонусе мышц, быстрой утомляемости, склонности к депрессивным настроениям и неуравновешенности в оценках и реакциях, метеозависимость и другое;
- Человек имеет скудный интеллектуальный и речевой потенциал, его познавательные механизмы находятся на низком уровне.
Очень хорошо проблемы познавательной активности среди детей иллюстрируются в процессе анализа их письма. Исследователь А.Р. Лурия обратил на письмо особое внимание в своих научных работах. По его мнению, для того чтобы написать слово верно, мозгу необходимо проделать достаточное количество распознавательных операций, среди которых — фонематический анализ словоформы. Затем, вычлененный из общего потока звук, нужно трансформировать в графический знак. И это всё связано с последним этапом, когда распознанный буквенный знак нужно еще письменно оформить, используя двигательную активность. Этот процесс, на самом деле, довольно часто становится настоящей проблемой для детей.
Желательно обнаружить подобные затруднения у детей как можно раньше, и то же письмо гораздо продуктивнее скорректировать дошкольнику, чем потом в школе работать над постановкой руки и исправлять допущенные ранее ошибки.
Для ребенка очень важно иметь устоявшийся нейросоматический базис поведения как можно раньше.
У детей могут встречаться самые разные осложнения в реализации той или иной активности и не всегда это можно быстро и корректно диагностировать, а потому нужно заниматься по нейросоматической программе заранее. Отстающих ребят программа подтянет в обучении, а успевающим детям даст новый мощный стимул.
Нейропсихология предлагает ряд действенных методик, которые помогут ребенку выстроить познавательную активность в благоприятном ключе.
Метод замещающего онтогенеза:
С помощью метода замещающего онтогенеза стадии негативного восприятия переходят в стадии позитивного и продуктивного развития способностей у детей. Методика включает в себя несколько ключевых блоков, с помощью которых получается достичь хороших конечных результатов.
Суть её в том, что сначала собирается пласт знаний и умений, с которыми у ребенка возникли трудности при освоении, а затем эта неусвоенная информация выстраивается в соответствии с нужной органичной последовательностью их развития у ребенка. Этот нейропсихологический метод держится целиком на принципах целостного взгляда на природу человека. Все упражнения этого метода являются своего рода активатором скрытых информационных и познавательных ресурсов.
Нет в познавательной цепи вещей не нужных, или второстепенных.Необходимо, чтобы в самом раннем возрасте малыш имел возможность иметь безграничные возможности для игры, поскольку именно игра является ключевым способом познания и приобретения ряда важнейших навыков. И второе, что очень важно для детей, — это общая атмосфера, в которой они живут каждый день, а точнее её сбалансированность в нейропсихологическом смысле.
Раннее детство, 4-7 лет, – вот то самое время, когда нейропсихологические тренировки особенно показаны всем детям без исключения. В это время мозг настолько гибок, что легко поддается любой положительной корректировке и наполнению. Но это не значит, что в более позднем возрасте про эти техники стоит забыть. Занятия нейропсихологическими методиками полезно, в том числе, и взрослым людям.
Источник
Добрый день, дорогие родители!
Если вы хотите вырастить здоровых, успешных, уверенных в себе, счастливых деток, то эта статья для вас.
Меня зовут Олеся Роменкова и я буду вести на канале ШЮВ нейропсихологическую гимнастику для детей (впрочем, взрослые тоже при желании могут присоединиться ☺ )
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Она была основана в середине ХХ века выдающимся отечественным психологом А.Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА– это перспективное и востребованное направление, т.к. всё чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает своевременно выявить это на ранних этапах и провести грамотную коррекцию.
Коррекционная нейропсихология использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности и просто для прекрасного самочувствия.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:
— родовая травма
— рождение с помощью кесарева сечения
— повышенный или пониженный тонус
— частые заболевания (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками)
— травмы головы, общий наркоз
— мало ползал или не ползал совсем
— ходил на цыпочках, поздно начал говорить
— гиперактивен или излишне медлителен
— импульсивен, раздражителен, конфликтен
— быстро утомляется, с трудом засыпает
— не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
— пишет неразборчиво, плохо запоминает, сравнивает, обобщает
— не может описать картинку
— пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально
— двигает ногами, языком, когда пишет и рисует
— невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца
— неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен
Большую часть проводимых на канале упражнений будут составлять упражнения по методу замещающего онтогенеза (МЗО) (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция».
Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка.
Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».
Дыхательные
Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.
Глазодвигательные
Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.
Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.
Растяжки и упражнения двигательного репертуара (ползания)
Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).
Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Предлагаемый комплекс упражнений применим для детей от 5 до 12 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпилептической готовностью. Авторы методики настоятельно не рекомендуют заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью дома, а также в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом.
Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепаталогическими), а также дети с генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Кроме упражнений по методу замещающего онтогенез, мы будем заниматься развитием межполушарного развития, упражнениями по мозжечковой стимуляции, развитием мелкой моторики и многими другими занятиями полезными для развития ваших детей.
Приглашаю вас к просмотру и искренне желаю всем нам радости в процессе воспитания и делания наших детей счастливыми!
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
Источник