Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 0 до 7 лет

Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 0 до 7 лет

Меню сайта

Категории раздела

Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS

Логопедуся — сайт учителя-логопеда Гордиенко Татьяны

Вторник, 25.02.2020, 19:38

Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 0 до 7 лет

 
Самая большая радость в жизни – это, конечно, рождение и воспитание ребенка! И каждому родителю хочется передать ребенку все самое лучшее, весь свой накопленный опыт, свои жизненные ценности. Родители рассчитывают, что ребенок проживет жизнь гораздо более лучшую, чем они сами, добьется большего, станет богатым, знаменитым, а, значит, и более счастливым. Для этого они прилагают неимоверные усилия: покупают горы книг, «полезных» пособий и игрушек, записывают ребенка во всевозможные кружки и развивалки, отдают в самые лучшие школы. При этом результат не всегда соответствует надеждам и вложенным затратам.

Проблема, видимо, в первую очередь заключается в том, что родители не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка, о необходимых усилиях, которые надо прилагать в том или ином возрастном периоде, чтобы не навредить (а ведь возможно и такое), а наиболее полно способствовать максимально гармоничному развитию ребенка.
И при всем огромном старании родителей, при всем просто гигантском количестве литературы по воспитанию, поражает, да не обидятся родители, их, местами просто вопиющая воспитательная безграмотность, «благодаря» которой большая часть усилий не приводит к ожидаемым результатам.
Очень часто, к сожалению, получается так, что в каких-то областях развития (психического, моторного, речевого, интеллектуального и т.д.) у ребенка просто отличные показатели, а в других – буквально полный ноль, провал: «то густо, то пусто». А так быть не должно. Ребенок должен развиваться равномерно, последовательно и гармонично. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на школьной успеваемости, поведении или даже на здоровье ребенка.

Неправильное воспитание может привести иногда даже к некоторой задержке психического развития, что вовсе уж недопустимо. Бывает, что даже в отношении ребенка из достаточно благополучной семьи можно применить термин «педагогическая запущенность». И речь здесь идет не о педагогах, а о родителях. Бывает еще и так, что ребенок изначально имеет те или иные трудности, отклонения в развитии, а родители, в силу своего незнания в этой области, этого не замечают. А ведь время уходит, ребенок растет, и его трудности сами по себе не исчезают, а растут вместе с ним. И, чем старше ребенок, тем сложнее эти трудности исправить.

При всем обилии литературы, в ней очень мало конкретных, четких данных о нормативном развитии детей. В детских поликлиниках почему-то не висят на стенах хоть какие-нибудь таблички, хоть с какими-нибудь примерными нормами. Только великие в своем знании врачи мудро взглянут на младенца, нацарапают в карточке пару закорючек и отправят восвояси. И даже если и заметят в ребенке что-то «интересное», то часто особого внимания не обратят и уж родителям точно ничего не скажут.

Достаточно часто приводят на нейропсихологическое обследование детей с теми или иными серьезными трудностями в развитии, у которых в карточке написано: «здоров». Пока родители сами не начнут бить тревогу и не обратятся туда, сюда (и ведь еще не факт, что в правильное «туда-сюда» попадут), так и будет ребенок расти: любимый, обласканный, но не обеспеченный необходимым лечением и уходом. А время может быть упущено. Вот что обидно и не только обидно, но даже и страшно.
Если честно, то не так много надо знать родителям для того, чтобы правильно воспитывать ребенка. И, самое важное, в чем обязательно должны разбираться родители – это основные возрастные показатели развития ребенка. То есть, говоря проще: что и в каком возрасте ребенок должен обязательно уметь выполнять, каких успехов в своем развитии должен достигать. И, значит, на что родители должны обращать особое внимание в том или ином возрастном периоде развития ребенка, к достижению каких, пусть пока еще маленьких, но вершин они должны стремиться вместе со своим малышом.
Первая улыбка, первый шаг, первое слово – когда они должны порадовать нетерпеливых родителей? Когда ребенок должен научиться самостоятельно есть кашу, рисовать, строить разнообразные конструкции из кубиков, рассказывать стихи, кататься на велосипеде? Эти и еще много-много других вопросов задают себе родители, но не всегда знают на них ответ. А о некоторых вопросах из области развития ребенка они даже и не догадываются, например: когда ребенок должен начать карабкаться на диван и с дивана, когда должен уметь делать три шага на носочках, не держась? И еще много других, казалось бы, и не очень важных, но, на самом деле, имеющих просто огромное значение в правильном развитии ребенка, показателей.
Ответы на все самые важные вопросы, касающиеся практически всех сторон психомоторного развития ребенка, дают нейропсихофизиологические нормативные Таблицы, приведенные в этой Инструкции по применению самого сложного в использовании и самого дорого «прибора» — вашего замечательного ребенка! Используя Таблицы, родители всегда смогут знать, чем и когда важно заниматься с малышом, чтобы сделать все самое необходимое для его развития, вовремя заметить трудности или даже их не допустить.

При составлении Таблиц использованы нормативы, широко применяемые как во всем мире, так и в нашей стране. Это, в том числе, Мюнхенская функциональная диагностика развития, шкалы психомоторного развития Гезелла, диагностическая методика О.В.Баженовой, Шкала измерения социальной компетенции Долла, а также многих других, адаптированные автором для использования родителями в «домашних условиях» и именно в условиях нашей страны. Многие зарубежные методики, к сожалению, не совсем соответствуют российским нормативам. Поэтому потребовалась достаточно серьезная адаптация для приведения данных к «общему знаменателю».

Использованы и нейропсихологические нормативы, а также результаты наблюдений и собственные разработки автора – детского нейропсихолога. Ведь именно нейропсихология наиболее комплексно рассматривает развитие ребенка, с учетом всех факторов (биологического, социального, мозгового, физиологического, психологического), а, значит, может дать наиболее полные рекомендации по правильному воспитанию и оценке возможностей ребенка. И, самое главное, именно нейропсихология дает в руки родителей и специалистов инструмент для развития, активизации и коррекции работы мозга ребенка, а, значит, и улучшения всех показателей здоровья ребенка. Это – нейропсихокоррекционные упражнения, а, более конкретно – Нейройога.
Нейропсихофизиологические нормативные Таблицы, как искренне надеется автор, помогут родителям разобраться со всеми трудностями воспитания и очень серьезно облегчат жизнь всей семьи, а воспитательный процесс сделают легким, радостным и приводящим к самым наилучшим результатам. В Таблицах рассматриваются показатели развития крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, речи, интеллекта, памяти, конструирования, эмоций и коммуникации, самообслуживания, игры. Они просты в использовании, понятны и не только дают ответы на многие вопросы, беспокоящие родителей, но и одновременно являются рекомендациями по правильному и своевременному развитию малыша.
Автор, детский нейропсихолог Кузнеченкова Светлана Олеговна, желает всем родителям успехов в самом приятном и самом благодарном труде в жизни – правильном воспитании детей, и выражает уверенность в том, что когда-нибудь эту самую полезную Инструкцию будут выдавать всем мамочкам, переступающим порог роддома с дорогим подарком на руках!

 таблицы вы найдете перейдя по ссылке

https://zverideti.ru/yunyj-veterinar/rebenok-iciya-po-primeneniyu/

Источник: https://zverideti.ru/yunyj-veterinar/rebenok-iciya-po-primeneniyu/

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (05.02.2013)

Просмотров: 2210

| Рейтинг: 1.5/2

Поиск

Источник

Наименование показателя Время появления и развития
Крупная моторика
  Стоит на одной ноге 6 лет
  Проходит 3-4 м с закрытыми глазами 6 лет
  Прыгает с места в длину на 80 см 6 лет
  Прыгает с разбега не менее, чем на 1 м 6 лет
  Прыгает в высоту на 20 см 6 лет
  Прыгает с высоты 30 см и приземляется на корточки 6 лет
  Прыгает через качающуюся скакалку 6 лет
  Ударяет мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд 6 лет
  Перебрасывает мяч с партнером 6 лет
  Кидает мяч в мишень с расстояния 3-4 м 6 лет
  Кидает мяч вдаль на 5-9 м 6 лет
  Делает «ласточку» без поддержки взрослого 6 лет
  Проходит по гимнастической скамейке 6 лет
  Стоит на каждой ноге попеременно, глаза закрыты 6 лет 2 мес.
  Ходит на лыжах 6 лет 8 мес.
  Катается на коньках 6 лет 8 мес.
  Катается на самокате 6 лет 8 мес.
  Катается на двухколесном велосипеде 6 лет 8 мес.
  Учится играть в бадминтон, теннис 6 лет 8 мес.
  Учится плавать 6 лет 8 мес.
Мелкая моторика
  Рисует человека с шеей руками, одеждой 6 лет
  Рисует ноги человека в 2-х измерениях 6 лет
  Копирует ромб 6 лет
  Дорисовывает 9 частей к неоконченному человечку 6 лет
  Рисует ромб 6 лет 2 мес.
  Использует карандаш для письма 6 лет 6 мес.
  Хорошее развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций 6 лет 6 мес.
  Умеет работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью 6 лет 8 мес.
  Умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу 6 лет 8 мес.
  Умеет пользоваться пилой и молотком 6 лет 8 мес.
Зрительное восприятие
  Тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение основных цветовых тонов, выделение промежуточных тонов); вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.) 6-7 лет
  Владеет анализирующим восприятием, наблюдателен 6-7 лет
  Различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт 6-7 лет
  Понимает портрет (настроение героев, характер, возраст) 6-7 лет
  Способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом) 6-7 лет
  Ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.) 6-7 лет
Слуховое восприятие
  Может отстукивать ритмы по устной инструкции 6 лет
  Проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений 6-7 лет
Речь
  Третий этап развития речи – начало развития письменной речи 6-7 лет
  Активный словарь – 4000 слов 6-7 лет
  Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов 6 л. 6 мес.
  Активный словарь – от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10000 7 лет
Память
  Владеет приемами образного запоминания 6-7 лет
  Запоминает легко и надолго 6-7 лет
  Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов 6-7 лет
  Логическое запоминание 6 лет 6 мес.
Интеллект
  Исключение предметов (тест «4-й лишний») с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов 6 лет
  Правильно перечисляет пальцы на каждой руке и на обеих вместе 6 лет
  Складывает и вычитает до пяти 6 лет
  Определяет время дня 6 лет
  Называет назначение нескольких предметов обихода 6 лет
  Различает время до полудня и после полудня 6 лет
  Знает где правая, где левая сторона 6 лет
  Считает до 30 6 лет
  Уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин) 6 лет
  Ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени 6 лет
  Ориентируется в семейных отношениях и среди взрослых 6 лет
  Ориентируется в опасном и безопасном 6 лет
  Способен к простейшему анализу окружаю­щего мира: разведению основного и несущественного, не­сложным рассуждениям, правильным выводам 6 лет
  Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений 6-7 лет
  Проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности 6-7 лет
  Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями 6-7 лет
  Основной тип поведения – неутомимый исследователь 6-7 лет
  Познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность 6-7 лет
  Использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует 6-7 лет
  Возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками 6-7 лет
  Легко переносит знания и умения в новые условия 6-7 лет
  Ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть 6-7 лет
  Развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут) 6-7 лет
  Начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина) 6-7 лет
  Объем внимания расширяется до 5-7 объектов 6-7 лет
  Может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут) 6-7 лет
  Умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием 6-7 лет
  Может подчинить внимание учебной задаче 6-7 лет
  Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью 6 лет
  Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: самостоятельно 6 лет 6 мес.
  Доступен смысл простых пословиц и поговорок 6 лет 6 мес.
  Видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ 6 лет 6 мес.
  Решает простые арифметические задачи 6 лет 6 мес.
  Считает до ста 6 лет 6 мес.
  Складывает и вычитает до десяти 6 лет 6 мес.
  Запоминает и декламирует простые стихи 6 лет 6 мес.
  Рациональный подход к действительности (ослабле­ние роли фантазии) 6 лет 6 мес.
  Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий 6 лет 6 мес.
  Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, спо­собность воспроизвести образец) 6 лет 6 мес.
  Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство 6 лет 8 мес.
  Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности 6 лет 8 мес.
  Решает простые задачи со сложением и вычитанием 6 лет 8 мес.
  Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов 6 лет 8 мес.
  Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы 6 лет 8 мес.
  Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки 6 лет 8 мес.
  Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено 6 лет 8 мес.
  Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы 6 лет 9 мес.
  Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст 6 лет 10 мес
  Способен разделять объекты на классы и подклассы 7 лет
  Называет общую стоимость нескольких монет 7 лет
Память
  Владеет приемами образного запоминания 6-7 лет
  Запоминает легко и надолго 6-7 лет
  Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов 6-7 лет
  Логическое запоминание 6 лет 6 мес.
Эмоции, коммуникация, поведение
  Ходит в садик (школу) без присмотра 6 лет
  Ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает) 6 лет
  Ориентируется в нормах поведения 6 лет
  Способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого 6-7 лет
  Выполняет произвольные ми­мические движения по речевой инструкции взросло­го (с единичными ошибками) 6 лет 6 мес.
  Умеет сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия 6 лет 6 мес.
  Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого 6 лет 8 мес.
  Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам 6 лет 8 мес.
Самообслуживание
  Использует столовый нож для намазывания 6 лет
  Зашнуровывает ботинки 6 лет
  Может выполнять длительные индивидуальные поручения: убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями и т.п. 6 лет 8 мес.
  Умеет пришивать пуговицы 6 лет 8 мес.
  Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами 6 лет 8 мес.
  Моется (в бане) с посторонней помощью 6 лет 10 мес.
  Ложится спать без посторонней помощи 7 лет
Игра
  Ориентируется в правилах детской игры 6 лет
  Создает план игры 6 лет 8 мес.
  В процессе игры обобщает, анализирует свою деятельность 6 лет 8 мес.
  Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры 6 лет 8 мес.
  Предпочитает групповые игры индивидуальным 6 лет 8 мес.
  Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий 6-7 лет
    

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник