Наименование показателя | Время появления и развития |
Крупная моторика |
| Стоит на одной ноге | 6 лет |
| Проходит 3-4 м с закрытыми глазами | 6 лет |
| Прыгает с места в длину на 80 см | 6 лет |
| Прыгает с разбега не менее, чем на 1 м | 6 лет |
| Прыгает в высоту на 20 см | 6 лет |
| Прыгает с высоты 30 см и приземляется на корточки | 6 лет |
| Прыгает через качающуюся скакалку | 6 лет |
| Ударяет мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд | 6 лет |
| Перебрасывает мяч с партнером | 6 лет |
| Кидает мяч в мишень с расстояния 3-4 м | 6 лет |
| Кидает мяч вдаль на 5-9 м | 6 лет |
| Делает «ласточку» без поддержки взрослого | 6 лет |
| Проходит по гимнастической скамейке | 6 лет |
| Стоит на каждой ноге попеременно, глаза закрыты | 6 лет 2 мес. |
| Ходит на лыжах | 6 лет 8 мес. |
| Катается на коньках | 6 лет 8 мес. |
| Катается на самокате | 6 лет 8 мес. |
| Катается на двухколесном велосипеде | 6 лет 8 мес. |
| Учится играть в бадминтон, теннис | 6 лет 8 мес. |
| Учится плавать | 6 лет 8 мес. |
Мелкая моторика |
| Рисует человека с шеей руками, одеждой | 6 лет |
| Рисует ноги человека в 2-х измерениях | 6 лет |
| Копирует ромб | 6 лет |
| Дорисовывает 9 частей к неоконченному человечку | 6 лет |
| Рисует ромб | 6 лет 2 мес. |
| Использует карандаш для письма | 6 лет 6 мес. |
| Хорошее развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций | 6 лет 6 мес. |
| Умеет работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью | 6 лет 8 мес. |
| Умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу | 6 лет 8 мес. |
| Умеет пользоваться пилой и молотком | 6 лет 8 мес. |
Зрительное восприятие |
| Тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение основных цветовых тонов, выделение промежуточных тонов); вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.) | 6-7 лет |
| Владеет анализирующим восприятием, наблюдателен | 6-7 лет |
| Различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт | 6-7 лет |
| Понимает портрет (настроение героев, характер, возраст) | 6-7 лет |
| Способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом) | 6-7 лет |
| Ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.) | 6-7 лет |
Слуховое восприятие |
| Может отстукивать ритмы по устной инструкции | 6 лет |
| Проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений | 6-7 лет |
Речь |
| Третий этап развития речи – начало развития письменной речи | 6-7 лет |
| Активный словарь – 4000 слов | 6-7 лет |
| Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов | 6 л. 6 мес. |
| Активный словарь – от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10000 | 7 лет |
Память |
| Владеет приемами образного запоминания | 6-7 лет |
| Запоминает легко и надолго | 6-7 лет |
| Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов | 6-7 лет |
| Логическое запоминание | 6 лет 6 мес. |
Интеллект |
| Исключение предметов (тест «4-й лишний») с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов | 6 лет |
| Правильно перечисляет пальцы на каждой руке и на обеих вместе | 6 лет |
| Складывает и вычитает до пяти | 6 лет |
| Определяет время дня | 6 лет |
| Называет назначение нескольких предметов обихода | 6 лет |
| Различает время до полудня и после полудня | 6 лет |
| Знает где правая, где левая сторона | 6 лет |
| Считает до 30 | 6 лет |
| Уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин) | 6 лет |
| Ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени | 6 лет |
| Ориентируется в семейных отношениях и среди взрослых | 6 лет |
| Ориентируется в опасном и безопасном | 6 лет |
| Способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам | 6 лет |
| Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6-7 лет |
| Проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности | 6-7 лет |
| Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями | 6-7 лет |
| Основной тип поведения – неутомимый исследователь | 6-7 лет |
| Познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность | 6-7 лет |
| Использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует | 6-7 лет |
| Возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками | 6-7 лет |
| Легко переносит знания и умения в новые условия | 6-7 лет |
| Ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть | 6-7 лет |
| Развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут) | 6-7 лет |
| Начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина) | 6-7 лет |
| Объем внимания расширяется до 5-7 объектов | 6-7 лет |
| Может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут) | 6-7 лет |
| Умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием | 6-7 лет |
| Может подчинить внимание учебной задаче | 6-7 лет |
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью | 6 лет |
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: самостоятельно | 6 лет 6 мес. |
| Доступен смысл простых пословиц и поговорок | 6 лет 6 мес. |
| Видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ | 6 лет 6 мес. |
| Решает простые арифметические задачи | 6 лет 6 мес. |
| Считает до ста | 6 лет 6 мес. |
| Складывает и вычитает до десяти | 6 лет 6 мес. |
| Запоминает и декламирует простые стихи | 6 лет 6 мес. |
| Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) | 6 лет 6 мес. |
| Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий | 6 лет 6 мес. |
| Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец) | 6 лет 6 мес. |
| Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство | 6 лет 8 мес. |
| Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности | 6 лет 8 мес. |
| Решает простые задачи со сложением и вычитанием | 6 лет 8 мес. |
| Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов | 6 лет 8 мес. |
| Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы | 6 лет 8 мес. |
| Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки | 6 лет 8 мес. |
| Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено | 6 лет 8 мес. |
| Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы | 6 лет 9 мес. |
| Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст | 6 лет 10 мес |
| Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7 лет |
| Называет общую стоимость нескольких монет | 7 лет |
Память |
| Владеет приемами образного запоминания | 6-7 лет |
| Запоминает легко и надолго | 6-7 лет |
| Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов | 6-7 лет |
| Логическое запоминание | 6 лет 6 мес. |
Эмоции, коммуникация, поведение |
| Ходит в садик (школу) без присмотра | 6 лет |
| Ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает) | 6 лет |
| Ориентируется в нормах поведения | 6 лет |
| Способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого | 6-7 лет |
| Выполняет произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого (с единичными ошибками) | 6 лет 6 мес. |
| Умеет сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия | 6 лет 6 мес. |
| Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого | 6 лет 8 мес. |
| Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам | 6 лет 8 мес. |
Самообслуживание |
| Использует столовый нож для намазывания | 6 лет |
| Зашнуровывает ботинки | 6 лет |
| Может выполнять длительные индивидуальные поручения: убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями и т.п. | 6 лет 8 мес. |
| Умеет пришивать пуговицы | 6 лет 8 мес. |
| Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами | 6 лет 8 мес. |
| Моется (в бане) с посторонней помощью | 6 лет 10 мес. |
| Ложится спать без посторонней помощи | 7 лет |
Игра |
| Ориентируется в правилах детской игры | 6 лет |
| Создает план игры | 6 лет 8 мес. |
| В процессе игры обобщает, анализирует свою деятельность | 6 лет 8 мес. |
| Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры | 6 лет 8 мес. |
| Предпочитает групповые игры индивидуальным | 6 лет 8 мес. |
| Основа в игре — правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7 лет |
| | | |