Негативные факторы влияющие на развитие ребенка в семье

Негативные факторы влияющие на развитие ребенка в семье thumbnail

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

 

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не занимаются его воспитанием. К социальным сиротам относят не только детей, от которых родители отказались, но и тех детей, которые проживают с родителями, но не получают обеспечения своих физических и психосоциальных потребностей. С обеспечением физических потребностей ребенка все очевидно: его надо кормить, одевать, обеспечивать ему сон и т.д. Однако, этого недостаточно для обеспечения полноценного роста и развития ребенка. Рассмотрим подробно факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.

Дети – это необыкновенно важная часть нашей жизни, требующая постоянного внимания и заботы. С появлением ребенка меняется вся жизнь взрослого человека, потому что с этого момента все его стремления должны быть направлены на то, чтобы вырастить, воспитать здорового, счастливого психологически благополучного  человека. Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, поэтому каждому родителю необходимо знать о факторах, влияющих на него. В настоящее время можно выделить три основные группы факторов, влияющих на психологическое благополучие  ребенка в семье.

Социально-психологический фактор — это гармония супружеский взаимоотношений, семейного воспитания,  детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В этом возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.

Стиль воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.        Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.

Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

         Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с. дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

 Таким образом, можно выделить 4 параметра отношений ребенка и родителя, оказывающие наибольшее влияние на психологическое  развитие ребенка:

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Способы  общения  с  детьми  в ходе воспитательных воздействий:  родители  стремятся  использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Эмоциональная   поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Благополучность ребенка зависит от наличия в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

          Согласованность в воспитании между родителями. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного — из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

         С детства мальчикам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на взрослого. Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков: к поведению девочек взрослые более терпимы; мальчиков строже наказывают.

По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психологические и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически бесполым, нерешительным, боящимся жизни. Девочки, наоборот, становятся все более агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки, они курят, ругаются. Следовательно, конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим образом влияют на ребенка.

         Социально-культурный фактор обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, загруженностью родителей, их невротизацией. Причем родители чаще всего не готовы решать свои собственные проблемы с помощью специалистов, в данном случае психолога. Проблемы нарастают, как снежный ком, в который погружается и ребенок.

Социально-экономический фактор. На эмоциональную атмосферу в семье, а, следовательно, и на психофизическое благополучие ребенка, оказывают влияние и социально-экономические факторы, такие как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, определение ребенка в ясли или обращение к услугам няни, ранняя разлука с матерью. Если они частые и длительные, нарастает потребность ребенка в материнской привязанности, что может привести к невротическим реакциям, и даже к задержке психофизического развития малыша.

Отдельный разговор о негативном влиянии новых технологий на развитие ребенка. С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие ребенка-дошкольника. Во многих семьях, к большому сожалению, нет ритуала вечернего чая для всей семьи с обсуждением прожитого дня; книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки. Родители всегда должны находить время  для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени.         

Таким образом, чтобы вырастить счастливого успешного человека, необходимо уделять внимание не только обеспечению его физических потребностей, но и внимательно следить за психологическим комфортом ребенка, учитывая предложенные выше рекомендации.

Список использованной литературы:

  1. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995;
  2. Зинченко А. В. , Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.

Источник

Ребенок рождается – начинается его жизнь. Каждый день происходит что-то новое, особенно когда малыш совсем маленький. Его постоянный рост, усложнение физической и психической деятельности — нормальные и правильные явления. Важно помнить, что развитие ребенка происходит под факторы развития ребенкавлиянием множества факторов. От них зависит, каким он будет, как сформируется его личность.

Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно разделить на физические и психологические. В первую очередь это семья. Общение, питание, режим дня — это первое, к чему привыкает ребенок. Тут многое зависит от желания родителей создать комфортные условия для своего малыша. Дальше — его социальная жизнь: школа, садик, общение с другими малышами. Иногда все это усложняется из-за патологических проблем, мешающих ребенку вести нормальную жизнь. В этом случае будет тяжело, но сегодня даже для таких деток есть возможность развиваться.

Развитие

Произошло зачатие. С этого момента начинается жизнь нового человечка. Из двух клеток появляется 4, и так далее – усложняется структура зародыша. На этом этапе развитие стремительное – тут счет идет на часы. До рождения ребенка проходит 9 месяцев. Даже после рождения развитие внутренних органов, кровеносной системы, костей не прекращается. факторы развития ребенкаПотом эти процессы замедляются – теперь мы считаем периоды развития в годах. Даже во взрослом состоянии не прекращаются перемены в организме.

Очень важно, чтобы взросление проходило в безопасных, комфортных условиях. Даже когда ребенок еще в утробе матери, необходимо создать для него самый благоприятный климат. Все то, что происходит в первые годы жизни, обязательно скажется на физическом и психологическом развитии и личности взрослого человека. Конечно, создать идеальные условия не получится, но обеспечить ребенку возможность нормально развиваться вполне можно.

Биологические факторы

Первый фактор — биологическая среда. Многие ученые сходятся во мнении, что этот фактор важнейший. Биологические (физиологические) факторы во многом определяют дальнейшие возможности ребенка, многие грани личности, характера, отношения к жизни. Большую роль играет режим дня и питание, ведь из-за недостатка витаминов может замедляться развитие ребенка (как физическое, так и психическое).

Наследственность

Наследственные факторы имеют сильное виляние на развитие. От родителей мы получаем рост, телосложение. Невысокие родители — невысокий ребенок. Конечно, бывают исключения из правил, но обычно все закономерно. Конечно, наследственные факторы корректируются с помощью социальных механизмов.факторы развития ребенка

Сегодня любой человек при желании может достичь всего, чего захочет. Главное, чтобы наследственные проблемы не останавливали ребенка от того, чтобы добиваться желаемого. Существует масса позитивных примеров того, как человек сумел силой воли преодолеть врожденные дефекты.

Конечно, когда мы говорим «наследственность», не всегда подразумеваются негативные факторы или болезни. Так же часто встречается «позитивная» наследственность. От хороших внешних и конституционных данных до высокого интеллекта, склонностей к разным видам наук. Тогда главное — помочь ребенку в развитии его сильных сторон, не потерять возможность, которая дана от рождения.

Питание

Первые 6 месяцев малыш обязательно должен кушать материнское молоко. В крайнем случае — смеси. Это источник всех необходимых веществ, минералов, витаминов. Для малыша материнское молоко — эликсир жизни. Пока что желудок и кишечник не готовы принимать другую пищу. А вот после 6 месяцев нужно вводить прикорм: только на молоке активного роста теперь не получится. Подойдут соки, детские пюре из овощей, фруктов, вареного мяса.

Уже в 1,5 года ребенок начинает питаться почти что взрослой пищей. Теперь важно обеспечивать ему сбалансированный рацион. Иначе из-за недостатка питательных веществ и витаминов его организм не сможет развиваться правильно. Растут кости, факторы развития ребенканабирается мышечная масса, укрепляются сосуды, сердце, легкие – каждая клеточка тела нуждается в правильном питании.

Если родители не могут обеспечить нормальный рацион, то ребенок отстает в первую очередь в физическом развитии. Недостаток витамина D ведет к опасному заболеванию — рахиту. Витамин вступает в реакцию с кальцием, который необходим для костей. Если существует дефицит этого витамина, то кости ломкие, мягкие. Под весом тела малыша гибкие кости искривляются и остаются такими на всю жизнь.

В раннем возрасте продолжает формироваться, усложняться структура мозга. Если лишить ребенка витаминов, жиров, «строительного материала» – белков, то развитие мозга пойдет неправильным путем. Возможно отставание развития слуха, речи, мышления. После долгого «голодания» мозг отказывается работать так, как нужно. Отсюда задержки развития, проблемы с нервной системой.

Психологические факторы

К психологическим факторам развития относится все, что могло повлиять на психику ребенка. Человек живет в обществе, так что биосоциальная среда всегда была и будет одним из основных факторов влияния. Сюда относится:

  • уклад жизни, отношения в семье;факторы развития ребенка
  • уровень жизни, возможности;
  • социальные контакты, общение с людьми, детьми;
  • возможности для развития ребенка (садик, школа, кружки и секции).

Дети учатся, глядя на то, что происходит вокруг них. Они перенимают привычки родителей, их слова и выражение. Общество тоже оставляет сильный отпечаток – понятия о морали, правильном и неправильном, методах достижения желаемого. Среда, где растет малыш, сформирует его взгляд на мир.

Среда

Среда бывает благоприятной и неблагоприятной для развития личности. Общество, которое окружает ребенка (это не только родители), сформирует у него понятие о нормах морали. Если все вокруг добиваются своего кулаками, угрозами, то именно так будет воспринимать мир ребенок. Такая социальная установка останется у него на долгое время.

Самое опасное здесь то, что человек начинает видеть мир именно таким, как в нашем примере – жестоким, аморальным, грубым. Ему очень тяжело или почти невозможно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И наоборот: ребенок, который вырос в факторы развития ребенкалюбви и понимании, будет способен на эмпатию, дружеские чувства. Он умеет находить выход из ситуации при помощи разума и логики.

Для того чтобы среда была неблагоприятной для развития психики ребенка, ему совсем не обязательно расти в неблагополучной семье. Самые образованные и обеспеченные родители могут относиться к детям холодно, придираться к любым ошибкам, морально унижать их. При этом со стороны жизнь семьи выглядит вполне благополучно. То же самое относится к школе.

Среда формирует психику, создает барьеры для проявления эмоций. Или же, наоборот, позволяет человеку быть человеком. Многим удается, благодаря врожденным данным, вырваться из неблагоприятной среды, изменить свою жизнь. Но не всегда удается поменять свои психологические ценности и усвоенные эмоциональные реакции.

Семья

Конечно, важнейшим фактором будет являться именно семья:

  • как родители относятся друг к другу;
  • как решаются проблемы в семье;
  • доверие к родителям;
  • эмоциональныйфакторы развития ребенка климат;
  • отношение к личной жизни ребенка.

Отсюда ребенок черпает информацию об отношениях с людьми. Потом полученные знания он переносит на сверстников, свои игры. Очень сильное влияние на психику оказывает то, что мы видим каждый день.

Семья может быть не очень обеспеченной, жить тесно, использовать мало возможностей. Но если в семье будет нормальный климат, теплые отношения, то все остальное легко можно пережить вместе. Это базис для дальнейших отношений человека с противоположным полом.

Общение

На развитие психики влияет общение. У ребенка 3-10 лет должно быть достаточно возможностей для общения со сверстниками, взрослыми. Так малыши и взрослые прорабатывают социальные механизмы, хорошо запоминают нормы поведения. Без общения нет развития. В первую очередь это касается речи.

Ребенок учится разговаривать, слушая своих родителей. Общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, он перенимает факторы развития ребенкановые слова, понятия, интонации. Развить эмоциональный интеллект можно только при живом общении.

Сегодня у детей много говорящих игрушек, которые помогают в обучении. Конечно, они никогда не заменят живого собеседника. Ведь когда человек разговаривает, делится своими переживаниями или радостью, его эмоции связаны с мимикой. А у игрушек мимика отсутствует.

Знать о проявлении эмоций необходимо, ведь только так можно говорить о дружбе, любви, понимании, симпатии между людьми. Если же мы не понимаем друг друга на этом тонком уровне, завязать социальные контакты не получится.

Социальные факторы

Еще один фактор развития человека — социальный. От него зависит формирование у ребенка мнения о себе, самооценки. Здесь проявляется общественная составляющая нашего «я». Человек начинает видеть себя со стороны только в обществе. Так он может впервые критически отнестись к поведению, внешности, манерам. факторы развития ребенкаОбщество формирует его представление о жизни среди других людей.

Факторы социального развития обусловливают активную роль человека в социальной среде. Конечно, всю жизнь своих детей не проконтролируешь, но родителям обязательно нужно знать, чем те живут. Все начинается с малых лет. Первое — детский садик. Какие там дети, кто их родители? Какие воспитатели работают с детьми, чему их учат?

Детский сад

С 3 лет малыш попадает в совершенно новую для него среду. В этом возрасте все факторы, влияющие на развитие ребенка, действуют на его физиологию и психику особенно остро. Сейчас он учится, набирается опыта, впервые тесно общается с кем-то вне семьи. Родителям необходимо узнать все о том садике, в который они записывают ребенка. Сделать это просто: в интернете можно найти отзывы родителей, на сайте садика посмотреть фото. Обязательно сходите в тот сад, проверьте, какие там условия.

Школа

Школа необходима каждому ребенку с нормальным уровнем развития. Конечно, сама по себе школа тоже важный фактор всестороннего развития. Тут ребенок получает конкретные знания о мире, задумывается о выборе профессии.

С другой стороны, факторы развития ребенкав школе у него масса социальных контактов разного рода:

  • дружба;
  • влюбленность;
  • чувство принадлежности к коллективу.

Это маленький «мир», в котором существуют свои законы. Здесь же воспитывается волевая составляющая характера. Это значит, что человек учится контролировать свои желания, оценивать их значимость, стремится достичь результатов.

После поступления в первый класс развитие ребенка идет гораздо быстрее. Здесь есть мотивирующий момент: учеба, оценки, похвалы. Важно, чтобы школа и учителя могли заинтересовать ребенка, подать ему материл в яркой, интересной форме. Тогда к мотивирующим факторам добавляется интерес.

Трудовая деятельность

Для правильного развития ребенка необходима трудовая деятельность. Она формирует понятие об ответственности, самоконтроле. Это позитивно сказывается на психическом развитии. Человек должен иметь обязанности. Это может быть какая-то работа по дому, уход за домашними животными. Необходимо факторы развития ребенкадать ребенку понять всю важность задания. Выполняться все должно без напоминаний, угроз, оскорблений.

Давая ребенку или молодому человеку задание, родители должны хорошо объяснить необходимость данной деятельности. С возрастом обязанностей становится больше. Конечно, необходимо соизмерять нагрузку ребенка и важность задания. Например, если он учится в школе, занимается на курсах, посещает спортивные секции и т.д., то трудовую нагрузку можно снизить. У малыша обязательно должно быть время на отдых, возможность заняться любимым, интересным делом.

Патологические факторы

Существует еще один важный фактор, описывающий развитие человека. Любые патологии будут препятствовать нормальному развитию. Особенно это заметно, если у ребенка:

  • серьезно снижен интеллект;
  • психологические девиации;
  • заболевание, не позволяющее нормально двигаться;
  • снижена или потеряна функция органов чувств (потеря слуха, речи, зрения).

Их развитие идет по другому пути.

Патологическое развитие

Как только женщина узнает, что беременна, начинается ее новая жизнь. Здесь нельзя допускать алкоголь, курение, наркотические вещества и сильные лекарства (антибиотики, обезболивающие, токсичные препараты). Нужно исключить стрессы, перенапряжение. Это всем понятно, ведь результат неправильно поведения — серьезные проблемы со здоровьем малыша. Патологические факторы развития проявляются после рождения, хотяфакторы развития ребенка некоторые заболевания и патологии можно выявить еще в период беременности.

Бывает, что женщина очень сильно заботиться о здоровье малыша, правильно питается, принимает витамины. И все же ребенок рождается с патологиями. Здесь второй фактор — структурные изменения плода, патологии развития. От этого, к сожалению, никто не застрахован. Что-то можно исправить, а с чем-то придется учиться жить.

Третий, не менее важный патологический фактор –сложные роды. Здесь возможна гипоксия плода, последствия затяжных родовых процессов, травмы. Иногда совершенно здоровый малыш у здоровой мамы появляется на свет с серьезной травмой. Тяжелые роды, недостаток кислорода — у малыша возникают серьезные проблемы, а потом диагностируется отставание в развитии.

Все эти факторы станут основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие. Здесь нельзя говорить о нормальном процессе роста, взросления. Однако сегодня для детей с патологическими проблемами открыты многие двери:

  • специальные садики;
  • особые школы, дефектологические классы;
  • лечебная физкультура, массаж;
  • возможность получить профессию (все зависит от степени повреждений, уровня развития);
  • возможность продолжить обучение.

От родителей будет зависеть, как пройдет жизнь ребенка. Особенно если у него есть сильные патологии.

Источник