Негативное влияние сми на развитие ребенка исследовательская работа
ГБОУ Табынская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Негативное влияние
СМИ на развитие ребенка
Выполнил: ученик 4 класса
Мифтахов Артур
Руководитель:
Воспитатель Хасанова Т.А.
2018г
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Влияние СМИ………………………………………………4
Глава 2 Мировая проблема СМИ. Виды ее негативного влияния …………………………………………………………………………5
2.1. Интернет-зависимость…………………………..…..6
2.2. Телевизионная зависимость……………………………. 7
2.3. Книги. Журналы. Газеты……….…………………….…..8 Глава 3.Современные дети и чтение………………………..…… 9
Глава 6.Рекомендации родителям по осуществлению контроля влияния СМИ на развитие ребенка…………………………………………….………………….10
Заключение………………………………………………………….11
Введение
В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.
СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияния на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика.
Проблема:
Негативное воздействие СМИ на процесс социализации ребенка.
Эта проблема является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.
Предметом исследования является влияние СМИ на сознание ребенка.
Целью исследования является: осознать влияние средств массовой информации на ученика.
Гипотеза: сегодня каждый ребенок злоупотребляет средствами массовой информации, что негативно влияет на его развитие.
Задачи исследования:
Определить степень влияния СМИ на ребенка.
Выявить наиболее и наименее используемый источник массовой информации (телевизор, журналы, книги, Интернет)
Составить и систематизировать рекомендации для родителей по контролю воздействия современных СМИ на социальное развитие ребенка.
Глава 1. Влияние СМИ
Знаменитые американские антропологи считают, что первостепенное условие, способствующее максимальному влиянию СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности «критически мыслить» во время просмотра.
СМИ, особенно телевидение, — это крайне важные источники национальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился.
Обеспокоенность вызывает общее время, которое дети и подростки проводят перед современными СМИ. Одновременно молодежь использует более одного источника информации. В среднем каждый ребенок 49 минут в день играет в видеоигры и тратит на общение с компьютером более часа в день.
В двух третях семей в детских спальнях установлены телевизоры.
У 54% детей в комнатах есть видеомагнитофоны или DVD плееры, этот показатель 5 лет назад составлял 36%.
У 37% детей в комнатах есть кабельное или спутниковое телевидение.
Около 65% детей смотрят телевизор во время приема пищи.
Другое исследование, свидетельствует о том, что дети, активно смотрящие телевизор или имеющие его в своей спальне, учатся значительно хуже своих сверстников.
Еще в последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи, с другой — сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.
Глава 2.Мировая проблема СМИ. Виды ее негативного влияния
Материалы исследований позволяют не только оценить, как часто дети пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях.
Радует то, что дети еще пока не забывают о книгах. Большинство опрошенных учеников читают и помимо школьной литературы. Но есть дети, которые не берут в руки книги, их не привлекает чтение. Их заменяют детскими журналами, которые легко читаются и не требуют особых размышлений. Книга утрачивает свою популярность, но пока в разумных пределах.
Но и телевиденье книгам не уступает, и в отличие от него ТВ программы используются детьми, в основном, в развлекательных целях. Контрастные, эмоциональные рекламы детских товаров и игрушек порождают непреодолимое желание у детей купить, приобрести эти объекты – они словно становятся частью образа жизни.
Сильным соперником является Всемирная паутина. Виртуальным общением с друзьями привлекают детей социальные сети. Это и является главным фактором их посещения. На втором месте – поиск информации для учебы. Аспекты всемирной паутины разнообразны, и ответят на любой вопрос ребенка. Использовать сайты Интернета даже полезно, если в разумных пределах.
2.1.Интернет-зависимость
Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернета, стало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здравоохранения, которую следует на официальном уровне признать медицинским заболеванием.
Установлено, что чрезмерное увлечение играми, электронной почтой и интернет-мессенджерами приводит к возникновению импульсивного расстройства.
Это расстройство настолько распространилось, что заслуживает внесения в диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням – первоисточник, которым психиатры пользуются для диагностики и классификации психических недугов. Интернет-зависимость включает в себя четыре основных компонента:
— злоупотребление Интернетом, зачастую связанное с потерей чувства.
— абстинентный синдром, в том числе чувство злости, напряженности или депрессивное состояние при отсутствии доступа к компьютеру;
— потребность приобретать все более продвинутые компьютеры, ставить все больше программ или проводить перед компьютером все больше времени;
— такие негативные последствия, как склонность спорить и врать, общее снижение результативности, социальная изоляция и усталость.
Самая впечатляющая картина интернет-зависимости сложилась в Южной Корее, которая является мировым лидером по уровню использования широкополосного доступа в Интернет. В этой стране 10 человек умерли от тромбов, которые образовались у них вследствие длительного сидения в интернет-кафе, а еще одного убили из-за онлайн-игры. На сегодняшней день в Южной Корее интернет-зависимость считается одной из самых серьезных угроз здоровью общества. По правительственным оценкам, около 210 тыс. южнокорейских детей подвержены этой болезни и нуждаются в лечении, причем 80% из них, возможно, потребуются препараты для улучшения мозговой деятельности, а почти четверть придется положить в больницу. Врачи бьют тревогу, поскольку все больше людей, страдающих интернет-зависимость, бросают школу или уходят с работы, чтобы больше времени проводить перед компьютером. По некоторым сообщениям, в Китае зависимыми можно считать 13,7% подростков – пользователей Интернета, т.е. около 10 млн. человек.
По всему миру открываются клиники, специализирующиеся на лечении интернет-зависимости, где пациентов пытаются избавить от потребности в очередной «дозе» Интернета. Многие без всякой иронии заходят на гостевые странички организаций с названиями вроде Общество анонимных больных интернет-зависимостью.
2.2.Телевизионная зависимость
Группа украинских журналистов не так давно провела эксперимент: целые сутки сидели перед телевизором, старательно фиксируя все, что происходило на экране. За эти 24 часа журналисты насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 300 других «черных» новостей. И всего лишь 20 благородных поступков, 45 хороших новостей и 74 шутки. Тем не менее, несмотря ни на что, оторвать от «ящика» народ по-прежнему невозможно. Телевизионная зависимость стала чуть ли не главной психологической проблемой основной массы населения.
Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.
Телезрители постепенно теряют индивидуальность, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.
Основная группа риска телевизионной зависимости — это дети. Помимо многократно описанного пагубного влияния на детей сцен насилия и телерекламы, опасность представляет то, что дети гораздо легче взрослых поддаются телевизионному трансу. В этом состоянии ребенок может часами неподвижно сидеть у телевизора, рассеянно поглощая любую экранную продукцию.
Внезапное выключение телевизора приводит маленького теленаркомана в полную растерянность, как будто мир перевернулся с ног на голову.
Даже если родители попытаются найти другие, более здоровые занятия для своего чада, это может поначалу вызвать у него бурный протест. Чтение книжек, прогулки и спорт не могут сразу начать доставлять ребенку удовольствие, если он привык к визуальным развлечениям. По мнению психологов, компенсировать отмену привычного наркотика могут только очень сильные переживания.
Итак, нашли распространение зависимости от телевиденья и Интернета, но зависимости от книг, любимых журналов и газет нет, или не так распространены.
2.3. Книги. Журналы. Газеты
Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо.
Ключевые показатели
Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%
Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%
79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% — журналы
Самые читаемые жанры художественной литературы в России — классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)
Чаще всего книги для прочтения россияне берут у знакомых (51%) или покупают в онфлайн магазинах (46%)
Скачивают книги из Интернета или читают в онлайне 7% россиян, заказывают книги в сети 2%
У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан
Глава 3.Современные дети и чтение
Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.
На сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.
Глава 6.Рекомендации родителям по осуществлению контроля влияния СМИ на развитие ребенка.
Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если родители сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в «фоновом» режиме, то начинать необходимо, прежде всего, с взрослых!
Когда их дети, не успев прийти из школы, сразу включают телевизор и готовы смотреть его до поздней ночи. Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть телевизор, и какие программы, а родители должны строго следить за соблюдением этих правил. И, конечно же, следует контролировать просмотр детьми телепрограмм.
Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.
Родители должны, помогать детям в выборе телепередач и ограничивать их времяпровождения у телевизора, но лучше, если дети будут делать это сами. Отбирать те передачи, которые полезно и интересно посмотреть ребенку. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет — 10 часов.
Родители обязаны объяснить и показать разницу между отечественной телепродукцией и зарубежной, то есть воспитывать у ребёнка патриотизм к своему Отечеству;
Формировать у ребёнка самостоятельный выбор в области позитивного телепросмотра;
Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).
Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети — это важно для профилактики компьютерной зависимости.
Создайте «Семейные Интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности для детей.
Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
Просите никогда не давать информацию о себе, которая может указать, что это — ребенок. Вместо своей фотографии можно использовать рисованный аватар. Настраивать доступ к твоим фотографиям нужно только для самых близких людей. Не переходить по подозрительным ссылкам. Поддерживать дружбу только с теми, кого знаешь.
Если многие родители уже сейчас начнут борьбу против современных СМИ, то ещё не поздно изменить сложившуюся ситуацию в нашей стране.
Заключение
В целом, материалы исследований свидетельствуют, что современное СМИ изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора.
Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Что негативно влияет на здоровье ребенка, а стране нужны спортсмены.
Таким образом, предложенные рекомендации для родителей по учёту контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребёнка, могут способствовать снижению степени влияния СМИ на развитие ребёнка.
Источник
То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт.
Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.
Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься.
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми. Очень часто педагоги нашей школы, особенно учителя литературы, истории, обществознания анализируют вместе с нами телевизионные программы; обсуждают телепередачи в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; используют телепередачи в учебном процессе и т.д.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Тематика журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.
Сегодня наряду с видеоиграми популярным время провождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. Проблему Интернет влияния, я тоже постаралась затронуть в своей работе.
Метод исследования, который я использовала в своей работе – это открытое анкетирование, интервьюирование, беседа. В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.
Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.
Я считаю, что взрослые, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны максимально воздействовать на детей и подростков с целью уменьшения влияния негативного рода информации. Но, это не значит, что нас надо «спрятать» от этого влияния (ведь, запретный плод сладок). Наоборот, мы хотим, чтобы с нами разговаривали, беседовали. Нам важно, чтобы нам помогли анализировать — увиденное, слышанное, прочитанное. Иначе, у нашего молодого поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на наш образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.
Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Источник