Недостатки умственного и физического развития у ребенка

Недостатки умственного и физического развития у ребенка thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Федотова И.В.

1

Быкова М.А.

1

1 ФГБОУ ВО «ВГАФК»

Обзор посвящен анализу особенностей психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта. Отмечены недостатки физического развития и особенности двигательных навыков. Рассмотрена роль двигательно-координационных изменений, связанных с задержкой психического развития. Сделан вывод о возможном формировании у детей с нарушениями интеллекта изменений процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. Отмечен факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описана роль действующего центра адаптивной физической культуры в совершенствовании процесса реабилитации детей с различными патологическими и предпатологическими состояниями. Указаны научно-методические подходы в работе центра, являющиеся новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.

дети с нарушениями интеллекта

особенности развития

реабилитация

1. Большевидцева И.Л. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью / И.Л. Большевидцева, И.С. Депутат // Вестник университета. – 2014. — № 1. – С. 45-48.

2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М.: Асар, 2007. – 320 с.

3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004. – 104 с.

4. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.: Сфера, 2004. – 160 с.

5. Дробышева, С.А. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание». – Волгоград: ВГАФК, 2009. – 152 с.

6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. – М.: Советский спорт, 2007. – 448 с.

7. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2006. – 461 с.

8. Мозговой, В.М. Программа 5-11 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида: учебное пособие. – 2000. – С. 179-223.

9. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400 с.

10. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде//Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 134.

11. Филина, В.И. Влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой на развитие внимания учащихся начальных классов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2015. — № 2 (12). — С. 35-40.

12. Фомина Н.А., Ушакова М.Ю., Федотова И.В. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2017.- №3.- с.74-77.

13. Фомина, Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 10. — С. 62-65.

14. Хоботов, С.А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Хоботов Сергей Анатольевич. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 21 с.

15. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории детей оно поверхностно [9]. Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер [4]. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество — внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания – заинтересованность такого ребенка можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным [6].

Рассеянность внимания, нарушения процессов восприятия являются неотьемлимыми составляющими формирования такого качества иентеллекта как память. Ведущие процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у ребенка с нарушениями интеллекта имеют характерные черты, так как развиваются на болезненной основе. Для них свойственно лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков. Сложнее ими понимаются и усваиваются внутренние логические связи [1]. Задержка в развитии детей с нарушениями интеллекта проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Дети не способны применять полученные знания и умения при изменении условий, обстоятельств, принимать решение в легко разрешимых ситуациях – все это вызывает затруднения. Специфика мышления ребенка с нарушениями интеллекта проявляется в отсутствии критики в отношении проделанной ими работы [4]. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличает неполнота, отрывочность. Это происходит ввиду недостаточности жизненного опыта, слабости мышления. Следовательно, формирование воображения происходит на дефектной основе [2].

Следовательно, любые изменения привычной для ребенка обстановки могут стать факторами дизадаптивных изменений, способствующих формированию дизадаптивных моментов психоэмоционального характера. Отличительной чертой нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с нарушениями интеллекта является непостоянство эмоциональных проявлений. Состояние радости без видимых причин оборачивается апатией, подавленностью [1,8]. В связи с отсутствием взаимосвязанной работы между первой и второй сигнальными системами отмечаются нарушения речевой деятельности. У ребенка с нарушениями интеллекта отстают в развитии все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются сложности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В этой связи возникают всевозможные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения [7].

Психоэмоциональные изменения, лабильность психики, трудности в обучении и формировании познавательных навыков, непосредственно, могут быть взаимосвязаны с психомоторными особенностями, формирующимися у детей с нарушениями интеллекта. Психомоторное недоразвитие выражается в замедленном темпе развития локомоторных функций, ограниченности движений. Движения неловкие. Отдельно стоит отметить слабо развитые тонкие и точные движения рук, предметную манипуляцию, жестикуляцию и мимику [3]. Нарушения физического развития проявляются в: — отставании в длине и массе тела; — ожирении; — нарушении осанки; — деформации стопы; — нарушениях в развитии грудной клетки; — низких показателях жизненной емкости легких; — деформации черепа, лицевого скелета [5].

Проблемы физического характера у детей с нарушениями интеллекта способствуют формированию локомоторных нарушений. Отмечаются недостатки в развитии основных движений: — замедленность, неуклюжесть; — ограниченные амплитуды в беге, прыжках, метаниях; — отсутствие легкости и плавности; — излишней напряженности и скованности [5].

Отмечаются отклонения в развитии физических качеств: — отставание от нормативных значений в показателях силы мышц туловища и конечностей (на 15-30%); — быстроты двигательных действий (10-15%); — выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), гибкости (10-20%) [15]. Наличие недостатков физических качеств может способствовать формированию сложнокоординационных навыков.

На сегодняшний день главным расстройством двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью считается нарушение двигательной координации. Движения любого уровня сложности создают у детей проблемы при выполнении. В виду органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласованности работы между контролирующими и исполняющими органами, низкой сенсорной афферентации управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальными нарушениями не в состоянии. Нарушения в координации движений обусловлены тем, что координационные способности изначально формируются на дефектной основе [3]. Нарушения координационных способностей имеют выражение в: неточности движений в пространстве и времени; — неспособности выполнять ритмические движения; — ошибках в дифференцировании мышечных усилий; — низком уровене способности к равновесию [14].

Следовательно, школьники с нарушениями интеллекта представляют собой группу детей, имеющих общие особенности, основной из которых является психофизический дефект. Нарушения интеллекта у них проявляются в их психомоторном недоразвитии. Отмечаются нарушения процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. В частности, низким является уровень развития координационных способностей.

Изучение вопросов адаптации/дизадаптации является важным звеном любого адаптационного процесса [10]. Очевидным становится факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями интеллекта [13].

На базе Волгоградской государственной академии физической культуры при участии автономной некоммерческой организации социальной поддержки и развития физкультурно-спортивных инициатив «ИГРАЙ И ПОМОГАЙ» (г. Санкт-Петербург) в январе 2017 года начал функционировать Научно-практический центр адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ». Порядка 100 детей с диагнозами детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и другими заболеваниями уже начали заниматься (Таблица).

Таблица

Характеристика контингента центра адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья

             Хроническая патология

Частота встречаемости заболеваний, n

Колическтво человек, n

Врожденная миопия высокой степени

5

5

Сложный астигматизм

5

3

Сколиотическая болезнь 4 степени

5

5

Сколиотическая болезнь 3 степени

                 11

11

Сколиотическая болезнь 2 степени

                 31

27

Сколиотическая болезнь 1 степени

34

21

Юношеский артрит

1

1

Целиакия

1

1

Врожденная мышечная дистрофия

1

1

Врожденный порок развития позвоночника и спинного мозга

1

1

Атипичный аутизм

3

2

Задержка психического развития

8

8

Детский церебральный паралич

7

7

Тугоухость 2 степени, нарушения речи

4

4

Всего

117

94

Примечание: У некоторых детей отмечается наличие двух или нескольких хронических заболеваний одновременно

Среди диагнозов у детей имеются нарушения интеллекта. Разработаны авторские методики и оздоровительно-коррекционные программамы (гидрореабилитация, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, акробатика, йога, эстетическая гимнастика) [14,15]. Каждому ребенку помогает «наставник», обеспечивая индивидуальный подход к каждому занимающемуся (Рисунок).

Недостатки умственного и физического развития у ребенка

Рисунок

Процесс адаптивного физического воспитания детей и юношей, занимающихся в Центре происходит по следующим приоритетным направлениям:

— комплексная психолого-педагогическая, медико-биологическая и социальная оценка развития ребенка, уровня адаптационных возможностей организма до, в процессе и после завершения занятий;

— использование различных видов двигательной активности в рамках адаптивной физической культуры детей и подростков, имеющих различные патологические состояния;

— помощь социально незащищенным детям и подросткам.

Таким образом, научно-методические подходы в работе Центра являются новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.

Выполнение программы научно-методического обеспечения в рамках работы Научно-практического центра адаптивной физической культуры на базе ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» позволит: совершенствовать систему адаптивного физического воспитания; повысить качество жизни и эффективность процессов социализации и реабилитации детей инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; увеличить двигательные возможности и физическую активность детей с отклонениями в состоянии здоровья; создать предпосылки для обеспечения равных возможностей в образовании и развитии детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов; уменьшить количество инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих вредные привычки, в связи с приобщением их к здоровому образу жизни; изменить отношение общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями; существенно укрепить материально-техническую базу для детей-инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта.

Библиографическая ссылка

Федотова И.В., Быкова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17290 (дата обращения: 05.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Афанасий Семёнов
Коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся посредством традиционных игр народа Саха

Дети с интеллектуальными нарушениями проходят обучение в школах VIII вида, где им предоставляется специально организованная комплексная психолого-педагогическая помощь.

Основная масса обучающихся в данных заведениях — это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». У детей с нарушениями интеллекта отмечаются нарушения осанки, походки, плохая координация движений. Для умственно отсталых детей характерны наличия стереотипных действий, гиперкинезов, меняющийся мышечный тонус, поэтому оптимально организованная двигательная деятельность обучающихся коррекционных школ способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности умственно отсталого ребенка. Итак содержание работы учителя физической культуры, воспитателя, тренера, инструктора лечебной физической культуры должна быть насыщено такими упражнениями, играми, движениями, которые с одной стороны, могли быть адекватно восприняты детьми — олигофренами, с другой обеспечивали бы им высокий уровень физического воспитания и физической подготовленности. С учетом вышесказанного необходимо определить характер упражнений, игр объем и дозировку физических нагрузок, учесть их специфику и воздействие на детей. Урок физической культуры — также коррекционный урок, вырабатывающий у обучающихся гибкость, ловкость, выносливость, координацию силу, расширяет знания обучающихся о спортивных играх и упражнениях. На уроках используется национально — региональный компонент, наблюдается хорошая динамика физических показателей обучающихся. Внеклассная работа по физической культуре, секции, которые дети охотно посещают, воспитывают положительную мотивацию к учению, развивают спортивные и умственные возможности обучающихся. Творческие дела воспитывают умение адекватного реагирования детей в различных ситуациях. Обучающиеся овладевают основными моделями коммуникативного поведения. Исследователями установлено, что наиболее успешно развивается двигательная сфера умственно отсталых детей и корригируются их двигательные нарушения, когда практическая работа педагога строится на теоретических положениях,включающих следующие основные аспекты:

1. Необходимость гармонического физического развития с опорой на сохранные двигательные возможности;

2. Осмысление и словесная регуляция движений при выполнении физических упражнений;

3. Адекватность критериев обратной связи.

Опираясь на первое положение, учителя физической культуры в практической деятельности необходимо определить как сохранные, так нарушенные двигательные способности.

У умственно отсталого ребенка при оценке его двигательной сферы обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно выявить эти способности, а также определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности. Второй аспект определяет необходимость словесного опосредования движений выполняемых, как самим ребенком, так и его товарищами, расширяя тем самым словарный запас и способствуя развитию познавательных возможностей средствами физической культуры. Третье положение обосновывает необходимость обследования двигательной сферы такими методами, с помощью которых можно выявить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.

Наиболее близкая, интересная и доступная для ребенка деятельность — это игра. Игра увлекает эмоционально захватывает ребенка. Однако игра умственно отсталого ребенка, чисто носит однообразный,примитивный характер: во время игры такие дети не проявляют инициативу и творчество. Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ребенка и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удается преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим умственно отсталым детям. Игра заменяет детям труд, она выводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Игры в условиях коррекционной школы одновременно имеют и коррекционное значение. Они развивают процессы внимания, памяти, наблюдательности, мышления. В игре развивается речь, волевые усилия.

Коррекционно — воспитательное влияние игры на обучающихся зависит от доходчивого объяснения, ее сути и содержания, правильного обучения игровым действиям, дозирования физических нагрузок, поддержания положительного эмоционального настроения. Объяснение обязательно надо сочетать с показом. при таком способе обучающиеся успешнее усваивают смысл игры. В начале игры, следует включать тех учеников, которые в основном ее хорошо усвоили. Остальные следят за действиями играющих. Наблюдая, отстающие дети постепенно усваивают игру с комментарием учителя, после чего сами становятся ее участниками.

Важным моментом является назначение ведущего игры. Ведущим должен быть подготовленный ученик. по мере повторения игры становится все больше учеников, которые могут быть ведущими. Дети, увлекаясь игрой, очень активно двигаются и могут переутомиться. Поэтому в нужный момент игру прерывают, давая в это время объяснения по ее дальнейшему совершенствованию. Затем игру можно продолжить. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей. Особенно чувствительны возбудимые дети. учителю следует так руководить игрой, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, чрезмерного возбуждения.Вот почему так важно правильно подвести итог игры: отметить победителей, поощрить тех, кто действовал по правилам и всех участников игры. Нужно, чтобы все дети остались довольны игрой.

Игра выполняет еще одну важную функцию: лечебно — оздоровительную. Использование подвижных и специальных оздоровительных развлечений должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с учениками. Способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно — психической регуляции. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения осанки, снимают утомления, вызванные интенсивными интеллектуальными нагрузками, создает у детей состояние психологического комфорта. Особенно ярко такой эффект достигается когда игры сопровождаются музыкой.

1. Якутские национальные прыжки.

«Куобах» Заячьи прыжки, прыжок одновременно двумя ногами;

«Кылыы» танец Стерха, прыжок на одной ноге;

«Ыстанга» бег Оленя прыжок с ноги на ногу.

Коррекционные задачи: развитие прыгучести, координации движений.

Играют две команды. Игрок первой команды от отмеченной линии выполняет три прыжка вперед. Участник из другой команды выполняет так же три прыжка в обратном направлении с того места, где предыдущий закончил. Победителем считается команда, игроки которой опередили по длине прыжков соперника.

2. «Волк и жеребята»

Коррекционные задачи: развитие быстроты, внимательности, координации, ловкости.

На игровой площадке вычерчивается несколько больших кругов — «пастбищ», где находятся «жеребята» и их защитники — несколько «лошадей». «Волк» располагается вне «пастбища», «жеребята» активно передвигаются с одного «пастбища» на другое. В это время «волк» старается поймать «жеребят». Победителем считается тот «волк» который больше поймал «жеребят».

3. «Навьючивание коня»

Коррекционные задачи: развитие силы, сноровки быстроты и ловкости.

На расстоянии 10-15 м. от места старта становится гимнастические кони. участники по сигналу взваливают гимнастические маты на плечи, преодолевают дистанцию бегом, накладывают «груз» поперек «коней», садятся на них верхом и поднимают руку вверх. С момента старта до поднятия руки засекают время.

4. Упражнение в равновесии (Халбас харата).

Коррекционные задачи: развитие внимательности, ловкости, меткости координации.

Два участника стоят друг против друга на гимнастической скамейке и пытаются сбить соперника захватами, толчками выше пояса. Победителем считается тот кто сбил соперника.

5. Перетягивание с «Ярмом»

Коррекционные задачи: развитие силы выносливости, сноровки.

На площадке отмечаются три линии — стартовая, две — финишные, расположенные на ровном расстоянии от первой. Лента длиной 2-3 м. с соединенными концами надевается, как ярмо, на шею с продеванием через подмышки на двух играющих. Каждый из играющих по команде пытается уползти на четвереньках за свою линию и перетянуть другого.

Источник