Недоношенный ребенок 3 месяца развитие что должен уметь

Недоношенный ребенок 3 месяца развитие что должен уметь thumbnail

Недоношенным ребенок считается в случае, если он появился более чем на 2 недели раньше срока. Малыш рождается не только с недобором веса – его внутренние органы и системы не до конца сформированы и требуют времени для развития. развитие недоношенного ребенкаИменно поэтому так важно, чтобы недоношенный ребенок в первые дни и месяцы жизни получал необходимый ему уход, питание и, конечно же, заботу и внимание близких.

Чем отличается развитие недоношенного ребенка от развития здорового, рожденного в срок малыша? Конечно же, темпами развития. Время, необходимое ему для того, чтобы нагнать сверстников, будет зависеть от того, насколько раньше срока появился кроха. Так, например, шести-семимесячные малыши начнут догонять сверстников не ранее 5-6 месяцев, тогда как восьмимесячные смогут сократить разницу уже к четырем.

Начало жизни: адаптация

Недоношенный ребенок в первый месяц практически не набирает в весе, тогда как малыш, появившийся на свет своевременно, может набрать до килограмма массы. На протяжении всего первого месяца кроха будет продолжать развиваться, у него появятся свойственные новорожденному рефлексы — сосательный и глотательный.

В первые недели жизни ребенок должен будет пройти те этапы развития, которые не успел пройти внутри утробы матери. развитие недоношенного ребенкаИменно этим фактором обусловлена некоторая задержка основных этапов развития. Отдельно стоит отметить нестабильность нервной системы крохи, развитие которой продолжается на протяжении первых трех месяцев. Стабилизируется она не раньше конца третьего-начала четвертого месяца.

В среднем развитие основных навыков у недоношенного ребенка задерживается на срок от месяца до двух, и это при учете, что кроха появился на тридцать второй неделе или позже. Если ребенок родился раньше, то отставание может составить до 12 недель.

Поговорим о том, как проходит развитие недоношенного ребенка в 3 месяца, какими навыками он обладает и как правильно за ним ухаживать.

Планомерное ли развивается кроха?

Демонстрируемые навыки малыша в 3 месяца будут зависеть от того, насколько рано он появился на свет. Если ребенок родился на 32 неделе или позже, то в три месяца уровень его развития будет примерно соответствовать уровню развития полутора-двухмесячного младенца. И это нормально. развитие недоношенного ребенкаИсключение составляют дети, подверженные частым болезням. В этом случае развитие может отставать на 2 месяца.

Итак, в 3 месяца здоровый, пусть и недоношенный ребенок начинает улыбаться в ответ на дружелюбное к нему обращение. Продолжительность его сна сокращается, увеличиваются часы бодрствования. Кроха все еще тратит много сил во время сосания груди, поэтому его можно дополнительно докармливать из бутылочки.

Трехмесячный недоношенный малыш уже пробует удерживать голову, издавать первые звуки и фокусировать взгляд на лицах близких и ярких предметах, расположенных на расстоянии 30-40 см. Кроха активно набирает в весе, пробует поворачивать голову в поисках источника звука.

Как ухаживать за недоношенным малышом?

Как уже было отмечено выше, недоношенный ребенок нуждается в усиленном уходе. В первый месяц жизни он может получать его в стенах медицинского учреждения, но после месяца всю ответственность на себя должны взять родители. Чему нужно уделить особое внимание? В первую очередь:

  • поддержанию комфортного микроклимата в доме;
  • тщательной стирке и глажке одежды младенца;
  • купанию;
  • ежедневным прогулкам;
  • питанию.

Ниже подробнее о каждом из пунктов.

Каким должен быть климат в комнате недоношенного крохи?

Итак, климат. В комнате недоношенного ребенка в 3 месяца по-прежнему должен поддерживаться оптимальный климат. Важно, чтобы помещение постоянно проветривалось. Если на улице лето, окна и форточки можно оставлять открытыми, но таким образом, чтобы по комнате не гуляли сквозняки.

Что касается температуры воздуха, то в комнате, где находится малыш, температура должна быть около 23-25 градусов, а в кроватке малыша — под одеялом — развитие недоношенного ребенкадо 32 градусов. Если развитие ребенка замедлено из-за серьезного недобора веса при преждевременном появлении на свет, в три месяца он может по-прежнему нуждаться в дополнительном обогреве, например с помощью грелок, которые помещают в ногах и по бокам на расстоянии примерно 10-15 см от тела.

Чтобы грелки не обожгли кроху, лучше их завернуть в пеленки. Кроме того, важно поддерживать стабильную температуру в кроватке, меняя воду в грелках каждые 3 часа. Ребенок должен находиться в тепле – только в этом случае его развитие будет протекать активно. Все это касается малышей, ослабленных частыми болезнями и развивающихся медленными темпами.

Дети, которые появились на свет всего на несколько недель раньше срока и не имеют проблем со здоровьем, к трем месяцам смогут самостоятельно удерживать тепло и не будут нуждаться в дополнительном обогреве.

Читайте также:  Остановка в развитии ребенка после прививки

Одежда малыша

В 3 месяца недоношенный малыш уже не нуждается в дополнительных одеялах, поэтому ему можно одевать те же вещи, что и доношенному младенцу. Исключение составляют дети, вес которых все еще меньше двух килограммов, часто болеющие и медленно развивающиеся.

Одежду нужно продолжать проглаживать с двух сторон. Используйте удобные ползунки и распашонки на застежках. В 3 месяца недоношенного кроху можно не пеленать, предоставляя ему больше свободы для действий.

Купание и прогулки

В 3 месяца масса тела недоношенного малыша уже, как правило, в несколько раз превышает 1,5 килограмма (вес, при котором купать кроху не рекомендуется). Поэтому купание для него в этом возрасте становится ожидаемой процедурой, способной принести удовольствие.

Малыша на этом этапе развития можно купать через день, используя обычную некипяченую воду. Температура воды должна составлять 37-38 градусов, при этом в комнате температура воздуха должны быть не менее 25 градусов.

В 3 месяца с развитие недоношенного ребенканедоношенным ребенком смело можно проводить по несколько часов на улице, стараясь лишь избегать перепадов температуры. Желательно гулять в теплую погоду, одевая ребенка на одну вещь теплее себя. Если малыш отстает в развитии, плохо набирает в весе и подвержен болезням, то гулять с ним нужно только в теплую погоду, около часа, оберегая кроху от сквозняков, прямых лучей солнца и мест скопления людей.

И последнее – питание. Недоношенный ребенок вряд ли в первое время сможет есть по графику. Принимая во внимание тот факт, что кроха быстро устает во время сосания, стоит быть готовыми к тому, что кормить придется по требованию, таким образом помогая младенцу побыстрее набрать вес.

В 3 месяца, если развитие идет своим чередом и малыш постепенно догоняет сверстников, его можно попробовать перевести на определенный график, выдерживая по 2,5-3 часа между кормлениями.

Источник

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.

В чем их отличие?

Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно­шенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У длительно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.

Для контроля за нервно-психическим развитием недоношенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные показатели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жизни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.

что мы можем?

Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.

Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голову, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.

Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.

Читайте также:  Пантогам при задержке речевого развития ребенку 5 лет

Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.

Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.

Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.

Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.

Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.

Ребенок долго занимается игрушками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно произносит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придерживаясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрятности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую поверхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.

Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пирамидки большим отверстием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.

Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.

Читайте также:  Центр развития ребенка в абакане

как же узнать, когда есть проблемы?

При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с норматив­ными показателями в данном возрасте. Так определяется индивидуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормальный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.

Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.

Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.

какие могут быть трудности?

Психологическую реабилитацию недоношенного младенца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.

К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального поведения и фор­мирования прообразов самосознания.

В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологичес­кого развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких детей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру. У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.

Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.

У детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.

Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!

Источник