Небольшое число врожденных форм развития ребенка достоинство или недостаток

Лобанова Галина Львовна
Вопросы для самопроверки по развитию детей раннего возраста с ответами

Вопросы для самопроверки.

1.Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

Ответ.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

Ответ.

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля, рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

3.Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

Ответы.

1. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством

новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

2. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка в пространстве.

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

Ответ.

Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

5.Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

Ответ.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка. 3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр. ; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр., гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

6.Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

Ответ.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

7.В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

Ответ.

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук, а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним. В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

8.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

Ответ.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца. Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

Ответ.

На 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками Происходит развитие познавательной активности во втором полугодии. В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкой моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

Ответ.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

Ответ.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. «Довербальный период» речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Развитие предпосылок речи в младенчестве имеет определенную динамику: · 3-4 недели – крик, хныканье как способ привлечение внимания взрослого; · 2-3 месяца – гуление (вокализация, усиливающееся при приближении взрослого.

12.Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

Ответ.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Активно идет развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни. Отмечается развитие сенсорики:. совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

13.В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Ответ.

Кризис одного года. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Кризис первого года начинается с естественного стремления малыша к самостоятельности, ведь он начинает уверенно вставать на ножки и совершать первые шажки. Эта первая свобода в перемещениях как бы разрывает ту прочную связь, которой он был привязан к маме весь первый год. Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе. Существование кризиса первого года можно определить через главное противоречие между зависимостью от родителей и ярким стремлением к самостоятельности. В этой своеобразной «диалектике» и рождается человеческая психика, способная к деятельности, познанию и социальным взаимодействиям.

Источник

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

1.5

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

1.6

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

1.7

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.

1.8

Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ребенка?

Решение. Нет, не правомерен. Не меньшее значение для маленького ребенка имеет хорошее эмоциональное самочувствие. Необходимым условием является любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение.

К сожалению, не все родители могут это осуществить в силу разных причин.

1.9

Ситуация. Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит.

2 С чем связано такое кормление ребенка?

Решение. Мама поступает правильно. Ребенок сначала должен сориентироваться, а только потом действовать. Чтобы этого добиться, мама должна создать условия, при которых ребенок будет активен в собственных действиях.

Источник

ЖИВОТНОГО МИРА?

ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА ДЕТСТВА ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ?

ОТВЕТ.Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных , тем дольше длится его детство /до полной социальной и ,следовательно , психической зрелости /. Это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества .

На базе небольшого количества врожденных реакций ребенок имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения , усваивая человеческую культуру .

Продолжительность детства находятся в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества .Поэтому с развитием общества увеличивается и продолжительность детства .

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости , а с определенном социальном статусом , с кругом прав и обязанностей , присущих этому периоду жизни , с набором доступных

Для него видов и форм деятельности .

005. ДОСТОИНСТВОМ ИЛИ НЕДОСТАТКОМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ВРОЖДЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОИ СУЖДЕНИЯ.

ОТВЕТ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

006. ЧТО ТАКОЕ ПЕРВЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ? С ЧЕМ ОНИ СВЯЗАНЫ?

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ СПОСОБСТВУЮТ ОБРАЗОВАНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У РЕБЕНКА?

ОТВЕТ.Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка, когда мама берет малыша на руки, придавая ему определенное положение для кормления.

Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к образованию и закреплению у него условных рефлексов.

Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к образованию у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

007. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребности сосать появляются при дискомфорте, по какому – либо поводу.

ВСЕ ЛИ РАВНО, ЧТО ПОЛУЧИТ В ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ О ПОМОЩИ – ГРУДЬ ИЛИ СОСКУ?

ОТВЕТ. Нет не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий свою личность от личности матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Знакомство и привыкание к бутылочке полностью изменяет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка самоуглубиться, и отвлечься от окружающего мира, замедляет его психическое развитие.

008. ЧТО ТАКОЕ “КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ”?

КАКОВА РОЛЬ ВЗРОСЛОГО НА ЭТОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. “Комплекс оживления” – это особая эмоциональ но-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Появление “комплекса оживления” свидетельствует о переходе ребенка на новый этап развития – младенчество.

“Комплекс оживления” важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе – психического развития.

Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях.

009. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют “физиологической”.

К концу 1-2 месяца ребенок проявляет “комплекс оживления” дарит улыбку маме.

Если улыбка “узнавание” запаздывает, то следует ее вызывать. Маме следует чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

НА КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША?

ОТВЕТ. Эмоциональное развитие тесно связано с его умственным. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 – уже громко смеется. Появляется выразительность мимики? Удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов.

Эмоции матери – залог эмоций и умственного развития малыша.

010. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок.

ЗАКОНОМЕРНЫ ЛИ ИХ ОПАСЕНИЯ?

МОЖНО ЛИ ФОРМИРОВАТЬ РЕЧЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ СЛЫШАТЬ?

ОТВЕТ. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи. Например, на основе тактильной, мышечно-двигательной чувствительности.

011. Кисти рук новорожденного крепко сжатые в кулачки к 2-м месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый. Он может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать “на зуб”.

В ЧЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОДОБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. Именно во время этих действий закладываются первые навыки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении.

Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии.

Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи. Помогать ему развить ладонь как орган осязания, массируйте, проделывайте гимнастику с пальчиками, играйте в игры типа “сорока-сорока” и т.п.

Помните В.А.Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.

012. Маша /8 мес./ плачет. Родители считают, что она «лёгкие развивает». Они не реагируют.

ПРАВЫ ЛИ РОДИТЕЛИ?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЕТСКИЙ ПЛАЧ?

ОТВЕТ. В действительности детский плач-это знак родителям, что ребёнок испытывает боль / неважно какого рода/. У маленького ребёнка возможности избегать неудовольствия ограничены. Естественной реакцией «родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребёнку.

Но небольшие неудовольствия ребёнка побуждает его к адаптации, создаются условия для здорового развития. Стимулирует самостоятельность. Ребёнок учится справляться со своими переживаниями.

013. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РЕБЕНОК СУЩЕСТВОМ СОЦИАЛЬНЫМ С САМОГО РОЖДЕНИЯ?

ОТВЕТ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительнос ти: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.

Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка.

Отношение ребенка к действительности является с самого начала социальным ожиданием.

Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.

014. Во второй половине первого года жизни ребенка пррисходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз учится у руки обследовать предмет. А рука совершенствуя свою обследовательскую функцию учит глаз т способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?

РЕШЕНИЕ. При согласованной работе руки и глаза сильно возрастает возможность когнитивного отраждения окружающей действительности, его свойств. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.

015. МОЖНО ЛИ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: БУДЕТ ЛИ ОН РАСТИ ПОКЛАДИСТЫМ, ОБЩИТЕЛЬНЫМ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМ ИЛИ БУДЕТ ЧРЕЗМЕРНО ВОЗБУДИМЫМ, ВЗРЫВНЫМ, ИМПУЛЬСИВНЫМ И Т.Д.?

ОТВЕТ.Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза того, каково будет его поведение в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от того, какими будут его родители как посредники ребенка с окружающим миром. Родители могут быть “легкими” (любящими, терпеливыми, спокойными), создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку. Родители могут быть “трудными” (нервными, раздражительными, очень строгими и требователь ными), создающими в доме напряженность. Родители могут создать обстановку чрезмерной опеки во всем.

016. Мама Наташи (4 мес) все время, и на прогулке, и дома, говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: “Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!”

ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПАЕТ МАМА НАТАШИ?

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА?

ОТВЕТ. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

017. Молодая мама говорит о том, что она мало разговаривает с трехмесячной дочкой : “Ты молчишь и она не научиться говорить”.

КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ РЕЧЬЮ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА?

КАК МАМА ДОЛЖНА БЕСЕДОВАТЬ С ДОЧКОЙ?

ОТВЕТ. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка а, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью.

Существует два типа разговора; доставляющие удовольствие малышу . В 1-м: взрослый как бы говорит сам собой, осуждая что делает сейчас для ребенка (“Вот мама наливает в бутылочку молоко …”). Во 2-м: взрослый реагирует на то, что делает ребенок (“Ты ударила по воде, смотри водичка разлетается…”).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на неё, лепечет, смеётся –надо продолжать говорить.

Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему– повторять те же звуки, выражая своё понимание (“Я поняла– тебе нравиться так сидеть”).

Можно играть со словами– что бы ребенку нужно было что-то сделать, когда он услышит определённые слова (“Пол тели– полетели, на головку сели!”).

Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекает внимание ребенка.

018. Психологи рекомендуют младенца с раннего возраста чаще брать на руки так, чтобы он мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА?

ОТВЕТ. Взрослый должен выяснить, как смотрит младенец на взрослого: сосредоточенно, изучающе, с готовностью ли идет на контакт “глаза в глаза”. Это будет развивать ориентировочную реакцию младенца. К 6 месяцам он, уже сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них.

Если у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, взгляд безразличный, “пустой”, то это повод обратиться к невропатологу.

019. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

ОТВЕТ. При встрече с необычным, новым в непривычной ситуации у малыша может возникнуть острое тревожное состояние. Оно может быть вызвано форменной фуражкой, вуалеткой, закрывающей лицо, и т.д. В незнакомой или неопределенной ситуации ребенка также охватывает сильное волнение, он начинает плакать.

020. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СТИ ДЕТИ ОВЛАДЕВАЮТ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 2557 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник