Неблагоприятное воздействие семейных дисгармоний на развитие личности ребенка
Структурная
семейная терапия Минухина. В основе
этого подхода лежат три аксиомы:
1.
Осуществляя психологическую помощь,
необходимо принимать в расчет
всю семью. Каждый из членов
семьи должен рассматривается
как ее подсистема.
2.
Терапия семьи изменяет ее
структуру и приводит к изменению
поведения каждого из членов
семейной системы.
3.
Работая с семьей, психолог присоединяется
к ней, в результате возникает
терапевтическая система, делающая
возможными семейные изменения.
Семья предстает как дифференцированное
целое, подсистемы которого составляют
отдельные члены семьи или
несколько ее членов. Каждая подсистема
(родительская, супружеская, детская)
имеет специфические функции
и предъявляет к своим членам
определенные требования. При этом для
каждой подсистемы необходима определенная
степень свободы и автономии. К примеру,
для адаптации супругов друг к другу необходима
определенная свобода от влияния детей
и внесемейного окружения. Поэтому важное
значение приобретает проблема границ
между семейными подсистемами (нечеткость,
размытость, либо излишняя закрытость).
Еще
один из вариантов системного подхода
— стратегическая семейная терапия (Хейли,
Маданес, Вацлавик, Хоффман), где основная
работа терапевта направлена на формирование
у членов семьи ответственности друг за
друга.
С
точки зрения гештальт-подхода
здоровую семью можно рассматривать, как
сложную систему, находящуюся в гомеостатическом
равновесии с окружающим их социумом.
Гештальт-подход рассматривает человека,
как целостную единицу функционирующую
в данном социуме, в данное время на определенной
территории. С этой точкой зрения отклонения
в развитии человека рассматриваются
как нарушение процесса спонтанного роста
и созревания индивидуума, находящегося
в процессе взаимодействия со своим социальным
и культурным окружением. Зрелость рассматривается
как переход от опоры на окружающих к опоре
на себя.
Семейная
психотерапия, основанная
на опыте (Витакер, Сатир). В фокусе внимания
терапевта находится не прошлое семьи,
а ее настоящее, ситуация «здесь и сейчас».
Не придавая большого значения теории,
данный вариант психологической помощи
семье делает акцент на индивидуальности
каждого члена семьи, свободе выбора и
личностном росте.
Семейная психотерапия, основанная
на опыте, призвана помогать членам
семьи в поиске ролей, способствующих
самореализации, личностному росту и формированию
индивидуальности. Соответственно, целью
психотерапевтической работы является
не «устранение симптомов», а личностный
рост каждого из членов семьи. Важнейшими
приемами являются использование
терапевтом собственного поведения в
качестве модели, техника «скульптура
семьи» и ее различные модификации
(«хореография семьи», «работа с
куклами»).
13.
Типы семейного
воспитания. Родительские
позиции, педогогические
маски и детские роли.
Типы
воспитания, Личко.
1.
гипопротекция — недостаток опеки и контроля,
истинного интереса и внимания к делам
ребенка, а в крайней форме – безнадзорность.
Скрытая гипопротекция часто сочетается
со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется
сочетанием недостатка родительского
надзора с некритичным отношением к нарушениям
в поведении ребенка.
2.
доминирующая гиперпротекция проявляется
в чрезмерной опеке, мелочном
контроле, системе непрерывных запрещений
и невозможности для ребенка принять когда-либо
собственные решения.
3.
потворствующая гиперпротекция
— воспитание по типу «ребенок – кумир
семьи». Характерными чертами являются
чрезмерное покровительство, стремление
освободить ребенка от малейших трудностей,
удовлетворить все его потребности.
4.
эмоциональное отвержение (положение
Золушки).
5.
повышенная моральная ответственность
— характеризуется повышением уровня родительских
ожиданий в отношении будущего, успехов,
способностей и талантов ребенка.
Типы
воспитания, Гарбузов.
1.Гиперсоциальное
воспитание, или “правильные родители”.
Неукоснительно
соблюдается режим, дисциплина, много
внимания уделяется привитию норм поведения.
Методы воспитания: контроль, поощрение,
наказание, но вот в рамках этого родители
бывают очень изобретательны(оценки за
послушание, графики поведения, баллы,
деньги, подарки и их лишение, суммирование
проступков и требование публичного раскаяния).
Одобряется обществом.
2.Эгоцентричное
воспитание, или все для ребенка.
Ребенок
воспринимается родителями как сверхценность,
смысл жизни, кумир, которому подчинен
весь уклад жизни семьи. В основном
это семьи, в которых растет один ребенок,
окруженный большим количеством взрослых.
3.Тревожно-мнительное
воспитание, или любить — значит бояться.
С
ребенка не спускают глаз, даже когда
он подрос и может обходиться без
этого. Обычные заболевания в
таких семьях вызывают панику. Родители
стремятся подготовить своего ребенка
к “тяготам жизни”. Чаще тревожность
передается по женской линии. В этом случае
тревожная мать просто переносит в свою
семью методы воспитания, взгляды, поведение,
которое усвоила с детства.
4.Воспитание
без любви.
Причины
самые разные: один из супругов против
появления ребенка или семья
находится на грани развода, материальные
сложности, беременность не планировалась,
рождение девочки, когда все ждали мальчика,
физический дефект, “некрасивость” ребенка,
капризный, невротичный ребенок.
Типы
родительских позиций.
1.
Чрезмерно оберегающие родители. Преувеличенная,
мелочная забота о детях, детям не предоставляется
возможность самостоятельно принимать
решения, самостоятельно действовать,
справляться с трудностями, преодолевать
препятствия.
2.
Гиперсоциальная требовательная позиция.
От детей требуют порядка, дисциплины,
четкого выполнения своих обязанностей.
Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно
высоки.
3.
Раздражительный, эмоционально лабильный
родитель. Потиворечивость эмоций родителя
по отношению к ребенку: аффективность
и гиперопека уживаются с недостаточной
эмоциональной отзывчивостью, тревожность
— с доминантностью, завышенные требования
— с родительской беспомощностью.
4.
Авторитарный родитель. Больше полагаются
на строгость и наказания, редко общаются
с детьми, жестко контролируют детей, не
побуждают детей выражать свое собственное
мнение; категоричность суждений, приказной
тон.
5.
Устранившийся, раздражительный родитель.
Ребенок главная помеха, он постоянно
мешает.
6.
Либеральный родитель. Снисходительны,
нетребовательны, неорганизованны, не
поощряют детей, относительно редко и
вяло делают им замечания, не обращают
внимания на воспитание независимости
ребенка и его уверенности в себе.
7.
Гипертрофированная родительская любовь.
Выражается в снижении критичности и требовательности
родителей во взаимоотношениях с детьми,
когда родители не только не замечают
недостатки ребенка, но и приписывают
ему несуществующие достоинства.
8.
Авторитетные родители. Родители относятся
к своим детям нежно, с теплотой и пониманием,
много с ними общаются, контролируют детей,
требуют осознанного поведения.
9.
Демократичные родители. Сходна с предыдущей
по всем признакам, кроме контроля, так
как, не отвергая его, родители редко пользуются
им. Дети просто поступают так, как того
желают родители, без всякого видимого
нажима.
Родительские
«маски».
1.
«Начальник» постоянно проявляет
свою власть, подчеркивает, что все
на свете знает, считает себя
образцом добродетели. Он часто
обвиняет ребенка, наказывает, держит
его в страхе, вещает ему прописные
истины с каменным лицом.
2.«Наставник»
— это добрый, все понимающий советчик,
который каждую минуту рядом с ребенком.
Он любит свое чадо и не скрывает этого,
руководствуется гуманными принципами
в воспитании, а не стремлением навязать
свою волю.
3.«Товарищ»
— снисходительный друг, готовый
все понять и простить, независимо от последствий
и степени вины ребенка. Результат подобной
позиции — отсутствие у ребенка должного
чувства ответственности и, возможно,
уважения к родителю.
Родительская
роль достаточно условна: иногда надо
руководить, иногда — наставлять, иногда
— прощать… Ни одна из этих ролей в отдельности
не позволит вам воспитать полноценного
человека.
Добрович
выделяет роли, подчеркивающие ценность
ребенка для семьи.
«Кумир
семьи» — ребенок вызывает всеобщее
восхищение домашних, как бы он себя ни
вел.
«Мамино
(папино, бабушкино…) сокровище», но в
данном случае ребенок является не всеобщим,
а чьим-то личным кумиром.
Ребенок
растет в такой семье, требуя к
себе постоянного внимания, стремясь
быть на виду, он привыкает думать только
о себе. Может вырасти даже антисоциальная,
аморальная личность, не знающая запретов,
для которой ничего недозволенного нет.
Позиции
ребенка: ужасный ребенок, псевдородитель,
невидимка, больной ребенок, шут
гороховый.
14.
Особенности консультативной
помощи разводящимся
супругам. Адаптация
членов семьи к изменившимся
условиям. Профилактика
психотравмирующих
последствий развода.
Любой
развод — даже желанный — является
серьезной травмой, которая усугубляется
необходимостью полной реорганизации
жизни (по полученным данным, люди переживают
развод как травму даже через пять и более
лет после него). В подобной ситуации бывает
полезно поговорить со специалистом о
том, что и как следует предпринимать,
убедиться, что варианты возможны и что
есть силы для их осуществления.
Предразводный
период. Основной целью работы семейного
психолога в данный период является достижение
продуманного, ответственного решения
независимо от того, стремятся ли супруги
сохранить дисгармоничный брак или нет.
В этот период еще можно приостановить
процесс юридического развода. При работе
с супругами семейный психолог выясняет
их отношение к разводу как таковому, а
также мотивации их решения. Здесь учитывается
возможность временного кризиса в этот
период, перспективы удовлетворения потребностей
супругов и позитивных изменений в семье,
последствия развода для обоих супругов
и особенно для детей.
Мифы:
второй брак лучше, чем первый; для ребенка
развод не является чем-то исключительным,
поскольку вокруг него много других детей
из неполных семей; лучше развестись, чем
сохранить семью, в которой дети будут
свидетелями постоянных конфликтов между
родителями; если новый партнер меня любит,
он будет рад и моим детям.
Задача
семейного психолога помочь партнерам
отказаться от ложных идей и устранить
их влияние на принятие решения.
Период
развода. Это период, когда супруги уже
приняли решение о разводе. Здесь семейный
психолог помогает супругам сдерживать
свои эмоции, направляя их к совместному
решению конкретных проблем, связанных
с разводом, что наиболее целесообразно
для обеих сторон, учитывая прежде всего
интересы и проблемы детей. Задача семейного
психолога на этом этапе достичь принятия
развода обоими супругами. Если решение
о разводе носит односторонний характер,
то «брошенный» партнер считает другого
виновным и у него возникает чувство утраты,
пренебрежения, бессильной ярости или
беспомощности. Предметом споров и раздоров
могут стать вопросы раздела имущества
или заботы о детях, поэтому семейный психолог
должен помочь в разрешении эмоциональных
проблем, чтобы они не влияли на рациональное
решение деловых вопросов.
Обычно
ребенок воспринимает ситуацию распада
семьи так, что это именно от него
ушел (или ушла) один из родителей. В
некоторых случаях, особенно в подростковом
возрасте, ребенок (мальчик или девочка)
говорит о предательстве родителя,
покинувшего семью. В подсознательной
сфере психики формируется отношение
к самому себе, как к такому человеку, которого
бросают, что впоследствии может проявиться
в неуверенности и заниженной самооценке
ребенка. Более того, он начинает воспринимать
отношения между людьми как нестабильные,
ненадежные, которые могут всегда и в любой
момент разрушиться. Такие переживания
ребенка не исчезают и тогда, когда родители
стремятся сохранить дружеские и приятельские
отношения.
Профилактика
травм ребенка:
1.
Даже после развода, когда вы
перестаете быть супругами, для
ребенка вы все равно навсегда
остаетесь родителями, так что
объясните ему это.
2.
Не втягивайте ребенка в свои
разборки.
3.
При передаче ребенка на выходные
в семью бывшего супруга нужно
научиться правильно передавать ребенка.
4.
Не делайте из ребенка «передатчик»
и «разведчика», задача которого
доносить то, что происходит во
вражеской семье.
Источник
1.
Неблагоприятное влияние
семейных дисгармоний
на развитие личности
ребенка.
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ:
Симбиоз
(чрезмерная эмоциональная близость),
авторитарность, эмоциональное отвержение
(«маленький неудачник»).
Поддержка,
разрешение; приспособление к потребностям
ребенка; формальное чувство долга при
отсутствии подлинного интереса к ребенку;
непоследовательное поведение.
Сотрудничество,
изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет
любви, доброты, уважения. Авторитет
подавления, расстояния, педантизма, резонерства,
подкупа (Макаренко).
Позиции-шаблоны,
калечащие семейные, в том числе
и детско-родительские отношения: заискивающий
«миротворец»; «обвинитель»; расчетливый
«компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная
модель поведения – гибкая, или уравновешенная,
где различные приемы используются не
автоматически, а сознательно, с учетом
последствий своих действий.
Характер
и степень влияния на ребенка
определяет множество отдельных
факторов и прежде всего личность
самого родителя как субъекта взаимодействия:
его
пол (тот же, что и у ребенка,
или противоположный);
возраст
(юная, несовершеннолетняя мать, пожилой
родитель, родитель позднего ребенка);
темперамент
и особенности характера родителя
(активный, нетерпеливый, вспыльчивый,
властный, снисходительный, небрежный,
сдержанный и др.);
религиозность;
национально-культурная
принадлежность (европейская, английская,
немецкая, японская, американская и
другие модели воспитания);
социальное
положение;
профессиональная
принадлежность;
уровень
общей и педагогической культуры.
По
Спиваковской роль ребенка в дисгармоничной
семье: «козел отпущения», «любимчик»,
«примиритель», «беби». «Козел отпущения»
– это объект для проявления взаимного
недовольства супругов-родителей. «Любимчик»
заполняет эмоциональный вакуум в супружеских
отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно
преувеличены. Напротив, при сильной близости
супругов друг к другу ребенок раз и навсегда
остается в семье только ребенком, «беби»
с очень ограниченными правами. «Примиритель»
вынужден играть роль взрослого, регулировать
и устранять супружеские конфликты, и
таким образом занимает важнейшее место
в структуре семьи.
Выделяются
и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб»,
«ребенок-любовник» (одинокая, как правило,
мать настаивает на «отношениях для двоих»,
закрепощает ребенка в узах своей любви);
«ребенок как оружие» в борьбе с супругом;
ребенок – «заместитель мужа» (от него
требуют постоянного внимания, заботы,
чтобы он был рядом и делился своей личной
жизнью) (по Дружинину).
Нарушения
семейной среды, семейной атмосферы
можно классифицировать с точки
зрения удовлетворения важнейших, по мнению
Матейчека, человеческих потребностей
– в активном контакте со средой
и в активном контроле внешней
действительности. Окружение в крайних
вариантах может быть излишне устойчивым
либо предельно изменчивым; при этом параметры
контроля варьируют от обособленности
до зависимости.
1.
Ультраустойчивая, эмоционально безучастная
среда формирует социальную гипоактивность:
пассивность, незаинтересованность,
аутизацию, задержку речевого и психического
развития.
2.
Изменчивая эмоционально безучастная
среда провоцирует гиперактивность:
беспокойство, несосредоточенность,
неравномерность, запаздывание психического
развития.
3.
Ультраустойчивая среда в сочетании
с эмоциональной зависимостью влечет
за собой избирательную гиперактивность,
направленную на одного человека, часто
в виде поведенческих провокаций.
4.
Изменчивая среда, эмоциональная
зависимость развивают общую
социальную гиперактивность, поверхностность
контактов и чувств ребенка.
Подобная
модель социальной среды используется
для интерпретации нарушений
воспитания в детских домах и
в семьях.
2.
Цели и задачи
психологической
коррекции семейных
взаимоотношений.
Формы и основные
техники психокоррекции.
Человек,
обращающийся к психологу за помощью,
особенно в нашей стране, где далеко
не каждый представляет себе, что такое
психология в принципе, не всегда понимает,
какого именно плана помощь ему нужна
и в какой форме она может
быть оказана. Часто ожидания клиентов
неадекватны, не соответствуют реальности
жизни и логике взаимоотношений (например,
как это нередко бывает, клиент начинает
требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то
полюбил или разлюбил в результате воздействия
психолога). Поэтому в первую очередь клиенту
нужно объяснить что он может ожидать
психологической помощи. С этой точки
зрения психологическое консультирование
часто служит своеобразной ступенькой,
первым шагом к более длительной и глубокой
психотерапевтической работе. Из этого
не следует, что он сразу же обратится
за более серьезной помощью — это может
случиться не скоро или не случиться никогда,
но даже простое знание о том, что помощь
в принципе ему может быть оказана, бывает
очень важным.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ — это одна из форм психологической
работы, заключающаяся в оптимизации отдельных
психологических функций, обеспечивающих
поведение и обучение. Она направлена
на: стабилизацию эмоционального состояния
человека; повышение самооценки и уверенности
в себе; восстановление и развитие коммуникативных
навыков; выработку адекватных форм поведения.
Главные
цели процесса психологической коррекции:
эмоционально-рефлексивное освобождение
личности; овладение потенциалами продуктивного
стиля общения.
Их реализация требует осознавания и разрешения
конфликта между установками «я могу»
и «я не могу», нарушающего гармоничное
общение человека с другими посредством
возрождения веры в духовный авторитет,
свое собственное личностное совершенство
и позитивную сущность другого человека.
При этом усилия психолога направлены
на решение пяти основных задач:
1) осознание фактов личностной истории,
обусловивших идентификацию с деструктивными
эмоциональными и поведенческими моделями
семьи и социума, заблокировавших установку
«я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры
в духовный авторитет и позитивную сущность
другого человека и восстановление депривированных
звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций
страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих
гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих
позитивную активность личности: баланс
напряжения и расслабленности в теле,
рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально
насыщенных установок, искажающих адекватное
восприятие ситуации общения, привычных
агрессивных и инфантильных моделей общения
и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных
навыков в реальной практике общения.
Реализация поставленных задач требует
осознавания и разрешения конфликта между
установками «я могу» и «я не могу», нарушающего
гармоничное общение посредством возрождения
веры в духовный авторитет, свое собственное
личностное совершенство и позитивную
сущность другого человека.
Можно привести несколько примеров
различных подходов к классификации психотерапевтических
методов.
1. Гипнотерапия:
• Внушение и самовнушение,
• Аутогенная тренировка,
• Рациональная психотерапия,
• Коллективная и групповая
психотерапия,
• Наркопсихотерапия.
2. Поддерживающая психотерапия:
переучивающая и реконструктивная.
3. Личностно-ориентированная психотерапия:
• Суггестивная психотерапия,
• Поведенческая психотерапия.
4. Симптомо-центрированные методы:
• Личностно-ориентированные,
• Социо-центрированные.
5. Методы, направленные на понимание и
преодаление проблем понимания себя, своих
мотивов, ценностей, целей, стремлений
и т.п.
6. Методы, направленные на подавление
и выражение эмоций.
7. Механистические и гуманистические
методы.
8. Методы, связанные с идентификацие,
с созданием условий, с проникновением
в сущность.
9.Динамическая психотерапия:
• Поведенческая психотерапия,
• Опытная психотерапия.
Невербальные методы:
— психодиагностический рисунок «Наша
группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);
— психогимнастика (двигательная
экспрессия, «Ладошки», «Передача предмета»,
«Совместные действия»);
— пантомима (неосуществленные
мечты, опасения, надежды, неприятности).
Вербальные методы:
— анонимное обсуждение историй подростков;
— построение модели своего будущего с
принятием или
отвержением прежних форм поведения;
— обсуждение тем («Знакомство», «Свободное
время, «Побеги из дома., «Увлечения»,
«Что меня устраивает в семье, а что нет»);
-метод конструктивного спора;
— метод вербальной дискуссии.
Метод групповой дискуссии повышает психологo
-педагогическую грамотность родителей,
их общую сензитивность к ребенку, его
проблемам, позволяет выявить индивидуальные
стереотипы воспитания. По мере развертывания
дискуссии в нее можно включать элементы
проигрывания ситyaций и видеокоррекции.
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании
заданий психолога в условиях видеозаписи
взаимодействия родителя и ребенка с последующим
ее просмотром, анализом и самоанализом.
Метод игры помогает моделировать и воспроизводить
в контролируемых условиях семейные ситуации.
Примером являются игры «Архитектор и
строитель», «Приятное воспоминание»,
«Неприятное воспоминание».
Коррекционная работа, проводимая
психологом с семьей в различных формах
(семейное консультирование, коррекционные
родительские гpyппы и семейная психотерапия),
сфокусирована на ребенке и основана на
личностно ориентированном гуманистическом
подходе.
3.
Жестокое обращение
в семье. Последствия
жестокого обращения.
Насилие
над детьми — демонстрация физического,
эмоционального и сексуального доминирования
над ребёнком.
Выделяют
следующие виды насилия:
Физическое
насилие — это реальное или потенциальное
применение физического вреда, под
которым понимается нарушение анатомо-физической
целостности человека. По характеру
оно может выражаться в нанесении
ударов, побоев, ранений и в ином воздействии
на человека посредством применения физической
силы, холодного или огнестрельного оружия
либо иных предметов.
Сексуальное
насилие — насильственное использование
партнера или ребенка для получения
сексуального удовольствия.
Психическое
насилие — угроза применения насилия: устрашение,
запугивание жертвы, причинение душевной
или психологической травмы, ограничение
свободы волеизъявления, изоляция от
членов семьи, от друзей, унижение достоинства,
пренебрежение.
Экономическое
насилие — единоличный контроль за расходованием
денег, принуждение к работе или
запрещение работать.
Физическое,
сексуальное насилие чаще совершают
мужчины, однако психологическое насилие,
пренебрежение и жестокое обращение
в семье чаще принадлежит женщине
или поддерживается ею.
Люди,
которые строят свои отношения на
принципе насилия, считают, что отношения
— борьба за власть, и кто-то должен контролировать
отношения или иметь власть.
Как
правило, насилие в семье имеет
следующие особенности:
1.
Если уже имело место физическое насилие,
то обычно с каждым последующим разом
возрастает частота его повторения и степень
жестокости.
2.
Насилие и оскорбительное поведение чередуются
с обещаниями измениться и извинениями,
приносимыми обидчиком.
3.
При попытке порвать отношения наблюдается
эскалация опасности для жертвы.
4.
Насилие в семье происходит в любых слоях
и категориях населения, невзирая на классовые,
расовые, культурные, религиозные, социально-экономические
аспекты.
Домашнее
насилие является сегодня одной из
важнейших причин, которые способствуют
социальному и психологическому нездоровью
семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Существование
в обществе проблемы домашнего насилия
имеет серьезные последствия. Семьи,
в которых отношения строятся
на насилии, входят в группу риска, так
как выросшие в такой атмосфере дети становятся
жертвами насилия либо сами подвергают
насилию своих близких. Если проанализировать
историю жизни мужчины — насильника, то
зачастую выясняется, что он принес в семью
модель поведения своих родителей. Мальчики
проявляют агрессивность по отношению
к своим младшим сестрам, копируя отношение
отца к матери.
Рост
насилия в обществе и его криминализация
напрямую связаны с взаимоотношениями
в семье.
Трудности
при разрешении проблемы насилия: недостаток
информации о степени распространения
и причинах применения силы в семье, слабость
законодательной базы. Для разрешения
этой сложной ситуации необходимы совместные
усилия государственных и общественных
организаций, работников органов внутренних
дел, социальных педагогов, социальных
работников.
Многие
дети, подверженные жестокому обращению,
впоследствии начинают жестоко обращаться
и со своими детьми. Более того, они
могут начать совершать очень
жестокие преступления. Многие заключенные
тоже подвергались жестокому обращению
в детстве. Хотя психологические последствия
от жестокого обращения с детьми необратимы,
при помощи консультаций, проводимых с
ребенком, можно научить его справляться
со своей болью и злостью.
Психологические
последствия от жестокого обращения с
детьми:
—
Отчуждение от друзей — Низкая
самооценка — Стеснительность и неуверенность
в себе – Агрессия, враждебность
– Злость — Плохие отношения со сверстниками
и/или с представителями противоположного
пола — Употребление наркотиков и алкоголя
— Неуспеваемость в школе – Безразличие
— Отсутствие целей в жизни.
4.
Приемы и техники
семейного консультирования.
Традиционно
основным методом психологического
консультирования считается терапевтическая
беседа, направленная на социально-психологическую
поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня
в практике консультирования широко
применяется все богатство методов и приемов,
разработанных в различных психотерапевтических
школах: диалогическое общение, поведенческие
методы, психодрама и ролевое моделирование,
репертуарные решетки Келли, анализ истории
семьи, генограмма, а также методы групповой
терапии. Для обеспечения обратной связи
используются видеозаписи и такие психотехники,
как «социограмма в действии», «семейная
скульптура», «семейная хореография»
(они представляют собой нечто подобное
«живым картинкам», когда члены семьи,
выбирая позы и расположения в пространстве,
пытаются изобразить свои взаимоотношения
в статике или динамике)
Выстраивание
беседы.
Важнейшим
материалом для консультативной работы
с супругами, как и в случае других обращений,
являются конкретные факты: что, когда,
кто сделал или не сделал, какие конкретно
просьбы выполнялись или не выполнялись.
Оправдывающимся или обвиняющим друг
друга супругам необходимо показать, что
консультанта интересует не объективная
истина, а субъективное восприятие каждым
происходящих в семье событий.
Источник