Неблагополучие ребенка в речевом развитии
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО И НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» — детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
— У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
— Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
— Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
— Ребенок развивается с задержкой.
— Ребенок перенес тяжелые заболевания.
— У ребенка есть неврологические заболевания.
— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
— Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
— Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
— Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
— Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Хотелось бы сказать несколько слов о том, когда нужно начинать беспокоиться.
Для становления нормальной речи ребенку необходимо:
-достижение нужной степени зрелости разных структур головного мозга;
-правильная работа дыхательных систем;
-хорошо развитые слух и зрение;
-формирование необходимости в общении.
РЕЧЬ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДЕЛИТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ
Необходимо уже с первых дней рождения ребенка постоянно говорить с ним, интонацией и ритмом высказывать свое отношение, сопровождать речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь понятнее для ребенка, способствует его полноценному развитию.
Ребенок как бы заражается речевой активностью взрослого, стремится подражать ему. Нехватка эмоциональных контактов может привести к задержке в развитии и изменениям личности.
Поводы для беспокойства: малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего; у него наблюдается недостаточная интонационная выразительность, нет подготовительного кряхтенья перед криком, монотонное гуление, нет смеха.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в контакт со взрослым и начинает изучать различные предметы, в том числе собственные конечности. Формируется имитационное подражание услышанной речи: тон, ритм, темп, интонация. В это время ребенок понимает многие слова, узнает названия части предметов, которые ему демонстрируют. Развивается отраженный лепет — подражание взрослым и самолепет — собственная речь.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Причины для беспокойства родителей — ребенок не реагирует на собственное имя; нет лепетных слов (би-би, ав-ав, и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет очень быстро. Растет потребность малыша в речевом общении. У ребенка появляется желание не просто узнать, что это за предмет, но и что с предметом можно делать, для чего он необходим. Если родители не поддерживают обращений ребенка, то гасится потребность в общении, идет задержка развития активной речи.
Причины беспокоится: при появлении речевого подражания ребенок, произносит лишь часть вместо целого слова или искажает его. К примеру, дека — девочка, пику – купи и т.д. Малыш не строит из слов предложений. Не использует глаголы.
В возрасте 3 лет ребенок не пользуется местоимением «Я». Звуки произносятся с «хлюпаньем», есть носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для тревоги: у ребенка маленький бытовой словарь; с трудом заменяет слово синонимом и антонимом, он неактивен в общении. Ребенок не может связно поведать о происходящих событиях, неверно произносит звуки.
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному периоду у ребенка уже должна быть поставлена не только разговорная устная речь, но и желание к овладению письменной речи — чтению и письму.
Обращаюсь к Вам, уважаемые родители!
Для каждого из Вас — свой ребенок самый лучший, самый любимый!!!
Уверена — Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить!!! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, кем станет ваш малыш, правильная речь пригодится ему в любой профессии.
Источник
Виктория Демидова
Работа с родителями «Речевое развитие детей 3–4 лет. Признаки неблагополучия речевого развития»
Трехлетний возраст ребенка, это один из критических периодов в развитии речевой функции. Это возраст, когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.
Говоря о развитии речи у детей 3-4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация ребенка, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Не стоит допускать того, чтобы ребенок отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.
Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родителидолжны ориентироваться на следующие положения:
Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
Он может точно повторять то, что услышал.
С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
Может назвать имена родственников или друзей.
Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
Ребенок воспринимает и говорит простыми предложениями, состоящими из 3-6 слов, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным, задает вопросы, сорит, говорит о происшедшем.
Понимает значения предлогов, знает названия основных цветов.
Остается еще неправильное произношение отдельных звуков, а также аграмматизмы, что является физиологической закономерностью, а не патологией. Ребенок прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется.
К трем годам формируется звукопроизношение свистящих звуков, а к четырем шипящих.
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
Родители не могут понять, что говорит ребенок.
Он говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, замедленно, растягивая их, хотя дома все говорят нормально
Не может построить даже простое предложение.
Говорит зеркально в основном фразами из мультиков и книжек
В ответ на просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», молчит или уходит, как будто вас не слышал
Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения
У ребенка часто приоткрыт рот, обильное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию. Родители могут и должны обращаться за помощью к специалистам, а не искать ответа на свои вопросы на различных форумах, в социальных сетях. Реальную помощь ребенку можно оказать только при участии педагогов и врачей. Так как период активного становления речи приходится на возраст с 1 года до 3 лет, предпочтительно начать работу по формированию речи до трехлетнего возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше пользы малышу она принесет. Ведь если у ребенка вовремя не сформируется речь, то это может привести к нарушениям в эмоциональной, волевой сферах, инфантилизму, речевому негативизму, вторичным нарушениям познавательной деятельности, нарушению адаптации в детском коллективе, трудностями в обучении.
Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые могут значительно помочь вашему ребенку в овладении речи.
По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст ребенка, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»)
Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова
Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали
Избегайте искаженных слов. Говорите правильно.
Повторяйте знакомые ребенку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Постарайтесь использовать новые слова применительно к реальной ситуации.
Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок, стихов, пение песен. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно.
Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
Используйте слова, обозначающие последовательность действий,например: «сначала, подожди, после, затем, до, в конце»
Помогайте ребенку классифицировать окружающие предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, из каких частей они состоят, что с ними можно делать.
Стимулируйте общение ребенка с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить ребенка и поощрять его.
Продолжительность игры определяется индивидуально, поскольку для многих детей с нарушениями речи характерны повышенная утомляемость, невнимательность
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Если вы обнаружили хотя бы один признак
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
Признаки благополучного развития речи у ребенка
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение
из правила, подтверждающее это правило!
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
значит вашему ребенку необходима помощь!
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нор мы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослымичерез имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, тов дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи.
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки,
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Словарь для справок
Фонематическое восприятие — способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата — возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис — возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ отречи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному, со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка утебя в руках?» и пр. Онмычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник