Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка thumbnail

Ольга Аристова
Рекомендация для родителей по развитию речи

Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно — логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т. д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех-, лето-, день-, холод- ,север- … и т. п.

Глаголы: пришёл-, нырнул- …

Прилагательные: широкий-, маленький-, богатый-… и т. п.

Наречия: далеко-, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)

5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

9. Учите с детьми скороговорки и чистоговорки (следите за четким звукопроизношением).

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Ежедневно занимайтесь с ребенком 10-15 минут.

Источник

Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что зная первоначальные азы знаний, ребёнок встречает на школьном пути, определённые трудности. Причина-недостаточное развитие словестно-логического мышления. Чтобы уровень знаний был высоким, необходимо как можно раньше начать развивать логическое мышление у дошкольников от меньшего к большему. Каждая такая игра будет требовать от ребёнка развернутые речевые высказывания, что немаловажно при выполнении некоторых заданий.

Развивающие игры на сообразительность

«Говори наоборот»

Вы называете слово, и ребёнок называет слово, но только наоборот, например:большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов: весёлый -грустный, быстрый-медленный, тяжёлый-лёгкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый и т. д.

«Бывает-не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Он должен поймать мячик, только в случае, если это бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например:»Собака стирает бельё»- и бросаете мяч. Он его не ловит. Затем ребёнок уже придумывает, что-то сам и бросает Вам мяч.

Игры на развитие зрительного воображения

Нужно приготовить для ребёнка незаконченный рисунок, и попросить его дорисовать, затем, чтобы он рассказал, что он нарисовал.

«Точки»

На примере покажите ребёнку, как можно соединить точки, чтобы получился рисунок, а затем предложите самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Все точки каждый раз использовать не обязательно.

Предложите ребёнку, используя как можно больше геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше предметов. Основное правило в этой игре-нельзя добавлять произвольные фигуры.

Игра на развитие гибкости ума.

Нужно предложить ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают какое-либо понятие. Например:- транспорт (автобус, машина, мотоцикл и т. д., посуда (бокал, чашка, сковорода и т. д.) ;звери;одежда;мебель и т. д.

Игры на развитие мыслительных процессов

«Найди лишнее слово»

Нужно предложить ребёнку определить слово, которое оказывается здесь лишним:

-Сковорода, кувшин, половник, портфель.

Специальных условий при проведении таких игр не требуется, достаточно наглядного пособия в виде картинок и. желания родителей.

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста

Проявите терпение и дайте возможность ребёнку самому выполнить запланированное действие (например, надеть и застегнуть кофточку, помочь взрослым сделать что-либо). Оказывайте помощь только там, где ребёнок не может справиться сам. Подчеркните незаменимость ребёнка, похвалите. Радость от полученного самостоятельно результата станет залогом будущих активных действий.

Продумайте и следуйте определённому режиму и распорядку дня.

Создайте внешние опоры, условные сигналы, которые бы помогали ребёнку осуществлять саморегуляцию (например, ритуалы перед сном) .

Наделите функциями контролёра, носителя норм и требований любимую игрушку.

Выдвигайте промежуточные цели и добивайтесь их реализации ребёнком.

Установите единый подход к ребёнку, единство требований окружающих взрослых. Обратная ситуация может способствовать двойственности поведения ребёнка, развитию хитрости.

Соблюдайте принцип последовательности – не разрешайте ребёнку то, что было запрещено до этого. Необходимо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, сдерживаться.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, соблюдайте следующие условия:

— Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

— В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

— Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

— Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ребенком. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

— Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

— Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. Это могут быть – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – 5 – 10 минут. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Источник

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка

Школьный логопед  —  Жарикова Ольга  Геннадьевна

Стаж работы — 15 лет

Преподаваемый предмет — английский язык

Личный сайт — https://nsportal.ru/zharikova-olga-gennadevna

График работы

 План работы школьного логопеда на 2015-2016 учебный год

Родителям о развитии речи ребёнка

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод…

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право — лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

И ещё кое-что….

u   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

u   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

u   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

u   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

u   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 Для отработки дикции и четкого произношения звуков,

Говори, не торопись и смотри не ошибись:

Собирала Маргарита                       
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве.
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил Ирисом.
 

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

 

Ребёнок читает медленнее всех.

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении.Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

 Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

— Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

 Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.

  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.

  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте

  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

Успехов вам!

Источник