Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка

Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

Как показывает опыт, важнейшую задачу, связанную с изменением образовательных моделей учебно-воспитательного процесса, могут решить «Назарбаев Интеллектуальные школы». Когда возникла идея их создания, президент страны так определил стоящие перед ними задачи: «Это школа для талантливых детей, которые будут всесторонне подготовлены к будущей управленческой деятельности в сферах науки, экономики и политики».

Словом, цель была сформулирована четко и понятно, но ее реализа­ ция потребовала большой концентрации сил и каж­ додневного труда.

С 2008 года, когда был запущен этот процесс, в стране по инициативе гла­вы государства реализует­ся проект «20 интеллек­туальных школ». Он стал поистине революционным шагом в развитии системы образования суверенного Казахстана.

Установка главы госу­дарства проста и одновре­менно гениальна: совре­менный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в об­ласти информации. В этой связи перед интеллекту­альными школами стоит задача – научить учеников самим находить ответы на вопросы, которые ста­вит жизнь; уметь оценить последствия своих по­ ступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает при­обретение навыков само­обучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания применять творчески.

Ин­теллектуальная школа как учебное заведение ново­го типа в этих условиях должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие ка­чества, как мобильность, динамизм, конструктив­ность.

В лекции президента Н.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: ин­теллектуальный прорыв в будущее» отмечалось, что «необходимо создать ядро национального ин­теллекта; создать школы, способные стать фунда­ментом для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана».

То есть ин­теллектуальные школы должны решать не только задачи образовательного характера, но и формиро­вать интеллектуальную элиту, которая завтра бу­дет определять будущее страны.

«Объективной необ­ходимостью в условиях современного образова­ния становится создание инновационной модели общего среднего образова­ния, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образователь­ных систем, позволяющей уже в стенах школы при­общать учащихся к на­учно­-исследовательской и экспериментальной де­ятельности, воспитывать высокообразованную лич­ность с активной жизнен­ной позицией, способной конкурировать на между­народном уровне», – под­ черкивает Елбасы.

Создание инноваци­онной модели общего среднего образования, безусловно, включает в себя и развитие иннова­ционного моделирования всех сегментов современ­ной школы. Для воспи­тания интеллектуальной личности в современных условиях необходимо ко­ренное изменение скла­дывающейся годами и в формате иной парадигмы структуры школы, а также системы взаимоотноше­ний, проектирования со­держания образования, методик обучения, прин­ципов оценивания учеб­ных достижений.

Одним словом, требуется созда­ние не просто новых об­разовательных моделей, а качественно иных, отве­чающих требованиям дня сегодняшнего.

Именно для выполне­ния поставленных главой государства задач и было необходимо создать сеть интеллектуальных школ, способных реализовать образовательные програм­мы естественно­-матема­тического направления, создающие условия для более полного учета ин­тересов, склонностей и способностей учащихся.

Причем ставилась задача максимального раскрытия потенциальных возмож­ностей ученика, начи­ная с начального звена. В процессе перехода к старшей школе обучение перенаправляется на про­фориентацию учащихся и целевую подготовку стар­шеклассников к обучению в престижных националь­ных и зарубежных вузах. Так закладываются осно­вы процесса формирова­ния национальной элиты нового типа.

Таким образом, сеть интеллектуальных школ можно рассматривать в качестве инновационной среды, способствующей решению двуединой за­дачи.

Во-­первых, фор­мированию педагогиче­ского контингента новой формации. Во­-вторых, созданию ученической среды, мотивированной на обучение и самосовершен­ствование. Одновремен­но реализуется еще одна цель: создаются прочные связи между учениками, учителями, родителями и общественностью.

Все перечисленные цели и задачи выдвинули необходимость разработ­ки стратегии развития Назарбаев Интеллектуальных школ, без которой реализация прорывного проекта была бы мало­ вероятна.

Стратегия развития определяла следующие основные миссии:

– способствовать раз­витию интеллектуального потенциала нации;

– создание иннова­ционной полиязычной модели образования, со­четающей классические традиции естественно-­ма­тематического обучения и современные достижения казахстанской и мировой педагогической практики.

Модель направлена на воспитание интеллек­ туальной личности, ори­ентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систе­му национальной и миро­вой культур, способной активно участвовать в духовном и социальном развитии общества, осу­ществлять осознанный выбор профессии.

В программе определе­ны стратегические цели:

– воспитание и обу­чение интеллектуальной элиты Казахстана, гармо­нично сочетающей в себе патриотизм, общечелове­ческие и этнокультурные ценности;

– способной адаптиро­ваться в обществе и быть конкурентоспособными людьми;

– готовой к обучению на протяжении всей жизни;

– способной осущест­влять осознанный выбор профессии и поступить в  международно-­признан­ные университеты по про­филю обучения;

– владеющей тремя языками и информацион­ными технологиями.

Для достижения по­ ставленной цели стави­лась задача сконцентри­роваться на следующих направлениях:

  1. Создание и реализа­ция инновационной обра­зовательной модели школ физико­-математического и химико­-биологического направлений, гармонизи­рующей казахстанские и международные образова­тельные стандарты;
  2. Выявление и отбор детей, склонных к изуче­нию естественно–матема­тических наук и способ­ных к качественно иному уровню образования;
  3. Формирование ка­дрового потенциала, со­ответствующего новой модели образования;
  4. Создание инноваци­онной образовательной среды и условий, способ­ствующих воспитанию но­вого поколения научной и культурной элиты;
  5. Создание и развитие сети Интеллектуальных школ как инновационной среды, способствующей реализации инноваци­онной образовательной модели;
  6. Создание новой мо­дели управления школой, соответствующей между­народным стандартам;
  7. Трансляция нако­пленного позитивного опыта в другие общеоб­разовательные школы Ре­спублики Казахстан.

Принципы организа­ции деятельности интел­лектуальных школ соот­несены с задачами миро­вого образовательного пространства.

В своей деятельности интеллектуальные школы руководствуются следую­ щими принципами:

  1. Единство процессов обучения и воспитания, составляющих целостную образовательную систему, направленную на фор­мирование личностных качеств учащихся;
  2. Дифференциация, междисциплинарная ин­теграция и межуровневая преемственность при ор­ганизации образователь­ного процесса;
  3. Прозрачность, объ­ективность и равные ус­ловия при осуществлении конкурсного отбора уча­щихся и учителей;
  4. Формирование ка­дровой политики школы на основе потребности образовательной модели с предоставлением рав­ных возможностей всем учителям для профессио­нального развития;
  5. Прозрачность в си­стеме управления школой и подотчетность управля­ющей компании;
  6. Вовлечение всех членов школьного со­общества в организацию жизнедеятельности шко­лы;
  7. Осуществление об­разовательной деятель­ности в школах на неком­мерческой основе.

Интеллектуальная школа отличается от обычной, традиционно­ моделированной, тем, что в школе может, например, функционировать лабо­ратория робототехники с возможностью моделиро­вания интеллектуальных механизмов, сборки ро­ботов из элементов Лего для младших школьни­ков; программирования с помощью простого про­граммного обеспечения, наблюдения за «жизнью» робота; лаборатория на­нотехнологии, позволяю­щая приобщить учащихся к научно-­исследователь­ской работе в области космонавтики, медици­ны для старших школь­ников и другое, центр интеграции педагогиче­ских и информационных технологий, аудитория для «особенных, интел­лектуальных» уроков по новым информационным технологиям.

Учебные кабинеты создаются в соответствии с экспериментальными учебными программами «Назарбаев Интеллекту­альные школы».

В такой школе функ­ционируют программно­-телекоммуникационный комплекс, обеспечиваю­щий условия для реали­зации образовательной деятельности и ведение учебного процесса, его ин­формационную поддерж­ку и документирование. Установлен электронный учёт посещаемости, под­ключённый к локальной сети школы, мгновенно отражающийся на сервере и дающий возможность определять мониторинг посещаемости и успева­емости.

Для оздоровления школьников предусма­триваются бассейны, спортивные, гимнастиче­ские и хореографические залы, баскетбольные и волейбольные площадки, спортивная площадка с футбольным полем, бе­говой дорожкой.

Школы работают в режиме за­нятости всего дня в тече­ние шести дней в неделю, предусмотрено трехразо­вое питание, поддержка здоровья под наблюде­нием психолога, детского врача и стоматолога. В школе работают разно­образные клубы, кружки и секции. Территории школ озеленены и оборудованы для досуга учащихся.

Таким образом, мож­но сделать вывод о том, что Казахстан понимает задачу вхождения в ми­ровое образовательное пространство как зада­чу создания новых об­разовательных моделей, ведущих к повышению качества образования.

Источник

Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования. На сегодняшний момент, ярким примером выполнения основных направлений по развитию образовательной системы является создание автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сеть данных учреждений нацелена на развитие одаренных, талантливых детей, что приведет в будущем к укреплению казахстанского общества и стабильности, так как одним из главных направлений развития нашей страны является качественное образование. В интеллектуальных школах осуществляется внедрение новейших разработок в сфере образования, мониторинг достижений, научные исследования, анализ полученных результатов, апробация современных образовательных технологий, внедрение и реализация современных моделей образовательных программ по всем уровням. Совместно со стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Международным экзаменационным советом Университета Кембридж была разработана Интегрированная Образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ, которая ориентирована на реализацию образовательного процесса [1, с. 3].

С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания. В основу разработанной программы были заложены ключевые моменты, такие как критериальное оценивание полученных знаний, умений, навыков. Одним из методов повышения качества успеваемости учащихся в Назарбаев Интеллектуальной школе ХБН г. Павлодара, является внедрение интегрированной модели критериального оценивания. Данная модель имеет прямую зависимость от того, каким образом нужно подходить к оцениванию знаний, умений, навыков, владения методами оценивания, определяет квалификационный уровень учителей и эффективность функционирования и совершенства образовательного пространства.

В недалеком прошлом система оценивания была однобока и в основном нацелена на навыки первой группы (знание, понимание). На сегодняшний момент, в НИШ ХБН г. Павлодара система оценивания строится на проверке навыков, таких как знание, понимание, применение, критическое мышление, творчество, анализ, синтез, оценка, рефлексия, математическая грамотность и т. д. Во все времена в системе образования было проблематично оценить результативность учащегося со всех позиций. Одной из самых проблемных ситуаций в казахстанской системе образования была и остается проблема объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся, приобретающих в процессе обучения. При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе выставления той или иной оценки, не было обратной связи между учителем и учеником, что не способствовало высокой мотивации в обучении. В общеобразовательных школах Казахстана сохраняется система оценивания, построенная на пятибальной системе. Данная оценка субъективна и дает возможность необъективного суждения о способностях ученика. Такая система оценивания является инструментом тотального контроля учителя над учениками, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель — источник информации, носитель знаний, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.

В первую очередь, под критериальным оцениванием понимается технология оценивания, основанная на сравнении деятельности учащихся согласно четко определенным критериям. На сегодняшний момент, под определенным критерием понимается критерий успеха, который является сигнальным флажком достижимости ранее поставленных учебных целей.

Дети, поступившие в данную школу, проходили конкурсный отбор в 2 этапа:

—          проверка знаний по языковым компетенциям, математике;

—          проверка способностей, таких как память, восприятие поверхностных разверток.

Данные проверки нацелены на выявление и обнаружение скрытых талантов, одаренных детей.

Внедрение данной политики в школу г. Павлодара началось с сентября 2013 года, при условии, что школа только открылась для первых любознательных детей 7 и 8 классов. С пытливым взглядом и с горящими глазами, дети спрашивали о новой модели образовательной системы. Поначалу возникало очень много вопросов, как у детей, так и у самих учителей. Например, как разработать задание с учетом критериального оценивания? Что означает статус «Достиг», и при каком процентном соотношении ставится достижимость учебной цели?

Являясь учителями информатики в Назарбаев Интеллектуальной школе химико — биологического направления г. Павлодара, мы столкнулись в первую очередь с непониманием системы оценивания, как учениками, так и их родителями. Поступая в данную школу, ученики даже не подозревали о новой для них системе оценивания. Уже наблюдая за детьми 7 и 8 классов, ученики недоуменно спрашивали, какую оценку они получили за урок. Для многих учеников было непонятно, что такое формативное оценивание и с какой оценкой ее ассоциировать. Наша деятельность, в первую очередь. была нацелена на постепенное изменение отношения учеников к оценке и к оцениванию в целом. В первую очередь, учитывалось то, что восприятие оценки для детей с повышенными способностями проходило более болезненно, в силу того, что многие ученики уже на тот момент имели так называемый синдром отличника. Многим тяжело дался переход от классического восприятия оценки к оценкам по системе «Достиг» либо «Стремится» по той или иной учебной цели. Дети по инерции мышления интерпретировали «Достиг» как оценку «5», а «Стремится» как оценку «2». Для того чтобы перестроение восприятия оценивания проходило с учениками в более щадящих условиях, использовались различные инструменты оценки результативности. Данная работа проводилась кропотливо и совместно с другими участниками образовательного пространства школы с учетом возрастных особенностей. Были привлечены к данной работе психологи, для определения уровня тревожности у учеников, особенно перед проведением первого в рамках данной школы суммативного (итогового) оценивания. Критериальное оценивание, по сути, определяет уровень формирования метакогнитивных навыков, а также способность использовать багаж знаний в нестандартных условиях.

Оценивание результатов учеников является одной из главных прерогативных направлений в образовательном пространстве Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Павлодара. Переход на Интегрированную модель критериального оценивания послужил толчком для внедрения новой системы оценивания.

В данной школе система оценивания представлена в виде непрерывного анализа учебного процесса, позволяющего внести в учебный процесс соответствующие корректировки. Система критериев представлена в открытой форме и известна заранее всем участникам образовательного пространства (ученикам, учителям, родителям, администрации). При этом оценивание выстраивается таким образом, чтобы сами учащиеся были включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценивания. Такой вид оценивания способствует формированию метакогнитивных навыков и ответственности за свое обучение у учащихся, что указывает на высокий уровень организованности личности ученика. Каждый учащийся понимает, что и зачем необходимо выполнить для своего развития, и вместе с учителем анализирует, корректирует свою дальнейшую работу. Назарбаев Интеллектуальная школа города Павлодара использует критерии как руководство для проведения формативного и суммативного видов оценивания, как в средних, так и в старших классах.

Преподавание в XXI веке — это больше чем накопление знаний и механическое запоминание, оно фокусируется на развитии необходимых качеств и умений, которые готовят учащихся к жизни в современном мире. Чтобы добиться успеха в XXI веке, учащиеся должны владеть этими качествами и умениями, приобрести знания и опыт.

Интегрированная модель критериального оценивания учитывает и имеет в своей основе следующие компоненты, на которых строится непосредственно современная система оценивания:

—          творческая деятельность, создание благоприятных условий для уникальных идей;

—          критическое мышление, создание проблемной ситуации, анализ и оценивание фактов и аргументов, мнений, решение различных проблем как консервативным, так и современным способами;

—          тесное сотрудничество между всеми участниками процесса, самовыражение и выражение в общем идей, творческих действий разнообразными способами в устной, визуальной и вербальной формах, а также проведение групповой работы в целях повышения коммуникативных навыков;

—          информационная грамотность, анализ и оценка по критериям достоверности выбранных источников;

—          медиаграмотность, выбор систем массовой информации с наиболее подходящими в каждом случае инструментами и методами;

—          использование ИКТ ресурсов, как эффективный способ оценивания учебной деятельности, использование цифровых инструментов в качестве инструмента поиска, анализа, оценивания и передачи информации;

—          адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания;

—          инициативность и самостоятельность, самостоятельное определение целей, определение учебных задач, самоорганизация;

—          социальные и межкультурные навыки работы в социуме, позитивное уважительное сотрудничество в мини-группе, группе;

—          результативность и дисциплинированность, развитие полезных навыков;

—          развитие лидерских качеств, внешней либо внутренней мотивации и саморегуляции.

В ходе разработки краткосрочного планирования особое внимание было уделено компоненту оценивания. В урочной деятельности использовались различные методы проведения оценивания с максимальным использованием ИКТ-ресурсов, что уже дополнительно развивало навык культуры работы с ИКТ. Особый восторг вызывало проведение оценивания в игровой форме, с использованием соревновательного момента. Использовались следующие интернет-ресурсы такие как CetKahoot.com, LearninApps.org, Edmodo.com и др. Внедрение и использование образовательной социальной сети Edmodo.com сопровождалось поначалу тем, что ученики забывали свои логины либо пароли, что происходило неоднократно на первых порах, но систематическое использование данного ресурса в ходе уроков, выработало у учеников навык слаженности работы, а также навык использования данного ресурса на рефлекторном уровне.

Цель любой учебной программы заключается в достижении всех поставленных задач обучения. Используя различные способы по оцениванию, мы опирались на вышеизложенную систему, что на сегодняшний момент дает положительный результат. Выбор метода оценивания зависит от намеченной цели и типа информации об учениках, которую необходимо получить.

Литература:

1.                              Интегрированная образовательная программа Назарбаев интеллектуальных школ, 2013

2.                              Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании //Библиотека «Первого сентября». 2007.Вып. 6 (12)

3.                              Цукерман, Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? // Управление школой; — 2009. -№ 3

Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, система оценивания, павлодар, интегрированная модель, ученик, оценка, навык, образовательное пространство, Интеллектуальная школа, ребенок.

Источник