Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка
Как показывает опыт, важнейшую задачу, связанную с изменением образовательных моделей учебно-воспитательного процесса, могут решить «Назарбаев Интеллектуальные школы». Когда возникла идея их создания, президент страны так определил стоящие перед ними задачи: «Это школа для талантливых детей, которые будут всесторонне подготовлены к будущей управленческой деятельности в сферах науки, экономики и политики».
Словом, цель была сформулирована четко и понятно, но ее реализа ция потребовала большой концентрации сил и каж додневного труда.
С 2008 года, когда был запущен этот процесс, в стране по инициативе главы государства реализуется проект «20 интеллектуальных школ». Он стал поистине революционным шагом в развитии системы образования суверенного Казахстана.
Установка главы государства проста и одновременно гениальна: современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации. В этой связи перед интеллектуальными школами стоит задача – научить учеников самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих по ступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания применять творчески.
Интеллектуальная школа как учебное заведение нового типа в этих условиях должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
В лекции президента Н.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечалось, что «необходимо создать ядро национального интеллекта; создать школы, способные стать фундаментом для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана».
То есть интеллектуальные школы должны решать не только задачи образовательного характера, но и формировать интеллектуальную элиту, которая завтра будет определять будущее страны.
«Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем, позволяющей уже в стенах школы приобщать учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне», – под черкивает Елбасы.
Создание инновационной модели общего среднего образования, безусловно, включает в себя и развитие инновационного моделирования всех сегментов современной школы. Для воспитания интеллектуальной личности в современных условиях необходимо коренное изменение складывающейся годами и в формате иной парадигмы структуры школы, а также системы взаимоотношений, проектирования содержания образования, методик обучения, принципов оценивания учебных достижений.
Одним словом, требуется создание не просто новых образовательных моделей, а качественно иных, отвечающих требованиям дня сегодняшнего.
Именно для выполнения поставленных главой государства задач и было необходимо создать сеть интеллектуальных школ, способных реализовать образовательные программы естественно-математического направления, создающие условия для более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся.
Причем ставилась задача максимального раскрытия потенциальных возможностей ученика, начиная с начального звена. В процессе перехода к старшей школе обучение перенаправляется на профориентацию учащихся и целевую подготовку старшеклассников к обучению в престижных национальных и зарубежных вузах. Так закладываются основы процесса формирования национальной элиты нового типа.
Таким образом, сеть интеллектуальных школ можно рассматривать в качестве инновационной среды, способствующей решению двуединой задачи.
Во-первых, формированию педагогического контингента новой формации. Во-вторых, созданию ученической среды, мотивированной на обучение и самосовершенствование. Одновременно реализуется еще одна цель: создаются прочные связи между учениками, учителями, родителями и общественностью.
Все перечисленные цели и задачи выдвинули необходимость разработки стратегии развития Назарбаев Интеллектуальных школ, без которой реализация прорывного проекта была бы мало вероятна.
Стратегия развития определяла следующие основные миссии:
– способствовать развитию интеллектуального потенциала нации;
– создание инновационной полиязычной модели образования, сочетающей классические традиции естественно-математического обучения и современные достижения казахстанской и мировой педагогической практики.
Модель направлена на воспитание интеллек туальной личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной активно участвовать в духовном и социальном развитии общества, осуществлять осознанный выбор профессии.
В программе определены стратегические цели:
– воспитание и обучение интеллектуальной элиты Казахстана, гармонично сочетающей в себе патриотизм, общечеловеческие и этнокультурные ценности;
– способной адаптироваться в обществе и быть конкурентоспособными людьми;
– готовой к обучению на протяжении всей жизни;
– способной осуществлять осознанный выбор профессии и поступить в международно-признанные университеты по профилю обучения;
– владеющей тремя языками и информационными технологиями.
Для достижения по ставленной цели ставилась задача сконцентрироваться на следующих направлениях:
- Создание и реализация инновационной образовательной модели школ физико-математического и химико-биологического направлений, гармонизирующей казахстанские и международные образовательные стандарты;
- Выявление и отбор детей, склонных к изучению естественно–математических наук и способных к качественно иному уровню образования;
- Формирование кадрового потенциала, соответствующего новой модели образования;
- Создание инновационной образовательной среды и условий, способствующих воспитанию нового поколения научной и культурной элиты;
- Создание и развитие сети Интеллектуальных школ как инновационной среды, способствующей реализации инновационной образовательной модели;
- Создание новой модели управления школой, соответствующей международным стандартам;
- Трансляция накопленного позитивного опыта в другие общеобразовательные школы Республики Казахстан.
Принципы организации деятельности интеллектуальных школ соотнесены с задачами мирового образовательного пространства.
В своей деятельности интеллектуальные школы руководствуются следую щими принципами:
- Единство процессов обучения и воспитания, составляющих целостную образовательную систему, направленную на формирование личностных качеств учащихся;
- Дифференциация, междисциплинарная интеграция и межуровневая преемственность при организации образовательного процесса;
- Прозрачность, объективность и равные условия при осуществлении конкурсного отбора учащихся и учителей;
- Формирование кадровой политики школы на основе потребности образовательной модели с предоставлением равных возможностей всем учителям для профессионального развития;
- Прозрачность в системе управления школой и подотчетность управляющей компании;
- Вовлечение всех членов школьного сообщества в организацию жизнедеятельности школы;
- Осуществление образовательной деятельности в школах на некоммерческой основе.
Интеллектуальная школа отличается от обычной, традиционно моделированной, тем, что в школе может, например, функционировать лаборатория робототехники с возможностью моделирования интеллектуальных механизмов, сборки роботов из элементов Лего для младших школьников; программирования с помощью простого программного обеспечения, наблюдения за «жизнью» робота; лаборатория нанотехнологии, позволяющая приобщить учащихся к научно-исследовательской работе в области космонавтики, медицины для старших школьников и другое, центр интеграции педагогических и информационных технологий, аудитория для «особенных, интеллектуальных» уроков по новым информационным технологиям.
Учебные кабинеты создаются в соответствии с экспериментальными учебными программами «Назарбаев Интеллектуальные школы».
В такой школе функционируют программно-телекоммуникационный комплекс, обеспечивающий условия для реализации образовательной деятельности и ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование. Установлен электронный учёт посещаемости, подключённый к локальной сети школы, мгновенно отражающийся на сервере и дающий возможность определять мониторинг посещаемости и успеваемости.
Для оздоровления школьников предусматриваются бассейны, спортивные, гимнастические и хореографические залы, баскетбольные и волейбольные площадки, спортивная площадка с футбольным полем, беговой дорожкой.
Школы работают в режиме занятости всего дня в течение шести дней в неделю, предусмотрено трехразовое питание, поддержка здоровья под наблюдением психолога, детского врача и стоматолога. В школе работают разнообразные клубы, кружки и секции. Территории школ озеленены и оборудованы для досуга учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Казахстан понимает задачу вхождения в мировое образовательное пространство как задачу создания новых образовательных моделей, ведущих к повышению качества образования.
Источник
Правительство Казахстана уделяет особое внимание развитию сферы образования. На сегодняшний момент, ярким примером выполнения основных направлений по развитию образовательной системы является создание автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сеть данных учреждений нацелена на развитие одаренных, талантливых детей, что приведет в будущем к укреплению казахстанского общества и стабильности, так как одним из главных направлений развития нашей страны является качественное образование. В интеллектуальных школах осуществляется внедрение новейших разработок в сфере образования, мониторинг достижений, научные исследования, анализ полученных результатов, апробация современных образовательных технологий, внедрение и реализация современных моделей образовательных программ по всем уровням. Совместно со стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Международным экзаменационным советом Университета Кембридж была разработана Интегрированная Образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ, которая ориентирована на реализацию образовательного процесса [1, с. 3].
С 2013 года, в сеть школ внедряется интегрированная модель критериального оценивания. В основу разработанной программы были заложены ключевые моменты, такие как критериальное оценивание полученных знаний, умений, навыков. Одним из методов повышения качества успеваемости учащихся в Назарбаев Интеллектуальной школе ХБН г. Павлодара, является внедрение интегрированной модели критериального оценивания. Данная модель имеет прямую зависимость от того, каким образом нужно подходить к оцениванию знаний, умений, навыков, владения методами оценивания, определяет квалификационный уровень учителей и эффективность функционирования и совершенства образовательного пространства.
В недалеком прошлом система оценивания была однобока и в основном нацелена на навыки первой группы (знание, понимание). На сегодняшний момент, в НИШ ХБН г. Павлодара система оценивания строится на проверке навыков, таких как знание, понимание, применение, критическое мышление, творчество, анализ, синтез, оценка, рефлексия, математическая грамотность и т. д. Во все времена в системе образования было проблематично оценить результативность учащегося со всех позиций. Одной из самых проблемных ситуаций в казахстанской системе образования была и остается проблема объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся, приобретающих в процессе обучения. При этом отсутствовал алгоритм оценивания по выбранным критериям в процессе выставления той или иной оценки, не было обратной связи между учителем и учеником, что не способствовало высокой мотивации в обучении. В общеобразовательных школах Казахстана сохраняется система оценивания, построенная на пятибальной системе. Данная оценка субъективна и дает возможность необъективного суждения о способностях ученика. Такая система оценивания является инструментом тотального контроля учителя над учениками, закрепляя и воспроизводя авторитарный подход к образованию, согласно которому учитель — источник информации, носитель знаний, что, конечно, далеко не всегда соответствует действительности.
В первую очередь, под критериальным оцениванием понимается технология оценивания, основанная на сравнении деятельности учащихся согласно четко определенным критериям. На сегодняшний момент, под определенным критерием понимается критерий успеха, который является сигнальным флажком достижимости ранее поставленных учебных целей.
Дети, поступившие в данную школу, проходили конкурсный отбор в 2 этапа:
— проверка знаний по языковым компетенциям, математике;
— проверка способностей, таких как память, восприятие поверхностных разверток.
Данные проверки нацелены на выявление и обнаружение скрытых талантов, одаренных детей.
Внедрение данной политики в школу г. Павлодара началось с сентября 2013 года, при условии, что школа только открылась для первых любознательных детей 7 и 8 классов. С пытливым взглядом и с горящими глазами, дети спрашивали о новой модели образовательной системы. Поначалу возникало очень много вопросов, как у детей, так и у самих учителей. Например, как разработать задание с учетом критериального оценивания? Что означает статус «Достиг», и при каком процентном соотношении ставится достижимость учебной цели?
Являясь учителями информатики в Назарбаев Интеллектуальной школе химико — биологического направления г. Павлодара, мы столкнулись в первую очередь с непониманием системы оценивания, как учениками, так и их родителями. Поступая в данную школу, ученики даже не подозревали о новой для них системе оценивания. Уже наблюдая за детьми 7 и 8 классов, ученики недоуменно спрашивали, какую оценку они получили за урок. Для многих учеников было непонятно, что такое формативное оценивание и с какой оценкой ее ассоциировать. Наша деятельность, в первую очередь. была нацелена на постепенное изменение отношения учеников к оценке и к оцениванию в целом. В первую очередь, учитывалось то, что восприятие оценки для детей с повышенными способностями проходило более болезненно, в силу того, что многие ученики уже на тот момент имели так называемый синдром отличника. Многим тяжело дался переход от классического восприятия оценки к оценкам по системе «Достиг» либо «Стремится» по той или иной учебной цели. Дети по инерции мышления интерпретировали «Достиг» как оценку «5», а «Стремится» как оценку «2». Для того чтобы перестроение восприятия оценивания проходило с учениками в более щадящих условиях, использовались различные инструменты оценки результативности. Данная работа проводилась кропотливо и совместно с другими участниками образовательного пространства школы с учетом возрастных особенностей. Были привлечены к данной работе психологи, для определения уровня тревожности у учеников, особенно перед проведением первого в рамках данной школы суммативного (итогового) оценивания. Критериальное оценивание, по сути, определяет уровень формирования метакогнитивных навыков, а также способность использовать багаж знаний в нестандартных условиях.
Оценивание результатов учеников является одной из главных прерогативных направлений в образовательном пространстве Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Павлодара. Переход на Интегрированную модель критериального оценивания послужил толчком для внедрения новой системы оценивания.
В данной школе система оценивания представлена в виде непрерывного анализа учебного процесса, позволяющего внести в учебный процесс соответствующие корректировки. Система критериев представлена в открытой форме и известна заранее всем участникам образовательного пространства (ученикам, учителям, родителям, администрации). При этом оценивание выстраивается таким образом, чтобы сами учащиеся были включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценивания. Такой вид оценивания способствует формированию метакогнитивных навыков и ответственности за свое обучение у учащихся, что указывает на высокий уровень организованности личности ученика. Каждый учащийся понимает, что и зачем необходимо выполнить для своего развития, и вместе с учителем анализирует, корректирует свою дальнейшую работу. Назарбаев Интеллектуальная школа города Павлодара использует критерии как руководство для проведения формативного и суммативного видов оценивания, как в средних, так и в старших классах.
Преподавание в XXI веке — это больше чем накопление знаний и механическое запоминание, оно фокусируется на развитии необходимых качеств и умений, которые готовят учащихся к жизни в современном мире. Чтобы добиться успеха в XXI веке, учащиеся должны владеть этими качествами и умениями, приобрести знания и опыт.
Интегрированная модель критериального оценивания учитывает и имеет в своей основе следующие компоненты, на которых строится непосредственно современная система оценивания:
— творческая деятельность, создание благоприятных условий для уникальных идей;
— критическое мышление, создание проблемной ситуации, анализ и оценивание фактов и аргументов, мнений, решение различных проблем как консервативным, так и современным способами;
— тесное сотрудничество между всеми участниками процесса, самовыражение и выражение в общем идей, творческих действий разнообразными способами в устной, визуальной и вербальной формах, а также проведение групповой работы в целях повышения коммуникативных навыков;
— информационная грамотность, анализ и оценка по критериям достоверности выбранных источников;
— медиаграмотность, выбор систем массовой информации с наиболее подходящими в каждом случае инструментами и методами;
— использование ИКТ ресурсов, как эффективный способ оценивания учебной деятельности, использование цифровых инструментов в качестве инструмента поиска, анализа, оценивания и передачи информации;
— адаптация методов оценивания, возможность проведения различных форм оценивания;
— инициативность и самостоятельность, самостоятельное определение целей, определение учебных задач, самоорганизация;
— социальные и межкультурные навыки работы в социуме, позитивное уважительное сотрудничество в мини-группе, группе;
— результативность и дисциплинированность, развитие полезных навыков;
— развитие лидерских качеств, внешней либо внутренней мотивации и саморегуляции.
В ходе разработки краткосрочного планирования особое внимание было уделено компоненту оценивания. В урочной деятельности использовались различные методы проведения оценивания с максимальным использованием ИКТ-ресурсов, что уже дополнительно развивало навык культуры работы с ИКТ. Особый восторг вызывало проведение оценивания в игровой форме, с использованием соревновательного момента. Использовались следующие интернет-ресурсы такие как CetKahoot.com, LearninApps.org, Edmodo.com и др. Внедрение и использование образовательной социальной сети Edmodo.com сопровождалось поначалу тем, что ученики забывали свои логины либо пароли, что происходило неоднократно на первых порах, но систематическое использование данного ресурса в ходе уроков, выработало у учеников навык слаженности работы, а также навык использования данного ресурса на рефлекторном уровне.
Цель любой учебной программы заключается в достижении всех поставленных задач обучения. Используя различные способы по оцениванию, мы опирались на вышеизложенную систему, что на сегодняшний момент дает положительный результат. Выбор метода оценивания зависит от намеченной цели и типа информации об учениках, которую необходимо получить.
Литература:
1. Интегрированная образовательная программа Назарбаев интеллектуальных школ, 2013
2. Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании //Библиотека «Первого сентября». 2007.Вып. 6 (12)
3. Цукерман, Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? // Управление школой; — 2009. -№ 3
Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, система оценивания, павлодар, интегрированная модель, ученик, оценка, навык, образовательное пространство, Интеллектуальная школа, ребенок.
Источник