Наука теория и методика физического воспитания и развития ребенка

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания
1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания
относится к самому раннему периоду в
истории человеческого общества. Элементы
физического воспитания возникли в
первобытном обществе (Н.И.Пономарев,
1970). Люди добывали себе пищу, охотились,
строили жилье, и в ходе этой естественной,
необходимой деятельности спонтанно
происходило совершенствование их
физических способностей — силы,
выносливости, быстроты.
Постепенно
в ходе исторического процесса люди
обратили внимание на то, что те члены
племени, которые вели более активный
и подвижный образ жизни, многократно
повторяли те или иные физические
действия, проявляли физические усилия,
были и более сильными, выносливыми и
работоспособными. Это привело к
осознанному пониманию людьми явления
упражняемости (повторяемости
действий).Именно явление упражняемос-ти
стало основой физического воспитания.
Осознав
эффект упражняемости, человек стал
имитировать необходимые ему в трудовой
деятельности движения (действия) вне
реального трудового процесса, например
бросать дротик в изображение животного.Как только трудовые действия начали
применяться вне реальных трудовых
процессов, они превратились в физические
упражнения. Превращение трудовых
действий в физические упражнения
значительно расширило сферу их воздействия
на человека, и в первую очередь в плане
всестороннего физического
совершенствования. Далее, в ходе
эволюционного развития выяснилось, что
значительно лучший эффект в физической
подготовке достигается тогда, когда
человек начинает упражняться в детском,
а не в зрелом возрасте, т.е. когда его
готовятк жизни и ктруду
предварительно.
Таким образом, осознание человечеством
явления упражняемости и важности
так называемой предварительной подготовки
человека к жизни, установление связи
между ними послужили истоком появления
подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического
воспитания возникли в Древней Греции
в виде специального обучения молодежи
военным и спортивным упражнениям,
но вплоть до Новейшей истории они
оставались достоянием немногих
представителей привилегированных
классов или ограничивались рамками
военного обучения.
1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
Теория
и методика физического воспитания
являются одной из основных профилирующих
дисциплин в системе профессиональной
подготовки специалистов с высшим
физкультурным образованием. Она
призвана через свое содержание обеспечить
студентам необходимый уровень
теоретических и методических знаний
орациональных путях, методах и приемах
профессиональной деятельности
преподавателя физической культуры,
раскрыть в структуре и содержании этой
деятельности условия успешной реализации
образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач физического
воспитания.
Источниками возникновения и развития
теории и методики физического воспитания
являются [10]:
1) практика общественной жизни. Потребность
общества в хорошо физически
подготовленных людях вызвала стремление
познать закономерности физического
воспитания и на их основе строить систему
управления физическим совершенствованием
человека;
2) практика физического воспитания.
Именно в ней проверяются на жизненность
все теоретические положения, могут
рождаться оригинальные идеи,
побуждающие теорию и методику физического
воспитания к разработке новых положении;
3) прогрессивные идеи о содержании и
путях воспитания гармонически развитой
личности, которые высказывались
философами, педагогами, врачами
разных эпох и стран;
4) постановления правительства о состоянии
и путях совершенствования физической
культуры в стране;
5) результаты исследований как в области
теории и методики физического воспитания,
так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как
правило, начинается с освоения ее
понятийного аппарата, т.е.со
специфических профессиональных терминов
и понятий.
Понятие —это основная формачеловеческого мышления, устанавливающая
однозначное толкованиетого или
иного термина и выражающая при этом
наиболее существенные стороны, свойства
или признаки определяемого объекта
(явления).
К
основным понятиям теории физического
воспитанияотносятся следующие:
1) «физическое воспитание»; 2) «физическая
подготовка»; 3) «физическоеразвитие»;
4) «физическое совершенство»;
5) «спорт».
Физическое воспитание.Это вид
воспитания, специфическим содержанием
которого являются обучение движениям,
воспитание физических качеств,
овладение специальными физкультурными
знаниями и формирование осознанной
потребности в физкультурных занятиях.
Обучение
движениям имеет своим содержанием
физическое образование — системное
освоение человеком рациональных
способов управления своими движениями,
приобретение таким путем необходимого
в жизни фонда двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая
движениями, имеющими смысловое значение,
важными для жизни или спорта
двигательными действиями, занимающиеся
приобретают умения рационально и
полноценно проявлять свои физические
качества. Одновременно с этим они
познают закономерности движений
своего тела.
По
степени освоенности техника двигательного
действия может выполняться в двух
формах — в форме двигательного умения
и в форме навыка. Поэтому часто вместо
словосочетания «обучение движениям»
в практике физического воспитания
используют термин «формирование
двигательных умений и навыков».
Воспитание
физических качеств является не менее
существенной стороной физического
воспитания. Целенаправленное управление
прогрессирующим развитием силы, быстроты,
выносливости и других физических
качеств затрагивает комплекс естественных
свойств организма и тем самым обусловливает
количественные и качественные изменения
его функциональных возможностей.
Все физические качества являются
врожденными, т.е. даны человеку в виде
природных задатков, которые необходимо
развивать, совершенствовать. А когда
процесс естественного развития
приобретает специально организованный,
т.е. педагогический характер, то
корректнее говорить не «развитие», а
«воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания
приобретается также широкий круг
физкультурных и спортивных знаний
социологического, гигиенического,
медико-биологического и методического
содержания. Знания делают процесс
занятий физическими упражнениями
более осмысленным и в силу этого более
результативным.
Таким образом, физическое
воспитание представляет собой процесс
решения определенных воспитательно-образовательных
задач, которому присущи все признаки
педагогического процесса Отличительной
же особенностью физического воспитания
является то, что оно обеспечивает
системное формирование двигательных
умений и навыков и направленное развитие
физически:
качеств
человека, совокупность которых в решающей
мере определяет его физическую
дееспособность.
Физическая подготовка.Термин
«физическая подготовка» подчеркивает
прикладную направленность физического
воспитания к трудовой или иной
деятельности. Различаютобщую физическую
подготовкуиспециальную.
Общая физическая подготовка направлена
на повышение уровня физического развития,
широкой двигательной подготовленности
как предпосылок успеха в различных
видах деятельности.
Специальная физическая подготовка —
специализированный процесс, содействующий
успеху в конкретной деятельности (вид
профессии, спорта и др.), предъявляющей
специализированные требования к
двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки
является физическая подготовленность,отражающая достигнутую работоспособность
в сформированных двигательных умениях
и навыках, способствующих эффективности
целевой деятельности (на которую
ориентирована подготовка).
Физическое развитие.Это процесс
становления, формирования и последующего
изменения на протяжении жизни индивидуума
морфофункциональных свойств его
организма и основанных на них физических
качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется
изменениями трех групп показателей.
1.
Показатели телосложения (длина тела,
масса тела, осанка, объемы и формы
отдельных частей тела, величина
жироотложения и др.), которые
характеризуют, прежде всего, биологические
формы, или морфологию, человека.
2.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие
морфологические и функциональные
изменения физиологических систем
организма человека. Решающее значение
на здоровье человека оказывает
функционирование сердечно-сосудистой,
дыхательной и центральной нервной
систем, органов пищеварения и выделения,
механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств
(силы, скоростныхспособностей,
выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период
становления и роста) большинство
морфологических показателей увеличивается
в размерах, и совершенствуются функции
организма. Затем до 45— 50 лет физическое
развитие как бы стабилизировано на
определенном уровне. В дальнейшем,
по мере старения, функциональная
деятельность организма постепенно
ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться
длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как
процесс изменения указанных показателей
в течение жизни зависит от многих причин
и определяется целым рядом закономерностей.
Успешно управлять физическим развитием
возможно только в том случае, если
известны эти закономерности, и они
учитываютсяпри построении процесса
физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере
определяется законами наследственности,которые должны учитываться как факторы,
благоприятствующие или, наоборот,
препятствующие физическому
совершенствованию человека.
Наследственность, в частности, должна
приниматься во внимание при прогнозировании
возможностей и успехов человека в
спорте.
Процесс физического
развития подчиняется также закону
возрастной ступенчатости.Вмешиваться в процесс физического
развития человека с целью управления
им можно только на основе ‘» учета
особенностей и возможностей человеческого
организма в различные возрастные
периоды: в период становления и роста,
в период наивысшего развития его
форм и функций, в период старения.
Процесс
физического развития подчиняется
закону единства организма и средыи, следовательно, существенным образом
зависит от условий жизни человека.
К условиям жизни, прежде всего, относятся
социальные условия. Условия быта, труда,
воспитания и материального обеспечения
в значительной мере влияют на физическое
состояние человека и определяют развитие
и изменение форм и функций организма.
Известное влияние на физическое
развитие оказывает и географическая
среда.
Большое
значение для управления физическим
развитием в процессе физического
воспитания имеют биологический закон
упражняемостиизакон единства
форм и функцийорганизма в его
деятельности. Эти законы являются
отправными при выборе средств и методов
физического воспитания в каждом
конкретном случае.
Выбирая
физические упражнения и определяя
величинуихнагрузок, согласно
закону упражняемости можно рассчитывать
на необходимые адаптационные перестройки
в организме занимающихся. При этом
учитывается, что организм функционирует
как единое целое. Поэтому, подбирая
упражнения и нагрузки, преимущественно
избирательного воздействия, необходимо
отчетливо представлять себе все стороны
их влияния на организм.
Физическое
совершенство.Это исторически
обусловленный идеал физического
развития и физической подготовленностичеловека,оптимально соответствующий
требованиям жизни.
Важнейшими
конкретными показателями физически
совершенного человека современности
являются [3]:
1)
крепкое здоровье, обеспечивающее
человеку возможность безболезненно и
быстро адаптироваться к различным, в
том числе и неблагоприятным, условиям
жизни, труда, быта;
2)
высокая общая физическая работоспособность,
позволяющая добиться значительной
специальной работоспособности;
3)
пропорционально развитое телосложение,
правильная осанка, отсутствие тех
или иных аномалий и диспропорций;
4)
всесторонне и гармонически развитые
физические качества, исключающие
однобокое развитие человека;
5)
владение рациональной техникой основных
жизненно важных движений, а также
способность быстро осваивать новые
двигательные действия;
6)
физкультурная образованность, т.е.
владение специальными знаниями и
умениями эффективно пользоваться своим
телом и физическими способностями в
жизни, труде, спорте.
На
современном этапе развития общества
основными критериями физического
совершенства служат нормы и требования
государственных программ в сочетании
с нормативами единой спортивной
классификации.
Спорт.Представляет собой собственно
соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней, а также
межчеловеческие отношения и нормы,
ей присущие’.
Характерной
особенностью спорта является
соревновательная деятельность,
специфической формой которой являются
соревнования, позволяющие выявлять,
сравнивать и сопоставлять человеческие
возможности на основе четкой регламентации
взаимодействий соревнующихся, унификации
состава действий (вес снаряда,
соперника, дистанция и т.д.), условий ихвыполнения и способов оценки достижений
по установленным правилам.
Специальная
подготовка к соревновательной
деятельности в спорте осуществляется
в форме спортивной тренировки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В
системе дошкольного образования теория
и методика физического воспитания как
наука об общих закономерностях физического
воспитания и развития личности ребенка
сформировалась сравнительно недавно.
Будучи одной из отраслей педагогики,
она имеет единое содержание и предмет
изучения с общей теорией и методикой
физической культуры.
Цель
физического воспитания ребенка — это
подготовка к жизни, труду, защите
Отечества.
Спецификой
предмета является изучение закономерностей
физического воспитания и управление
развитием ребенка от рождения до семи
лет.
Учитывая
особенности каждого возрастного периода,
теория и методика физического воспитания
дошкольников определяет цель, задачи,
средства, методы и формы организации
педагогического процесса, особенности
руководства им в дошкольных образовательных
учреждениях. Она вооружает практику
необходимыми теоретическими основами,
тем самым способствуя ее совершенствованию.
В
теории физического воспитания
рассматриваются следующие понятия:
физическое развитие, физическое
совершенствование, физическая культура,
физическое воспитание, физическое
образование, физическая подготовленность,
физические упражнения, двигательная
активность, двигательная деятельность,
спорт.
Физическое
развитие
— процесс формирования и последующего
изменения на протяжении индивидуальной
жизни естественных морфофункциональных
свойств организма ребенка и основанных
на них психофизических качеств.
Понятие
«физическое развитие» в более узком
значении обозначает совокупность
некоторых морфофункциональных признаков,
которые характеризуют в основном
конституцию организма и выявляются
посредством антропометрических и
биометрических измерений (показатели
роста, веса, окружности груди, жизненной
емкости легких; состояние осанки; изгибов
позвоночника; измерение свода стопы;
динамометрия; становая сила и другие).
В
более широком смысле слова физическое
развитие предполагает развитие
психофизических качеств (быстроты,
силы, ловкости, гибкости, выносливости
и т.д.).
Физическое
совершенство —
исторически обусловленный уровень
физического развития. Оно является
результатом полноценного использования
физической культуры. Под физическим
совершенством подразумевается оптимальная
физическая подготовленность и гармоничное
психофизическое развитие, соответствующее
требованиям трудовой и других форм
жизнедеятельности. Физическое совершенство
выражает высокую степень развития
индивидуальной физической одаренности,
повышение биологической надежности
организма, согласующейся с закономерностями
всестороннего развития личности и
долголетнего сохранения здоровья.
Критерии физического совершенства
имеют конкретно-исторический характер.
Они изменяются в зависимости от ситуаций
социального развития, отражая реальные
требования общества.
Физическая
культура —
часть общей культуры общества, одна из
сфер социальной деятельности, направленная
на укрепление здоровья, развитие
физических способностей человека;
совокупность материальных и духовных
ценностей общества в области физического
совершенствования человека. Отличительной
особенностью любой культуры является
творческое начало. Следовательно, с
полным правом можно сказать, что под
физической культурой понимается
творческая деятельность, имеющая целью
преобразование, совершенствование
человеческой природы посредством
физических упражнений. Физическая
культура направлена на «окультуривание»
тела, его оздоровление.Формируя культуру
тела, одновременно гармонически развивать
личность ребенка, стимулировать
раскованность и свободу его движений,
активизировать творчество. То или иное
заболевание человека — расплата за
упущенные потенциальные возможности
в развитии психики и тела.
С
момента рождения ребенка его свобода
ограничена условиями того социума, где
он родился и будет жить. Ограничение
свободы действий ребенка приводит к
нездоровью. Для достижения здоровья
необходимо помочь ему адаптироваться
к окружающему миру и быть в гармонии с
ним. Развитие телесной культуры
психофизических возможностей ребенка,
духовности и творчества обеспечивает
состояние относительного здоровья.
Физическая
культура —
широкое понятие, тесно связанное с
физическим воспитанием. ^ Физическое
воспитание — педагогический процесс,
направленный на формирование двигательных
навыков, психофизических качеств,
достижение физического совершенства.
Оно
не только играет важнейшую роль в
формировании физической культуры
ребенка, но и передает ему как
общечеловеческие (универсальные), так
и национально-культурные ценности.
Основы физической культуры усваиваются
ребенком и успешно развиваются и
совершенствуются под воздействием
воспитания. Физическое воспитание
способствует гармоничному развитию
личности ребенка.
^ Физическая
подготовленность —
соответствие уровня развития двигательных
умений и навыков нормативным требованиям
программы.
Физическое
образование — овладение специальными
знаниями, двигательными умениями и
навыками, развитие телесной рефлексии
у ребенка.
Физические
упражнения —
специальные движения, а также сложные
виды деятельности ребенка, применяемые
в качестве средств физического воспитания.
Они используются для совершенствования
жизненно необходимых двигательных
навыков и содействия Духовному развитию
ребенка.
Термин
«упражнение» обозначает неоднократные
повторения Двигательного действия.
Двигательная
деятельность
— деятельность, характеризующая
активность двигательного аппарата
ребенка.
Двигательная
активность
— это основа индивидуального развития
и жизнеобеспечения организма ребенка.
Она подчинена основному закону здоровья:
приобретаем, расходуя. Теория индиви-
дуального
развития ребенка основана на энергетическом
правиле двигательной активности.
Согласно этой теории, особенности
энергетики на уровне целостного организма
и его клеточных элементов находятся в
прямой зависимости от характера
функционирования скелетных мышц в
разные возрастные периоды. Двигательная
активность является фактором функциональной
индукции восстановительных процессов
(анаболизма). Благодаря двигательной
активности ребенок обеспечивает себе
физиологически полноценное индивидуальное
развитие.
Как
дитя природы человек живет и развивается
благодаря потребности в движении. Эта
потребность у него социально направлена
системой воспитания. Таким образом,
двигательная активность носит
биосоциальный характер.
Спорт —
составная часть физической культуры,
система организации, подготовки и
проведения соревнований по различным
комплексам физических упражнений.
Понятия
теории и методики физического воспитания,
их содержание, возникшее в разные
исторические эпохи развития общества,
постоянно совершенствуются, углубляются,
уточняются по мере развития науки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник