Наука изучающая развитие ребенка это педиатрия

Пациент педиатрического отделения
Педиатри́я (греч. παιδός «дитяти» + ἰατρεία «лечение»[1]) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 году в первом российском руководстве «Педиятрика»: «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей»[2]. Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни[3].
Направления в педиатрии[править | править код]
Условно в единой практической науке педиатрии выделяют: профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.
- Профилактическая педиатрия — система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации (профилактические прививки, асептики, профилактика рахита, скрининг-программы на выявление наследственных заболеваний, плановые диспансеризации и др.)
- Клиническая педиатрия имеет основной задачей диагностику, лечение и этапную реабилитацию заболевшего ребёнка.
- Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется на современном этапе педиатр в своей практической работе. Парадигма — дисциплинарная матрица, совокупность признанных всеми научных достижений, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения (Томас Кун).
- Социальная педиатрия рассматривает два круга проблем: 1) оптимальная организация управления здравоохранением, в том числе экономики и планирования; 2) влияние социальных факторов на здоровье детей; практика медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий, взаимоотношений между медиками и общественными организациями, фондами; медицинское образование и воспитание населения.
- Экологическая педиатрия изучает влияние природных факторов на здоровье детей; климатических, географических, а также вредных факторов окружающей среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.).
История[править | править код]
- Первый специализированный Институт детских болезней основал в Вене Макс Кассовиц.
- Одним из основателей русской педиатрической школы стал русский врач Нил Фёдорович Филатов[4].
- Первой в России педиатрической больницей традиционно считается Инфекционная больница № 18 имени Н. Ф. Филатова, которая была открыта 31 декабря 1834 года недалеко от Аларчина моста в Санкт-Петербурге[5][6][7]. Согласно недавно раскрытым архивным источникам[8][9][10], по информации проф. В. Ю. Альбицкого, в одном из зданий московского Императорского воспитательного дома в 1799 году была организована Окружная больница для служителей и питомцев; по мнению автора, «по существу, это был первый педиатрический стационар в России»[11].
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (СПбГПМУ) — старейшее педиатрическое высшее учебное заведение (ВУЗ) в мире — основан в 1925 году, а приём студентов на 1-й курс открыт с 1932 года.
Известные педиатры[править | править код]
См. Категория:Педиатры
Примечания[править | править код]
- ↑ Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
- ↑ Шабалов, 2012, с. 16.
- ↑ Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Первой детской клинике в России сегодня исполнилось 170 лет
- ↑ Первая в России детская больница. Филатовская больница
- ↑ Формирование клинических центров. (недоступная ссылка). Дата обращения 20 августа 2009. Архивировано 30 декабря 2010 года.
- ↑ Материалы для истории Императорского воспитательного дома. — М.: Типография Семена, 1863. — 113 с.
- ↑ Миллер Н. Ф. Из прошлого Московского воспитательного дома. — М.: Типография А. И. Мамонтова, 1893. — 75 с.
- ↑ А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. Р. Долгова, С. А. Шер. От Императорского Московского воспитательного дома до Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. — М.: Союз педиатров России, 2008. — 32 с.
- ↑ Фабрика ангелов Архивировано 10 июня 2013 года.
Литература[править | править код]
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Шабалов Н. П. Детские болезни: Учебник для вузов. В двух томах. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб : Издательский дом «Питер», 2012. — Т. 1. — 928 с. — ISBN 978-5-459-00726-8.
Источник
Предмет
и задачи педиатрии и гигиена
Значение изучения педиатрии и гигиены.
Педиатрия
(от греч. pais,
paidos
– ребенок, iatreia
– лечение) – учение о детских заболеваниях.
Современная педиатрия изучает
закономерности развития детей, причины
и механизмы заболеваний, способы их
диагностики, лечения и предупреждения.
Педиатрия изучает
человеческий организм от рождения, а в
некоторых случаях и от последних месяцев
внутриутробной жизни (недоношенные
дети) до подросткового возраста
включительно и является по существу
медициной растущего организма.
Особенно большое
внимание современная педиатрия уделяет
вопросам профилактики заболеваний,
гигиены детей и подростков.
Гигиена
(гр.hygienos
-целебный, приносящий здоровье) как
наука изучает влияние факторов внешней
среды на развитие и состояние здоровья
детей раннего и дошкольного возраста.
При этом понимается не только материальная
среда, окружающая ребенка, но и коллектив,
в котором он находится, а также методы
воспитания и обучения.
Знание
основ гигиены детей дает возможность
педагогамвоспитателям
и психологам пользоваться научно
обоснованными гигиеническими
рекомендациями по организации всех
составляющих учебно-воспитательного
процесса: режима занятий и отдыха,
питания детей, оборудования, планировки
и благоустройства детских учреждений.
Важная
задача гигиены – разработка мероприятий,
направленных на предупреждение
заболеваний среди детей.
В
современных условиях педагог-воспитатель
должен владеть определенным объемом
медико-биологических знаний. Они нужны
в первую очередь для осуществления
современного медико-педагогического
подхода к проблемам воспитания и
обучения, познания закономерностей
роста и развития человека, охраны
здоровья детей с учетом возрастных
особенностей.
Педиатрия
гигиена обеспечивают работникам
образовательных учреждений возможность
создать соответствующие условия для
восстановления здоровья и развития
детей, имеющих различные функциональные
отклонения, перенесших острое заболевание
или страдающих хроническими болезнями.
Необходимо
отметить также тесную взаимосвязь
педиатрии и гигиены с возрастной
анатомией и физиологией. Воспитатель,
знающий закономерности роста и развития
ребенка, особенности его высшей нервной
деятельности, способен научно обоснованно
строить весь учебно-воспитательный
процесс.
Педиатрия и гигиена
детей изучают следующие основные темы:
• особенности
детей различного возраста;
• здоровье и
физическое развитие детей;
• причины заболеваний
и травматизма у детей, влияние их на
организм, признаки, по которым можно
выявить заболевание у ребенка;
• гигиена физического
воспитания – (требования к местам
проведения занятий, оборудованию,
организации закаливания)
• гигиенические
основы питания как источник здоровья
и нормального физического развития
детей;
• гигиена окружающей
среды;
• профилактика
болезней детей и первая помощь при
несчастных случаях и травмах;
• гигиеническое
воспитание детей, санитарное просвещение
родителей и персонала.
Связь педиатрии
и гигиены детей с другими науками
Обе науки –
педиатрия и гигиена детейт– основываются
на опыте и достижениях анатомии,
физиологии, медицины, педагогики,
психологии и других наук. В частности,
знания в области анатомии и возрастной
физиологии, законы высшей нервной
деятельности позволяют правильно
подойти к разработке всех вопросов
гигиены и воспитательно-образовательного
процесса детей раннего и дошкольного
возраста.
Гигиена изучает
влияние разнообразных факторов внешней
среды на реакции организма, что можно
сделать только применяя физиологические
методы исследования.
Важная задача
педиатрии и гигиены – профилактика
заболеваний в дошкольных учреждениях.
Чтобы успешно осуществлять эту задачу,
надо хорошо знать причины возникновения
болезней у детей, способы их передачи,
симптомы, по которым можно их распознать.
При разработке профилактических
гигиенических мероприятий необходимо
опираться на данные разных наук:
эпидемиологии, офтальмологии,
отоларингологии и др., что позволяет
создать благоприятные условия для
развития детей, перенесших острые
инфекции, страдающих функциональными
отклонениями или хроническими
заболеваниями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
отечественной
педиатрии. Периоды детского возраста.
Связь периодов детства и
возрастной
патологии. ЛЕКЦИИ
(САМАЯ ПЕРВАЯ)
АФО
ребенка, методич приемы обследования
и семиотику поражения органов изучает
пропедевтика.
Педиатрия
изучает закономерности развития детей,
причины и механизмы заболеваний, способы
их распознавания, лечения и предупреждения.
Целью
педиатрии является обеспечение всем
детям благоприятных условий для
достижения заложенного в них природного
потенциала развития, а в случае
возникновения заболевания – сохранение
и возвращение состояния здоровья.
Условно
педиатрию можно подразделить:
Профилактическая
педиатрия
– это система мероприятий для
предупреждения заболеваний и инвалидизации.
Клиническая
педиатрия
предполагает диагностику, лечение и
этапную реабилитацию больного ребенка.
Социальная
педиатрия
нацелена на предупреждение патологии
роста и развития ребенка.
Экологическая
педиатрия –
относительно новая развивающаяся наука,
изучающая влияние на детский организм
антропогенных экологических воздействий.
Педиатрия
как самостоятельная дисциплина в России
взникла в 19веке. Первой больницей была
Николаевская больница в СПБ в 1834 г,
позднее стала имени Филатова. Вторая в
1842 в Москве, тоже имени Филатова позднее.
В 1844 в СПБ Елизаветинская больница,
позже имени Пастера.
В
1869 была построега больница по спец
программе имени принца Ольденбургского,
ныне Раухфуса. К 20веку было 25 больниц.
В 1876 больница имени Владимира.
Основоположник
педиатрии в России — Хотовицкий Степан
Фомич. Первое руководство — 1847, Педиатрика.
Первый курс детских болезней был в 1836
году по физиологии, патологии и детским
инфекциям. «Единение теорет. и практ.
обучения студентов у постели больного».
Периоды
детского возраста: 1 подготовительный
— формир наследств, здоровья гамет и
предконцепционный период (2-4мес), 2
внутриутробный — собственно зародышевый
(8 дней) где проявлятся разные аномалии
генов и хромосом, период имплантации
(2дня) где могут проскочить пороки
развития, аплазии и гипоплазии,
эмбриональный ериод (5-6 недель) где
возникают эмбриопатии или уродства,
эмбриофетальный период (2 недели), пр-т
формирование вн.органов, кроме цнс и
эндокринки, форм плаценты, могут произойти
нарущения плацентарного кровообращения
и возникнуть аномалии вн.органов,
фетальный период с 9 недели, ранный и
поздний, в раннем может возникнуть
задержка роста, в позднем преждевременные
роды. Интранатальный период — от схваток
до перевязки пуповины. Можно травмиовать
НС, нарушить пуповинное кровообр,
расстр.дыхания. 3 постнатальный —
неонатальный ранний (до 7 суток) и
неонатальный поздний до 28 дня. Грудной
возраст до 12 месяцев. Преддошкольный
1-3 года, риск респираторных инфекций,
отравлений, травматизации, тонзиллиты
адоноидиты и др. Дошкольный — до 6 лет,
первые нарушения осанки при нагрузках,
травмы, аллергии, инфекции. Младший
школьный — 7-11, соверш. моторика, форм
прикус, половой деморфизм могут быть
хронич инфекции, наруш зрения, физ
развития. Старший школьный — 12-18 — половое
созревание, ростовой скачок, н-я обмена
веществ, эндокринки, созревания,
вегетатики, ъронич соматич патологии.
Классификация
Аршавского И.А.
Неонатальный
этап развития
– от рождения до окончания вскармливания
молозивным молоком
2.
Период лактотрофного питания
– до введения густого прикорма
3.
Период сочетания молочного питания и
прикорма
– до реализации позы стояния
4.
Преддошкольный возраст
– освоение локомоторных актов,
формирование ходьбы и бега
5.
Дошкольный возраст
–до появления первых постоянных зубов
6.
Младший школьный
– до первых признаков полового созревания
7.
Старший школьный
– до завершения полового созревания
2.Физическое
развитие –определение. Основные законы
роста детей. Изменение длины и массы в
процессе роста и развития детей, изменение
пропорций тела, типа телосложения в
процессе роста. Факторы, определяющие
рост детей (генетические, средовые,
роль эндокринной и нервной системы и
др.). Особенности физического развития
подростков, возникающие под влиянием
перестройки эндокринной системы. Понятие
об акселерации и ретардации развития
детей. ЗДЕСЬ
Под
термином «физическое
развитие»
подразумевают динамический процесс
изменений размеров тела, его пропорций,
телосложения, мышечной силы и
работоспособности.
К
показателям физического развития
относятся:
Рост
Окружность
головыОкружность
ГКЗубы
Половое
созревание
Морфо-функциональный
статус — масса
Оценка
физического статуса ребенка включает
в себя такие критерии, как рост и развитие.
Понятие «рост» характеризует количественные
показатели – увеличение массы, длины
тела, объема органов. В свою очередь,
под «развитием» понимают качественные
показатели, то есть морфологические и
функциональные изменения в организме,
его органах и системах.
Законы
роста:
уменьшение
скорости роста со временем
неравномерность
изменения скорости роста
—
период первой «полноты» или первого
«округления» происходит с 1-го по 4-й
годы жизни. Характеризуется преимущественными
прибавками массы над длиной тела;
—
период первого «вытягивания» наблюдается
с 5-го по 7-й годы жизни. Рост длины тела
преобладает над массой;
—
период второй «полноты» или второго
«округления» наступает с 8-го по 10-й годы
жизни;
—
период второго «вытягивания» отмечается
с 11 до 15 лет;
—
период очень замедленного роста – с 15
до 20 лет.
изменение
пропорций тела с возрастом или
краниокаудальный градиент
Происходит
уменьшение высоты головы, составляющей
у плода 8 недель гестации 1/2 длины тела,
в 20 недель – 1/3, у новорожденного и
грудного ребенка 1/4, от 1 до 4 лет – 1/5, от
5 до 7 лет – 1/6, от 8 до 10 лет – 1/7, старше
10 лет – 1/8 длины тела. При относительном
постоянстве длины туловища (40% длины
тела) отмечается относительно превалирующий
рост конечностей. В процессе роста
смещается средняя точка тела, а также
соотношение верхнего и нижнего сегментов
тела.
Половая
специфичность роста
мальчики
выше, девочки раньше
Динамика
показателей массы и длины тела у детей
первого года жизни
в
4 месяца масса тела удваиваетсяв
1 год масса тела утраиваетсяДлина
в первый год – 1мес – 3, 2 мес – 3, 3 мес –
2,5, 4 мес – 2,5. 5,6,7,8 – по 2 см, далее по
1,5. За год длина тела на 25 смв
1 год масса тела =10,5 кг
длина
тела =75 см
За
второй год жизни длина тела увеличивается
на 1/2 от прибавки за первый год (на
12-13 см)За
третий год – на 1/3 (на
7-8 см)За
четвертый год – на 1/4 (на
5-6 см)В
4 года рост в среднем 100
смСтарше
4 лет прибавка в росте – 6 см в год
100
+ 6(n-4)
Окружность
головы при рождении – 34-36см, к 1 году –
46 см, к 5 годам – 50 см, к 10 годам – 55см.
При рождении окружность головы больше
окружности грудной клетки, к 1 году –
наоборотМасса
в первый год – 1мес 600, 2 мес – 800, 3 мес –
800, 4 мес- 750, 5 мес – 700, за год – 7150г
Рост
и развитие ребенка регулируются
генетическими и нейроэндокринными
факторами.
инсулин,
эпидермальный фактор роста, тироксин,
гены, плацентарный лактоген, гормоны
плаценты, маточный кровоток, тиреоидные
гормоны, СТГ, адрогены.
В
первые 5 проявляется наибольший ростовой
эффект тиреоидных гормонов, способствующих
остеогенезу и скелетному созреванию.
После 2-х лет усиливается активность
доли гипофиза, повышается выделение
СТГ. В пубертатном периоде половые
гормоны. Андрогены обладают анаболическим
действием, ускоряют рост и усиливают
развитие мышечной ткани. Эстрогены в
физиологических дозах ускоряют рост в
пубертатном периоде, а в больших
количествах тормозят и прекращают
линейный рост.
Из
факторов, угнетающих процессы роста,
следует отметить соматостатины, которые
подавляют выработку гипоталамического
рилизинг-гормона. Глюкокортикоиды также
подавляют процессы роста посредством
угнетения синтеза белка, а так же проблемы
во время беременности.
Центильные
таблицы
МЕТОДИКА
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Измерение
длины тела
Длину
тела у детей первых 2 лет жизни измеряют
с помощью специального ростомера в виде
доски с сантиметровой шкалой (рис. 2-7 на
вклейке). Макушку ребёнка необходимо
плотно прижать к неподвижной поперечной
планке ростомера. Голову фиксируют так,
чтобы нижний край глазницы и верхний
край наружного слухового прохода
находились в одной вертикальной
плоскости. Ноги ребёнка распрямляют
лёгким нажимом на колени, подвижную
планку ростомера плотно прижимают к
пяткам (пальцы ребёнка расположены
вертикально вверх).
Измерение
массы тела
Массу
тела грудного ребёнка определяют на
специальных детских электронных весах
с максимально допустимой нагрузкой до
10 кг и точностью измерения до 1 г.
Определение массы тела детей старшего
возраста проводят утром натощак на
специальных медицинских весах с точностью
до 50 г.
Измерение
окружности головы и груди
Окружность
головы и груди измеряют с помощью мягкой
сантиметровой ленты. Для определения
окружности головы ленту накладывают
сзади на наружный затылочный выступ,
спереди проводят по надбровным дугам
(рис. 2-8 на вклейке). Ленту слегка
сдавливают, чтобы прижать волосы. Для
измерения окружности груди ленту
помещают сзади под нижние углы лопаток
при отведённых в сторону руках, а спереди
проводят над сосками. Разница не больше
2 см!
Нормальное
физическое развитие (среднее гармоничное)
— длина тела ребёнка соответствует его
возрасту (?5-10%), а масса соответствует
длине.
• Диспропорциональное
(дисгармоничное) физическое развитие
не соответствует возрасту при отклонении
в длине или массе тела более чем на 10%.
Соседние файлы в папке К экзамену
- #
- #
- #
- #
- #
Источник