Наука изучающая факты и закономерности психического развития ребенка

Научение, осуществляемое через словесные воздействия вербальное обучение
Научить слушать можно применяя дополнительные методические приемы …повторное чтение текста, отдельных частей его
Научно постановленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сапоставляемый с аналогическим опытом в других условиях или на другом контрольном обьекте-это эксперимент
Научное мировозрение позволяет личности Правильно воспринимать и осмысливать явления окружающей действительности
Научности и доступности, систематичность и последовательности,
целенаправленности единства чувственного , логического и практики, прочности сознательности и активности принципы обучения
Начинается утренняя гимнастика со строевых упражнений
Не заменимую роль в передаче конкретного сюжета является накопленные жизненные наблюдения и впечатления
Не относится к видам мышления распределенное
Не относятся к формам коллективной познавательной деятельностивосприимчивость, податливость обучения
Не стандартные формы занятий занятия конференция, занятие – концерт, интегрированное занятие
Не является структурным компонентом процесса обучениязакономерности обучения
Небольшое жив-е, покрытое мягкой пушистой шерстью, длинные уши, тупая морда, торчащие в стороны усы кролик
Небольшое животное, покрытое мягкой пушистой шерстью, длинные уши, тупая 34 Небольшое животное, покрытое мягкой у морда, торчашие в стороны усы кролик
Небольшое животное, покрытое мягкой пушистой шерстью, длинные уши, тупаа морда, торчашие в стороны усы кролик
небольшое животное, с красивой мягкой шерсткой и пушистым хвостом, хорошо видит в темноте, любит мышей кошка
Небольшой участок земли, отличающий от других участков по своей структуре, ограниченный естественными рубежами ландшафт
Небольшой экран, покрытый фланелью, и фигурки персонажей сказки, рассказа, стиха, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань что на экране назыв фланелеграф
Невербальным средством общения не является речь
Недостаточная подготовка … деятельности затрудняет усвоение дошкольниками математического материала мыслительной
недостаточная подготовка..деятельности затрудняет усвоение дошкольниками математического материала
Незаменимую роль в передаче конкретного сюжета является умение создать рисунок
незаменимую роль в передаче конкретного сюжета является.. накопленные жизненные наблюдения и впечатления
Необходимое условие при обучении малышей лепке использование Игровых приемов
Необходимое условие при обучении малышей лепке использование:
игровых приемов
Необходимое условие при обучении малышей лепке использование:игровых приемов
Необходимый материал для занятии подготавливается воспитателем с учетом: вида изобразительной деятельности
Непосредственное целостное отражение предметов и явлений в совокупности их признаков и свойств восприятие
Непосредственное целостное отражение предметов и явлений в совокупности их признаков и св-в восприятие
нервная система состоит из центрального и перефирического отделов
Нервные пути проводящее нервное возбуждение от периферии к центру афферентными
Неспособность правильно определять причины и следствия происходящих явлений в дошкольном возрасте является…особенностью речи
Нестандартные формы занятий занятие- конференция, занятие- концерт, интегрированное занятие
Нестандартные формы занятийзанятие-конференция,занятие-концерт,интегрированное занятие
нетрадиционный изобразительный материал для рисования в старшем дошкольном возрасте свеча
Нетрадиционный изобразительный материал для рисования в старшем дошкольном возрасте:свеча
Нетрадиционный способ рисования в подготовит. группе с использованием свечки(восковые мелки
Рекомендуемые страницы:
Источник
Предмет детской психологии
В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:
- детскую психологию;
- психологию младших школьников;
- психологию подростков;
- юношескую психологию;
- психологию зрелости;
- геронтопсихологию.
Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.
У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.
Постоянное движение вперед, появление качественно нового, поэтапный переход от простых реакций к осмысленным, сложным действиям, овладение речью, проявление самостоятельности, воображения — это факты, которые характеризуют развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих научных выводов детская психология.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Дети одного возраста имеют индивидуальные различия, но все они проходят определенные этапы развития, которые характеризуются определенной психологической спецификой.
Определение 1
Предмет детской психологии — психическое развитие ребенка.
Психическое развитие детей включает в себя:
- развитие деятельности;
- развитие психических процессов;
- формирование ребенка-личности.
Ребенок в процессе своего развития осваивает различные виды деятельности:
- предметную деятельность;
- игровую деятельность;
- продуктивные виды функционирования;
- элементы трудовой и учебной деятельности.
В каждой возрастной стадии один из видов деятельности становится главенствующим и определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, а совершенствование психики в данной деятельности.
По мере развития ребенка, происходит зарождение, изменение и совершенствование внимания, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, речи, воли ребенка. Психические процессы становятся более произвольными.
В процессе взросления у детей формируются устойчивые психологические качества, определяющие их поведение и поступки, позволяющие оценить себя. Дошкольник старшего возраста — это личность с собственными определенными намерениями, потребностями, со своим, возможно еще не устоявшимся, отношением к окружающему миру. Таким образом, в процессе развития изменяются виды ориентации ребенка в окружающей его действительности, формы психорегуляции деятельности, меняется его место в социуме. Ребенок из беспомощного существа превращается в субъект многообразной деятельности.
Определение 2
Детская психология — это наука, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента его рождения до школьного возраста: развитие деятельности, протекание психических процессов и формирование личности.
На сегодняшний день многие ученые пытаются расширить предметную область детской психологии путем введения в исследования периода внутриутробного развития. Но все же внутриутробное развитие ребенка подчиняется, прежде всего, биологическим закономерностям, а развитие ребенка после рождения происходит в социальных условиях, во взаимодействии не только со своей матерью, но и с другими людьми.
Задачи детской психологии
Задачи, стоящие перед детской психологией заключаются в следующем:
- накопление фактов, которые характеризуют психическое развитие ребенка, что обусловлено зависимостью психического развития от условий жизни и воспитания детей;
- прослеживание происходящих изменений в психике ребенка и раскрытие закономерностей психического развития;
- изучение развития психических процессов у детей на различных этапах взросления;
- исследование влияния различных видов деятельности на развитие психики ребенка;
- формирование личности в онтогенезе;
- контролирование процесса развития психики детей.
Источник
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- • предмет и основные понятия детской психологии, термины «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность», «сензитивный период», «возрастной кризис»;
- • законы и движущие силы психического развития детей;
уметь
- • характеризовать детерминанты и периодизации психического развития детей;
- • определять основные категории детской психологии как науки;
- • описывать стратегии исследования психики ребенка;
владеть
- • способами организации исследования по детской психологии;
- • методами, которые используются при изучении детской психики.
Психическое развитие детей как предмет детской психологии
Детство – это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.
Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии. Детская психология – это наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств. Все задачи детской психологии можно условно разделить на три группы:
- • научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом;
- • диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики;
- • развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.
Первую группу задач можно назвать академическими, теоретическими, остальные задачи являются прикладными, наиболее приближенными к практике. Прикладные задачи решаются в рамках детской практической психологии. Основной задачей детской психологии является описание и объяснение особенностей психического развития детей. Каждый ребенок – эго уникальная индивидуальность со своими неповторимыми индивидуальными психологическими особенностями. Тем не менее дети определенного возраста имеют определенные общие психологические особенности, присущие всем представителям данной возрастной категории. Эти психологические особенности и закономерности и изучает детская психология. При решении своих задач детская психология использует тесные и взаимные междисциплинарные связи – связи с другими науками. С одной стороны, она использует данные философии, культурологии, морфологии и физиологии нервной деятельности, возрастной психологии и общей психологии и даст эмпирический, практический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогических наук и практической психологии.
В детской психологии выделяют два типа психического развития: преформированный и непреформированный. Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее определены закономерности, которые определят развитие ребенка в течение некоторого времени, например, пренатальное (внутриутробное) развитие. Непреформированный тип – это развитие, когда процесс задан не изнутри, а извне и определен уровнем развития общества и спецификой ближайшего социального окружения, в котором ребенок находится. Детское развитие представляет собой главным образом непреформированный тип развития. Специфическая особенность психического развития ребенка заключается в том, что оно подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам, происходит не как реализация врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка. Недостаточно родиться человеком, чтобы сформироваться развитой личностью. Для полноценного психического развития необходимы благоприятные социальные условия, общение со взрослыми, с помощью которых ребенок овладевает культурно-историческим опытом. Без общения со взрослыми невозможно полноценное психическое развитие ребенка. Доказательством этого служат многочисленные примеры развития так называемых детей-маугли, которые по тем или иным причинам оказались изолированными от человеческого общества и развивались среди животных. К сожалению, все чаще детей-маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а в городах и деревнях, и это в наше время. Чаще всего их находят по чистой случайности и только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.
Практический пример
В Волгограде в 2008 г. был обнаружен мальчик, который понимает птичий язык. Семилетнего малыша забрали у 31-летней матери. Мальчик жил вместе со своей матерью в двухкомнатной квартире, которая была заставлена клетками с птицами и перепачкана пометом. Женщина содержала домашних птиц и подкармливала диких. Установлено, что мать ребенка не била, кормила, но почему-то вообще не общалась с сыном. Поэтому ребенок обучился языку птиц. Когда с малышом заговаривал и педагоги, он чирикал. При этом он размахивал руками, подражая взмахам птичьих крыльев. Вскоре после изъятия мать написала заявление об отказе от ребенка. Мальчик был переведен в центр психологической реабилитации.
Лев Семенович Выготский (1896-1934) сформулировал ряд законов психического развития:
- 1) закон цикличности, психическое развитие характеризуется определенным ритмом и темпом, который меняется в разные возрастные периоды. Циклы интенсивного развития сменяются циклами замедленного развития, и наоборот. Эти циклы присущи и отдельным психическим функциям и развитию психики в целом;
- 2) закон метаморфозы в развитии: развитие психики представляет собой цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;
- 3) закон неравномерности, развитие психики происходит неравномерно, непропорционально. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный, наиболее благоприятный период развития – сензитивный период;
- 4) закон сочетания эволюции и инволюции в развитии: прогрессивное развитие сопровождается определенными регрессивными изменениями в психике;
- 5) закон развития высших психических функций•, высшие психические функции возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества со взрослыми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.
Динамику психического развития можно представить следующим образом.
- 1. К началу каждого возрастного этапа складывается определенная социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях, неповторимое взаимоотношение ребенка с окружающей действительностью.
- 2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его виды деятельности, среди которой особое значение имеет ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований.
- 3. Психологические новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений, социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период – возрастной кризис – это период, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующийся резкими психическими изменениями, системными качественными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.
Психическое развитие происходит в обучении – организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой для достижения им той идеальной формы, которой он должен достичь в своем возрасте. Связь обучения и развития психики Л. С. Выготский отразил в понятии зоны ближайшего развития, которую он понимал как расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его потенциального развития при содействии и помощи взрослых. То, что на прошлом этапе ребенок выполнял с помощью взрослого, в дальнейшем он должен выполнять самостоятельно. Обучение можно считать эффективным, если оно создает зону ближайшего развития и тем самым ведет за собой развитие. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о первостепенном значении обучения в психическом развитии ребенка.
Источник