Научные принципы изучения развития ребенка

Научные принципы изучения развития ребенка thumbnail

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития здорового человека и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В связи с этим выделяют: детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Объект ВП – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. ВП ставить своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет ВП – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

В отечественной психологии основные задачи ДВП были определены Л.С. Выготским.

Теоретические задачи ВП:

ü изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

ü периодизация психического развития в онтогенезе;

ü изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

ü установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

ü исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практическое значение ВП связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи ВП:

ü определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

ü создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

ü возрастная и клиническая диагностика;

ü выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

ü наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

2. Научные принципы изучения развивающегося ребенка.

Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т. е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты.

Принципы методологии:

1. объективность (требование объективности изучения явлений осуществляется в методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка и формируется, и проявляется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности. В данном случае при рассмотрении методов психологического исследования важно подчеркнуть, что о внутренней психической жизни ребенка мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам детского творчества и т. д.);

2. принцип генезиса (изучающие явления нужно рассматривать как процесс. Для детской психологии чрезвычайно важен и принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Согласно данному принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Генетический принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности.);

3. принцип развития – диалектического развития (изучать все явления с позиции: все взаимосвязано, все взаимообусловлено, все взаимодействует. Изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.);

4. принцип системности (все явления имеют свою систему и иерархию);

5. принцип детерминизма (принцип причинности и обусловленности. Детерминизм (в психологии) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.);

6. принцип активности (все психические процессы, свойства, состояния – продукт взаимодействия с миром, сами являются активными);

7. принцип единства психики, сознания, деятельности (психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.).

Источник

    Детская
    психология

    наука, изучающая факты и закономерности
    психического развития ребенка: развития
    его деятельности, развития психических
    процессов и качеств и формирования его
    личности. Детская психология изучает
    ребенка.

    Детская психология
    как наука о психическом развитии ребенка
    зародилась в конце XIX в. Началом этому
    послужила книга немецкого ученого-дарвиниста
    В. Прейера
    «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер
    описывал результаты ежедневных наблюдений
    за развитием своей дочери, обращая
    внимание на развитие органов чувств,
    моторики, воли, рассудка и языка.

    Данной проблемой
    занимались теорию трех ступеней детского
    развития (К. Бюлер), психоаналитическую
    концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию
    (Ж. Пиаже). (Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова)

    Детская психология,
    наряду с другими науками (педагогикой,
    физиологией, педиатрией и пр.), изучает
    ребенка, но имеет свой особый предмет,
    в качестве которого выступает развитие
    психики на протяжении детства. Детство,
    по периодизации, принятой в отечественной
    психологии (Д.Б. Эльконин), охватывает
    три большие эпохи: раннее детство —
    возраст от рождения до 3 лет, детство —
    от 3 до 10 лет и отрочество.

    Предмет: закономерности
    психического и социального развития
    ребёнка, особенности его поведения,
    взятые в их возрастной целостности.

    Задачи: — предпосылки
    и условия психического развития ребёнка;
    — исследование специфики различных
    видов деятельности ребёнка; — изучение
    особенностей поведения, формирования
    устойчивых черт характера; — изучение
    возрастных особенностей и закономерностей
    протекания психических процессов
    (мышление, память, речь и т.д.)

    1. Принципы изучения психики ребенка.

    Специфика
    методов детской психологии определяется
    спецификой ее объекта. Таковым выступает
    развитие психики_ребенка от
    рождения до семи лет. ПРИНЦИПЫ:

    1)
    гуманизма и
    педагогического оптимизма
    .
    Главное содержание его выражается в
    требовании «Не навреди!» Психолог
    должен, прежде всего знать психологические
    особенности, причины поведения ребенка,
    тактично, чутко, уважительно относиться
    к ней, верить в ее будущее.

    2)
    научности и
    объективности
    .
    Этот принцип предусматривает изучение
    психического развития, его механизмов
    и закономерностей согласно основам
    детской психологии, а не других наук
    или по аналогии с психических особенностей
    взрослого. При этом важно учитывать
    законы и закономерности детского
    развития, особенности детской психики
    на каждом возрастном этапе.

    3)
    детерминизма.
    Любое психическое явление взаимосвязано
    с другими, объясняется комплексом
    внешних и внутренних причин: условиями
    жизни, воспитанием, особенностями
    социального окружения, характером
    общения ребенка со взрослыми и
    сверстниками, спецификой ее деятельности
    и активности

    4)
    единства
    сознания и деятельности
    .
    Сознание формируется в деятельности,
    «руководит» ею, а усложнения
    деятельности, освоение новых ее видов
    обогащает и изменяет сознание. Это
    означает, что изучать сознание можно
    опосредованно, через изучение деятельности
    ребенка;

    5)
    развития
    психики, сознания в деятельности
    .
    Все психические особенности ребенка
    находятся в становлении, основным
    условием их проявления и развития
    является деятельность. Она не только
    выступает одним из условий развития
    психики, но и одним из путей ее изучения.
    Поэтому для изучения психических
    особенностей ребенка нужно организовать
    соответствующую деятельность (творческое
    воображение, например, можно зафиксировать
    в рисовании или при составлении сказок);

    6)
    историзма
    (генетический подход к изучению психики
    ребенка). При изучении явлений детской
    психологии необходимо с выяснять, как
    они возникли, развиваются и изменяются
    под влиянием взаимодействия ребенка
    со взрослым, ее деятельности и общения
    со сверстниками.

    7)
    комплексности,
    системности и последовательности
    .
    Изучение ребенка должно происходить
    последовательно, через определенные
    промежутки времени. При этом необходимо
    исследовать не отдельные параметры, а
    прослеживать все аспекты развития,
    чтобы не только контролировать, но и
    прогнозировать его переход, ставить
    педагогические задачи. Важно также
    определить место каждого качества в
    структуре психики, ее взаимосвязь с
    другими сторонами психического развития

    8)
    тщательности
    и регулярности
    .
    Соблюдение его предусматривает детальное,
    системное отслеживание процесса
    формирования психики детей с использованием
    соответствующих методов исследования;

    9)
    возрастного,
    индивидуального и личностного подхода
    .
    Общие законы психического развития
    проявляются у каждого ребенка
    индивидуально, своеобразно и неповторимо.
    Каждый ребенок усваивает речь, учится
    ходить, действовать с предметами, при
    этом путь ее развития остается
    индивидуальным.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Студопедия

    КАТЕГОРИИ:

    Научные принципы изучения развития ребенка

    Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

    Поиск наиболее эффективных методов изучения психики ребенка предполагает разработку методов, которые позволили бы исследователю получить более точную информацию обособенностях детского развития на том или ином возрастном этапе.

    В настоящее время, когда речь заходит о методах детской психологии, имеют в виду две группы методов: методы воздействия и методы исследования. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать в них определенные изменения. Методы исследования также способны вызвать те или иные изменения. Однако эти изменения выступают как «невольное или непланируемое последствие», влияние которых не предполагается учитывать.

    Принцип объективности, принципы причинности, принцип тщательности и регулярности — тот набор принципов, которыми должен руководствоваться исследователь в процессе изучения психики и поведения ребенка.

    Принцип объективности требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию. Например, можно сказать, что во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя.

    Принцип причинности требует, по словам Д.Б. Эльконина, изучения по возможности всех условий, определяющих возникновение новых качеств личности ребенка, его сознания.

    Так, если замечено, что ребенок во время занятия постоянно стремится направить свой взор всторону окна, необходимо найти как можно больше возможных объяснений такого поведения: что-то за окном привлекло его внимание; слова воспитателя вызвали какую-то ассоциацию, которую ребенок попытался увидеть за окном; движение было непроизвольным в ответ на какие-то размышления, вызванные сообщением воспитателя; материал, рассматриваемый на занятии, ребенку давно известен.

    Среди причин могут быть названы также усталость и неустойчивость внимания, что в дошкольном возрасте рассматривается вполне обычным явлением.

    Принцип тщательности и регулярности предполагает тщательное прослеживание процесса формирования психики детей при активном специально организованном руководстве этим процессом со стороны психологов и педагогов. Принцип тщательности и регулярности требует отисследователя не только тщательного отбора методов исследования.

    Заранее должны быть

    а) определены место и время проведения исследования; б) составлена выборка исследования. Так, еще до начала исследования необходимо определить список детей, особенности развития которых следует изучить. Необходимо определить, когда именно будет проводиться исследование (на занятии, во время свободной игры детей, на прогулке), с указанием временных интервалов и конкретных дней недели. Определив все перечисленные параметры, не следует от них отступать входе исследования. В ином случае будет нарушен принцип объективности. Не следует под влиянием каких-либо субъективных причин, сделав преждевременные выводы, останавливать или вовсе прекращать дальнейшее изучение детского развития.

    Например, вы решили выяснить истинную причину, по которой ребенок смотрит в окно во время занятий. Для этого, всоответствии с принципом причинности, необходимо составить достаточно длинный перечень возможных причин такого поведения ребенка. Далее тщательному изучению должна быть подвергнута каждая причина, названная вами.

    Следует подумать о методах исследования. Так, можно использовать метод наблюдения, чтобы ответить на вопрос о том, как часто такая форма поведения ребенка имеет место, на каких именно занятиях, у какого именно воспитателя она появляется. Можно использовать специальные диагностические методики для того, чтобы выявить особенности внимания данного мальчика (или девочки), изучить уровень его утомляемости, уровень его знаний в той или иной области действительности.

    Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Научные принципы изучения развития ребенка

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Рекомендуемые страницы:

    Читайте также:

    Источник

    Краткое описание документа:

    Принципы изучения психики дошкольника

    Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, необходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

    Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!», т.е. не нанеси какой-либо ущерб ребенку, его здоровью, психическому состоянию, социальному статусу и т.д. К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его. Изучение ребенка проводится прежде всего с целью тщательного контроля за ходом психического развития, для того чтобы как можно раньше обнаружить и исправить возможные отклонения. К тому же нужно верить в будущее ребенка. Исследование предполагает не только установление уровня его развития, но и выявление скрытых резервов. Важно установить не только то, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, т.е. достигнутый уровень развития, но и потенциальные возможности влияния на этот процесс, в том числе исходя из понятия зоны ближайшего развития. Ее составляет область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективы развития ребенка. Следует учитывать характер и объем помощи, которую оказывает ребенку взрослый, педагог, исследователь.

    Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять законы детского развития и особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Поэтому исследователю, педагогу необходимо быть психологически компетентным, знать детскую психологию, а также не допускать предвзятого отношения как к отдельному ребенку, так и к детской группе. Выбранные для исследования методы должны соответствовать его целям, условиям организации, а также возрасту, полу детей.

    Принцип всесторонности и целостности исходит из того, что целостность человеческого развития является его специфическим качеством. Поэтому психическое развитие представляет собой не просто сумму развития отдельных изолированных способностей. В нем проявляется единство развития человека как индивида, личности, субъекта познания, деятельности, общения, как индивидуальности.

    Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени и не только психологами, но и педагогами, врачами, родителями. При этом исследуются не отдельно определенные параметры, а целенаправленно прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества, свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно, одно качество непременно влечет за собой другое. Поэтому нельзя делать заключение о развитии ребенка только на основании исследования его внимания, памяти или каких-либо других отдельно взятых психических функций.

    Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин внешнего и внутреннего порядка. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в особенностях его собственной активности и деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в предшествующих этапах его развития.

    Источник