Научно практическая конференция детский сад будущего условия развития успешного ребенка
Пост-релиз
Научно-практическая конференция с международным участием
«Детский сад будущего:
условия развития успешного ребенка»
31 марта 2017 года кафедрой дошкольного образования Института детства
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования была
проведена шестая традиционная научно-практическая конференция с международным
участием «Детский сад будущего: условия развития успешного ребенка» (далее
Конференция) в рамках XVI специализированной выставки товаров и услуг для детей
и семей «Планета детства».
В конференции приняли участие более 350 человек, среди
которых представители Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ярославля, Перми и
других городов России, а также представители зарубежных стран (США, Молдавия,
Эстония, Казахстан, Белоруссия и др.).
Основной идей конференции,
которая проходила лейтмотивом через все ее мероприятия, стало признание
необходимости комплексного изучения актуальных проблем современного детства.
Поскольку только такое, комплексное изучение позволяет сегодня сформировать адекватный
портрет ребенка дошкольного возраста, понять особенности возрастной динамики
его развития и на этой основе формировать новые эффективные модели воспитания,
развития, социализации наших дошкольников на основе уже существующих, важно
было обсудить основные подходы к типам воздействия на личность ребенка, для
того, чтобы определить условия наибольшего благоприятствования раннему развитию
его задатков и способностей.
Эта идея реализовывалась в цели конференции –
обсуждение проблем и поиск ответов на вопросы соотношения традиций и инноваций
в современном дошкольном образовании, направленных на восприятие и поддержку
успешной личности воспитанника ДОО, что необходимо сохранять в отечественном
дошкольном образовании, какие инновационные модели, формы, методы позволят
достичь качественно нового уровня координации усилий всех субъектов воспитания
в условиях современных требований к дошкольному образованию.
В рамках конференции были рассмотрены шесть основных
проблем:
1)
портрет
успешного дошкольника: поиск, возможности, перспективы;
2)
педагог
– ключевая фигура создания условий развития успешного ребенка;
3)
социальное
партнерство в интересах детей: совместные программы и проекты в условиях
реализации образовательных стандартов.
4)
семья,
как среда для ребёнка: лучшая из возможных. Профилактика семейного
неблагополучия.
5)
психолого-педагогическое
сопровождение как условие развития успешного ребенка;
6)
современные
образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного
образования.
Открыла конференцию пленарная дискуссия на тему: «Современное образование: теория и практика создания условий для развития успешного ребенка-дошкольника», в рамках которой приняли участиепредставители педагогического и научного сообщества, вузовской науки и
педагоги-практики. В центре внимания оказались вопросы:
1)
психология
успеха и варианты ее понимания различными субъектами воспитания;
2)
особенности
ожиданий взрослых и детей в отношении себя и других;
3)
педагогические
организации и их теоретическое и практическое наследие как источник понимания
условий и средств успешного ребенка (Ф. Фребеля и до настоящих дней).
И хотя, в ходе дискуссии обсуждались
вопросы, связанные с развитием дошкольного образования, но основной акцент был
сделан на:
— соотношение традиций и новаций в
воспитании и развитии личности успешного ребенка;
— конкретизацию и согласование воспитательных
позиций педагога, родителя и других социальных институтов в процессе
модернизации системы дошкольного образования;
— осмысление проблем и перспектив семьи и иных
социальных институтов в условиях современных реалий периода дошкольного детства.
Освоение педагогическими коллективами
содержания ФГОС создает условия, которые являются знаниевой и функциональной
основой, используя которую нужно реализовывать творческий потенциал
воспитателей и специалистов ДОО. Это особенно актуально для осуществления
дифференциации и индивидуализации, как направлений в педагогической
деятельности, ориентирующих на создание условий обретения успеха каждым
субъектом воспитания.
Кадровый потенциал детских садов должен
повышаться, в том числе благодаря проведению пилотных проектов под руководством
ученых и высококвалифицированных педагогов-практиков. Для этого требуется
сохранить научно-методическое сопровождение, а также совершенствовать систему
стимулов для приходящих в ДОО новых специалистов, чтобы не только их удержать,
но и привить идеологию самоценности детства.
Значимое место в конференции заняли и
секционные заседания. В рамках конференции были представлены 3 секции,
проведенные в формах: дискуссионной площадки, мастер-класса,
семинара-практикума, круглого стола.
·
Секция 1. Успешный педагог — успешный ребенок» (круглый стол)
·
Секция 2. Технологии успеха в дошкольном образовании
(мастер-класс)
· Секция 3. Развивающая предметно-пространственная среда – территория
успеха (мастер-класс, дискуссия)
Секция № 1 позволила включить
участников конференции в профессиональное обсуждение тех проблем
преемственности детского сада и школы, которые связаны с воспитательной
позицией педагога, ориентированного на всестороннюю поддержку активности и творчества
ребенка. Было акцентировано внимание участников секции современных особенностях
проблем преемственности воспитания в ДОО и школе. В рамках секции участникам
конференции была предоставлена возможность познакомиться с рядом новых
образовательных технологий и оригинальных методик преподавания в системе
дополнительного профессионального образования, новыми формами
профессионально-педагогического общения.
Большой интерес вызвало сообщение об обучении студентов
одного из ведущих педагогических вузов России РГПУ им. А.И. Герцена. Рассматривался
довольно таки противоречивый вопрос: каким должен быть и каким сейчас является
типичный студент педагогического вуза?
На секции
№2 участники рассмотрели современные психолого-педагогические подходы и
методы поддержки дошкольников в области социально-коммуникативного развития, а
также познакомились со
взглядами специалистов в области дошкольного детства на проблему оценивания
успешности ребенка в разных дидактико-воспитательных системах.
Секция № 3 позволила обсудить
эффективные практики создания и совершенствования развивающей
предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей
воспитанников, типа ДОО, интересов и способностей педагогов и специалистов в конкретных
ДОО, а также определить перспективы и направления сотрудничества с семьей по
созданию моделей внутрисемейной развивающей среды. Рекомендовано учитывать
методические рекомендации, разработанные преподавателями кафедры (Власова Г.И.,
Шувалов Д.В. и др.).
В рамках пленарной дискуссии конференции были
представлены доклады, позволяющие участникам конференции сформулировать
рекомендации педагогическим коллективам ДОО г.Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, а именно:
— обратиться к историческим корням дошкольного образования
в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе;
— становление и развитие личности ребенка-дошкольника
рассмтривать в русле идеи ученого-психолога А.В. Запорожца о «самоценности»
дошкольного периода детства;
— обратить внимание на придание приоритета разработкам
и использованию инноваций в условиях деятельности современного детского сада с
учетом проблемы личности успешного ребенка-дошкольника;
— по-новому взглянуть на воспитательную проблему
современной семьи и перспективу взаимодействия с ней в интересах детской
личности;
— акцентировать внимание на проблеме ожиданий ребенка
в современном мире и оценке его перспектив взрослыми.
Во
время прохождения конференции работала экспертная группа, состоящая из
представителей педагогической общественности и ведущих специалистов в области
дошкольного образования (Г.И. Власова, Г.Б. Монина, А.А. Арютина, Е.Е. Коренева-Леонтьева,Е.В.
Таяновская, А.С. Турчин, С.М. Шингаев). Эксперты объективно оценили мероприятия
конференции:
·
Экспертная группа отмечает, что осмысление феномена детства в
контексте научных исследований дает основания утверждать, что детство и успешный
ребёнок не просто определяются типом культуры, но и сами являются реальным
фундаментом ее развития. В этой связи хочется подчеркнуть важность характера
влияния социокультурного контекста на развитие, воспитание, социализацию
ребенка, как успешной личности, усвоения культурного опыта, образцов
деятельности которой опирается на понимание и поддержку со стороны взрослых
субъектов воспитания.
·
Экспертная группа акцентирует внимание на том, что необходима единая продуманная
государственная политика в решении основных проблем дошкольного детства,
которая позволит интегрировать общие усилия, обеспечить сотрудничество науки,
семьи, образования и бизнеса в решении проблем развития ребенка-дошкольника,
как будущего успешного члена общества.
·
Рассматривая
детство дошкольника как стратегический ресурс развития общества, учитывая исключительное
значение решения проблем, связанных с полноценной социализацией детей,
экспертная группа предлагает итогом конференции
считать следующие позиции:
— обратить внимание руководства и работников
дошкольных образовательных организаций на расширение возможностей повышения
квалификации воспитателей в области организации сотрудничества с родителями
детей и социальными институтами;
— определить условия, обеспечивающие организацию
успешной исследовательской познавательной деятельности детей разного возраста с
учётом индивидуальных особенностей;
— через систему
повышения квалификации стимулировать воспитателей и специалистов ДОО к включению
родителей в совместную творческую деятельность с детьми;
— провести международную конференцию, сохранив
преемственную связь ее темы с учетом полученного и подлежащего
последующему рассмотрению и обобщению опыта работы ДОО в условиях реализации
ФГОС ДО.
Все участники 6-ой традиционной Конференции обращаются
ко всем заинтересованным представителям мирового педагогического и научного
сообщества принять непосредственное участие в очередной, 7-ой ежегодной
конференции, организуемой кафедрой дошкольного образования Института детства
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Руководство академии и кафедра выражает
признательность всем, кто принял участие и оказал поддержку в подготовке и
проведении Конференции.
Более подробная информация о результатах Конференции, в том числе
презентации докладчиков, размещена на сайте Академии — https://www.spbappo.ru/
Материалы с конференции:
Источник
Свыше 350 представителей системы образования приняли участие шестой традиционной научно-практической конференции с международным участием «Детский сад будущего: условия развития успешного ребенка», которая прошла в рамках в XVI специализированной выставки товаров и услуг для детей и семей «Планета детства»
Организатором мероприятия выступила кафедра дошкольного образования Института детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Среди участников – специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ярославля, Перми и других городов России, а также представители зарубежных стран (США, Молдавия, Эстония, Казахстан, Белоруссия).
Основной идей конференции, которая проходила лейтмотивом через все ее мероприятия, стало признание необходимости комплексного изучения актуальных проблем современного детства. Такое комплексное изучение позволяет сегодня сформировать адекватный портрет ребенка дошкольного возраста, понять особенности возрастной динамики его развития и на этой основе формировать новые эффективные модели воспитания, развития, социализации наших дошкольников на основе уже существующих. Именно поэтому важно было обсудить основные подходы к типам воздействия на личность ребенка, чтобы определить условия наибольшего благоприятствования раннему развитию его задатков и способностей.
Открыла конференцию пленарная дискуссия на тему: «Современное образование: теория и практика создания условий для развития успешного ребенка-дошкольника», в которой приняли участие представители педагогического и научного сообщества, вузовской науки и педагоги-практики. В центре внимания оказались следующие вопросы: «психология успеха и варианты ее понимания различными субъектами воспитания», «особенности ожиданий взрослых и детей в отношении себя и других», «педагогические организации и их теоретическое и практическое наследие как источник понимания условий и средств успешного ребенка».
— Сейчас в семьях идет настоящий прессинг: ребенок должен быть успешным. Родители растят не детей, а выставочный образец. Они ищут ясли с ранним обучением, получается, что ребенок с первых дней жизни вступает в борьбу за успех. А статистика говорит, что чем взрослее ребенок, тем ниже его оценивают родители – прокомментировала доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургского университета управления и экономики Галина Монина.
Заведующий кафедры психологии СПб АППО Сергей Михайлович Шингаев говорил о важности преуспевания взрослых, в том числе о том, что педагоги должны пользоваться психологией победителя – именно это поможет в правильном развитии детей.
— 59% педагогов Санкт-Петербурга находятся на высшей стадии профессионального выгорания, 49% испытывают чрезмерную эмоциональную перегрузку на работе, 69% постоянно испытывают чувство усталости и 54% – нарушения сна. Педагоги не чувствуют уверенности в своих силах и не мыслят категориями успеха. Нужно меняться, – подчеркнул Сергей Михайлович.
Значимое место в программе заняли и секционные заседания. В рамках конференции были представлены 3 секции, проведенные в форматах дискуссионной площадки, мастер-класса, семинара-практикума и круглого стола.
Круглый стол первой сессии «Успешный педагог — успешный ребенок» позволил включить участников конференции в профессиональное обсуждение тех проблем преемственности детского сада и школы, которые связаны с воспитательной позицией педагога, ориентированного на всестороннюю поддержку активности и творчества ребенка. Было акцентировано внимание участников секции современных особенностях проблем преемственности воспитания в дошкольной образовательной организации и школе. В рамках секции участникам конференции была предоставлена возможность познакомиться с рядом новых образовательных технологий и оригинальных методик преподавания в системе дополнительного профессионального образования, новыми формами профессионально-педагогического общения.
Большой интерес вызвало сообщение об обучении студентов одного из ведущих педагогических вузов России РГПУ им. А.И. Герцена. Рассматривался довольно противоречивый вопрос – «Каким должен быть и каким сейчас является типичный студент педагогического вуза?».
На мастер-классе второй секции «Технологии успеха в дошкольном образовании» участники рассмотрели современные психолого-педагогические подходы и методы поддержки дошкольников в области социально-коммуникативного развития, а также познакомились со взглядами специалистов в области дошкольного детства на проблему оценивания успешности ребенка в разных дидактико-воспитательных системах.
Мастер-класс и дискуссия третьей секции «Развивающая предметно-пространственная среда – территория успеха» позволили обсудить эффективные практики создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей воспитанников, типа дошкольных образовательных организаций, интересов и способностей педагогов и специалистов в конкретных дошкольных образовательных организациях, а также определить перспективы и направления сотрудничества с семьей по созданию моделей внутрисемейной развивающей среды.
На секции выступила известный специалист в области художественно-эстетического развития детей, моделирования развивающей предметно-пространственной среды профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников образования (Москва) Ирина Александровна Лыкова.
Источник
Пост-релиз
Научно-практическая
конференция с международным участием
«Детский сад
будущего:
сохраняя традиции, —
к инновациям!»
25
марта 2016 года в Санкт-Петербургской
академии постдипломного
педагогического
образования состоялась традиционная научно-практическая конференция с
международным участием «Детский сад будущего: сохраняя традиции, — к
инновациям!»
Организатор — Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования, кафедра дошкольного образования Института детства.
В конференции приняли участие более 180 человек, среди
которых представители Москвы, Санкт-Петербурга, а также представители других
стран мира (США, Болгария, Эстония, Казахстан, и другие).
Основной идей конференции, которая проходила лейтмотивом через все ее мероприятия, стало признание необходимости комплексного изучения актуальных проблем
современного детства. Поскольку только такое,
комплексное изучение позволяет сегодня сформировать адекватный портрет
ребенка дошкольного возраста, понять особенности возрастной динамики его
развития и на этой основе формировать
новые и развивать существующие эффективные модели воспитания, развития,
социализации наших дошкольников.
Эта идея
реализовалась в цели конференции – обсуждение проблем и поиск ответов на
вопросы соотношения традиций и инноваций в современном дошкольном образовании:
что необходимо сохранять в отечественном дошкольном образовании, а какие
инновационные модели, формы, методы позволят достичь качественно нового уровня
работы дошкольных учреждений в условиях современных требований к дошкольному
образованию.
В
рамках конференции были рассмотрены четыре основных проблемы:
— соотношения традиций и инноваций в
реализации психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуального развития детей дошкольного возраста в детском саду;
—
эффективных норм и методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в
современных условиях;
— осуществления
преемственности дошкольного и начального общего уровней образования в
достижении современного качества образования;
—
подготовки педагогических кадров к работе в системе дошкольного образования в
условиях реализации ФГОС ДО и введения профессионального стандарта педагога.
Открыла конференцию научная
дискуссия на тему: «Современное детство как социокультурный феномен: социальная реальность
и новации», в рамках которой приняли участиепредставители педагогического и научного сообщества.
И хотя, в ходе дискуссии
обсуждались вопросы модернизации дошкольного образования, но основной акцент
был сделан на:
— соотношение традиций и
новаций в формировании личности ребенка;
— конкретизацию позиции
педагога, родителя и семьи в процессе модернизации системы дошкольного
образования;
— осмысление проблем и
перспектив семьи в условиях современных реалий.
В рамках конференции
были представлены 4 секции, проведенные в формах: дискуссионной
площадки, мастер-класса, семинара-практикума, круглого стола.
Секция № 1. (свободный микрофон) «Преемственность детского сада и
школы: история и современное понимание» позволила включить участников
конференции в профессиональное обсуждение тех проблем преемственности детского
сада и школы, которые стали особо актуальны в условиях реализации ФГОС ДО и
ФГОС НОО. Было акцентировано внимание
участников секции на исторический контекст и современные особенности проблем
преемственности.
Секция № 2. (мастер-класс) «Педагогическая поддержка позитивной
социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста: традиции и
новации» позволила рассмотреть современные психолого-педагогические подходы и
методы поддержки дошкольников в области социально-коммуникативного развития, а
также познакомить с современными игровыми пособиями проекта «Дошколка.ру»,
позволяющими развивать детей учитывая их индивидуальные особенности.
Секция № 3. (семинар-практикум) «Детский сад и семья: новые грани
взаимодействия» позволил обсудить эффективные практики сотрудничества детского
сада и семьи, с разных сторон определить перспективы направления такого
сотрудничества.
Секция № 4. (круглый
стол)
«Подготовка педагогических кадров к работе в системе дошкольного образования:
вчера, сегодня, завтра» предоставил участникам конференции возможность
познакомиться с рядом новых образовательных технологий и оригинальных методик
преподавания в системе дополнительного профессионального образования, новыми
формами профессионально-педагогического общения.
В завершении работы
секций, модераторами была организована рефлексия, которая позволила получить
обратную связь от аудитории, оценить ценность полученной информации и
эффективность проделанной работы секций.
В рамках пленарного
заседания конференции были представлены доклады, позволяющие участникам конференции обратиться
к историческим корням дошкольного образования в Санкт-Петербурге; проследить
его становление и развитие; обратить внимание на содержание условий, приоритеты
разработки и использования инноваций в условиях деятельности современного
детского сада; по-новому взглянуть на проблемы современной семьи и перспективы
взаимодействия с ней; акцентировать внимание на проблемах ребенка в современном
мире и его ожиданиях от нас, взрослых.
Экспертная группа
отмечает, что
осмысление феномена детства в контексте научных исследований дает основания
утверждать, что детство и ребёнок не просто определяются типом культуры, но и сами являются
её реальным фундаментом ее развития. В
этой связи еще раз хочется подчеркнуть важность понимания, влияние
социокультурного контекста на развитие, воспитание, социализацию ребенка. На
то, что становление ребенка происходит в
процессе усвоения культурного опыта, образцов деятельности.
Экспертная группа отмечает, что необходима единая продуманная
государственная политика в решении основных проблем детства, которая позволит
интегрировать общие усилия, обеспечить сотрудничество науки, семьи, образования
и бизнеса в решении проблем современного детства.
Рассматривая детство дошкольника как стратегический ресурс
развития общества, учитывая исключительное значение решения проблем,
связанных с полноценной социализацией детей, экспертная группа предлагает
итогом конференции считать следующие
позиции:
‑ обратить внимание
руководства и работников дошкольных образовательных организаций на возможности
повышения квалификации воспитателей в области организации диалогов с детьми и
их родителей;
‑ определить условия,
обеспечивающие организацию
исследовательской познавательной деятельности детей разного возраста с учётом
индивидуальных особенностей;
‑ через систему
повышения квалификации обратить внимание воспитателей на возможности включения
родителей в совместную творческую
деятельность с детьми;
‑ разработать
методические материалы с научно обоснованными рекомендациями по этике работы
воспитателей;
‑ провести
международную конференцию «Кого готовит современный детский сад?»;
‑ провести
международную конференцию на тему «Инклюзивное образование и воспитатель
глазами семьи»;
‑ при реализации
профессионального стандарта педагога уделить внимание развитию информационно-методологической
компетентности.
Пост релиз составлен
экспертной группой:
Главный эксперт: Федотова Елена Юрьевна, директор Информационно-методического центра Кировского района СПб
Эксперт секции №1: Арютина Анна Адольфовна, заведующий
ГБДОУ № 59 Центрального района СПб.
Эксперт секции №2: Таяновская Елена Викторовна, методист по дошкольному образованию Информационно-методического центра Петродворцового района СПб.
Эксперт секции №3: Гилева Татьяна Николаевна, методист по
дошкольному образованию Информационно-методического центра Невского района СПб.
Эксперт секции №4: Новиков Михаил Сергеевич, методист по
дошкольному образованию Информационно-методического центра Адмиралтейского района СПб
СБОРНИК по итогам Конференции
Источник