Наследственные факторы развития личности ребенка

Наследственные факторы развития личности ребенка thumbnail

Фактор
(от
лат. factor
-делающий,
производящий) – движущая сила, причина
какого-либо процесса, явления (С. И.
Ожегов)

На
развитие человеческой личности оказывают
влияние внешние
и
внутренние;
биологические и
социальные
факторы.

Виды
факторов влияющих на развитие личности

1Классификация.

  1. Биологический
    фактор
    — наследственность.

  2. Социальные
    факторы

    среда
    и воспитание.

2 Классификация.

1)
Внутренние
факторы
— относится собственная активность
личности, порождаемая противоречиями,
интересами и другими мотивами, реализуемая
в самовоспитании, а также в деятельности
и общении; наследственность.

2)Внешние
факторы -относятся
среда природная
и социальная, воспитание в широком
социальном смысле, а так же в широком и
узком педагогическом
смысле.

Рассмотрим
более подробно сущностную сторону
влияния ведущих факторов на развитие
личности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность
— свойство организмов передавать от
родителей к детям определенные качества
и особенности.

Носители
наследственности — гены (в переводе с
греческого «ген» означает «рождающий»).
Наукой
доказано, что свойства организма
зашифрованы в своеобразном генном коде,
хранящем и передающем всю информацию
о свойствах организма. Генетика
расшифровала наследственную программу
развития человека.

Установлено,
что именно наследственностью обусловлено
то общее, что делает человека человеком,
и то отличное, что делает людей столь
непохожими друг на друга.

По
наследству человеку передаются:

1)видовые
признаки как представителя человеческого
рода (Homo
sapiens):
анатомо-физиологическая структура (
задатки речи, прямохождение, мышление,
трудовая деятельность);

2)физические
особенности: внешние
расовые признаки, особенности телосложения,
конституции, черты лица, цвет волос,
глаз, кожи;

3)физиологические
особенности: обмен
веществ, артериальное давление и группа
крови, резус-фактор, стадии созревания
организма;

4)особенности
нервной системы: строение
коры головного мозга и его периферических
аппаратов (зрительного, слухового,
обонятельного и др.), особенности нервных
процессов, обусловливающие характер и
определенный тип высшей нервной
деятельности;

5)аномалии
в развитии организма: дальтонизм
(цветовая слепота), «зая­чья губа»,
«волчья пасть»;

6)предрасположенность
к некоторым заболеваниям наследственного
характера: гемофилия
(болезнь крови), сахарный диабет,
шизофрения, эндокринные расстройства
(карликовость и др.).

Необходимо
отличать
врожденные
особенности
человека,
связанные с изменением генотипа, от
приобретенных,
которые
явились следствием неблагоприятных
при жизни условий. Например, осложнений
после болезни, физических травм или
недосмотра при развитии ребенка,
нарушения режима питания, труда,
закаливания организма и т. д. Отклонение
или изменение психики может наступать
в результате субъективных факторов:
испуга, сильных нервных потрясений,
пьянства и аморальных поступков
родителей, других отрицательных явлений.
Приобретенные
изменения не наследуются.
Если
не изменен генотип, то
не
наследуются также некоторые врожденные
индивидуальные особенности человека,
связанные с его утробным развитием.
К
ним относятся многие аномалии, вызываемые
такими причинами, как интоксикация,
облучение, влияние алкоголя, родовые
травмы и пр.

Чрезвычайно
важен вопрос, наследуются ли готовые
способности
к
определенному виду деятельности или
только
задатки?

Задатки,
способности. Что наследуется?

Установлено,
что

наследуются только задатки.

Задатки

это
анатомо-физиологические особенности
организма, являющиеся предпосылками
развития способностей.
Задатки
обеспечивают предрасположенность к
той или иной деятельности.

Различают
задатки двух видов.

Виды
задатков

1)Общечеловеческие:
строение
мозга, центральной нервной системы,
рецепторов.

2)Индивидуальные:¨типологические
свойства нервной системы, от которых
зависит скорость образования временных
связей, их прочность, сила сосредоточенного
внимания, умственная работоспособность;
индивидуальные особенности строения
анализаторов, отдельных областей коры
головного мозга, органов и др.

Способности
— индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного
рода деятельности

Способности
обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами
деятельности. Высокий
уровень развития способностей —
та­лант,
гениальность.
Способности
это прижизненные образования, формирующиеся
в процессе деятельности и в результате
воспитания. Наследуются не способности,
а только задатки. Унаследованные
человеком задатки могут быть или
реализованными, или нет. Будучи
индивидуально-природной основой
способностей, задатки являются важным,
но недостаточным условием их развития.
При
отсутствии соответствующих внешних
условий и адекватной деятельности
способности могут не развиться даже
при наличии благоприятных задатков.Отсутствие
ранних достижений может свидетельствовать
не об отсутствии способностей, а скорее
о неадекватной имеющимся задаткам
организации деятельности и воспитания.

Такой,
например, задаток, как подвижная нервная
система, может способствовать развитию
многих способностей в любом виде
деятельности, связанной с необходимостью
адекватно реагировать на смену ситуаций,
быстро перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы и др. А,
следовательно, это может специфически
проявляться и в ходе обучения и воспитания,
и, безусловно, должно учитываться
педагогами.

Современная
педагогика акцентирует внимание на
важности
выявления имеющихся у человека, прежде
всего,

специальных
задатков.

Специальными
называются
задатки к определенному виду
деятельности. К специальным задаткам
относятся музыкальные, художественные,
математические, лингвистические,
спортивные и др.

Красивый
певческий голос зависит от наличии
следующих задатков: особенности строения
грудной клетки, носовой полости, языка,
губ, силы дыхательной мускулатуры,
объема легких.

Установлено,
что

люди, обладающие специальными задатками,
достигают более высоких результатов,
продвигаются более быстрыми темпами в
соответствующей области деятельности.
Специальные задатки могут проявляться
уже в раннем возрасте, если созданы
необходимые условия.

Итак,
специальные задатки наследуются. В
истории человечества встречалось немало
потомственных дарований. Известно,
например, что у И. С. Баха в пяти поколениях
его предков насчитывалось 18 известных
музыкантов.

СРЕДА

Среда
— это реальная действительность, в
условиях которой происходит развитие
человека.

Природная
среда
оказывает на развитие человека
опосредованное влияние (разрушительное
или социальное) через климат, погоду,
радиационный фон, природные катаклизмы
и др.

Известно,
например, что выросшие на крайнем севере
люди более выдержанны,

более
организованны, умеют ценить время и
правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Социальная
среда подразделяется
на макросреду и микросреду.

Под
макросредой понимают все общество в
целом, социальный и государственный
строй, социальные, экономические,
политические, идеологические, морально
– правовые условия жизни.

Микросреда
– непосредственное окружение человека,
семья, коллективы по месту учебы,
внучебной деятельности (клубы, секции
и др.) или работы, группы сверстников.

В
основном на личность непосредственным
образом воздействует микросреда. Именно
в микросреде закладываются важнейшие
нравственные и морально-психологические
характеристики человека, которые, с
одной стороны, необходимо принимать во
внимание, а с другой — совершенствовать
или трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Социальная
среда – важный фактор развития человека.
Так как только в обществе индивид может
сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание
– это сознательная, управляемая,
целенаправленная часть социальной
среды. Главный фактор развития личности.
Воспитание
целенаправленный процесс, он может
корректировать наследственность и
микросреду. Например, через занятие
спортом, физической культурой можно
укрепить здоровье.

Воспитание
реализуется через образовательные
учреждения. Личность ученика и ее
развитие – это цель и результат работы
педагога. Его деятельность направлено
на выявление склонностей и дарований,
развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями ученика, его способностями
и возможностями.

Соотношение
воспитания (обучения) и развития.

Отечественный
педагог и психолог Л.С. Выготский
(1896—1934) выдвинул идею о ведущей роли
воспитания и обучения в развитии
личности:
воспитание
(обучение) должно идти впереди развития
личности и вести его за собой.

Л.
С. Выготский выделил два уровня умственного
развития ребенка.

1)
«уровень актуального развития» — это
уровень подготовленности ученика, на
нем он может выполнить задания вполне
самостоятельно.

2)
«зона ближайшего развития», более
высокий, уровень, на этом уровне, ученик
не может выполнить задание самостоятельно,
но может выполнить под руководством и
с помощью взрослого.

То,
что сегодня ученик делает с помощью
взрослого, завтра он будет делать
самостоятельно; то, что входило в зону
ближайшего развития, в процессе обучения
и воспитания переходит на уровень
актуального развития.

Процесс
воспитания и обучения необходимо
осуществлять в зоне
ближайшего развития ребёнка,
где приводятся
в движение внутренние процессы психических
новообразований.
Обучение
и воспитание только тогда хороши, когда
они идут впереди развития т.е. в зоне
ближайшего развития, тогда они ускоряют
развитие личности.

Наследственные факторы развития личности ребенка

Эта
теория объясняет почему дети, которые
при поступлении в школу умели хорошо
писать и читать, нередко во 2 классе хуже
учатся, чем дети, которые в 1 классе этого
не умели делать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

галина грачева
Семинар для воспитателей «Факторы развития личности ребенка»

ГБОУ Школа №1373 ОДО 4

Семинар для воспитателей

на тему

«Факторы развития личности ребенка»

Подготовили и провели:

Воспитатели 1 категории

Грачева Г. В., Чиж Л. А

Москва 2015 г.

Факторы развития личности ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. В настоящее время наука говорит о биологическом и социальном факторах развития.

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Влияние наследственности изучается генетиками. Это то, что передается от родителей к детям, заложено в генах.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. К детерминированным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

От родителей к детям передаются внешние признаки, в частности особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Переменная, или вариативная, часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий существования.

Носителем наследственности в организме является молекула ДНК, которая тонко реагирует на вредные воздействия: (алкоголь, курение, наркоманию). Данные привычки расстраивают генную структуру, приводя к физическим и психическим нарушениям плода.

Анализ причин гибели 18 тыс. новорожденных показал, что в 1.5 тыс. случаев смертность обусловлена курением матерей.

Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности.

Ученые выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей.

У курящих родителей дети рождаются с предрасположенностью к раннему атеросклерозу.

В связи с этим акушеры и гинекологи всего мира настойчиво рекомендуют будущим матерям отказаться от курения.

Для нормального созревания плода особенно важен 3-й месяц беременности. В это время формируются органы и системы организма будущего ребенка. Если женщина прекращает курить в первый месяц беременности, то ребенок рождается с нормальной массой тела, исчезают осложнения, обусловленные курением.

Сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.

Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития – алкогольный синдром плода (АСП). Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии. У таких детей характерные черты лица: маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела, рожденных детей, мертворождению.

Длительное употребление наркотиков вызывает разнообразные изменения в физическом и психическом здоровье людей.

Наркоманы обычно страдают расстройствами пищеварения, и у них поражена печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, и прежде всего сердца. Быстро снижается выработка половых гормонов, способность к зачатию.

И хотя половое влечение при наркомании быстро угасает, около 25% наркоманов имеют детей. И эти дети, как правило, отягощены тяжелыми недугами.

Если отравление наркотиками в первые 3 месяца беременности приводит к разнообразным аномалиям скелетно-мышечной системы, почек, сердца и других органов ребенка, то в более поздние сроки наблюдается задержка роста плода. У 30-50% матерей-наркоманок младенцы имеют низкую массу тела. У плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ.

Второй фактор — среда. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную, географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…

Солнечная и геомагнитная активность влияют на внутриутробное развитие ребенка, считают специалисты российского Института биохимической физики.

Космическая погода является неотъемлемой частью экологических факторов, способных воздействовать на развивающийся организм. Это влияет на будущего ребенка и во время беременности матери.

Проведенные исследования показали, что количество госпитализаций и угроз выкидыша в период беременности гораздо выше у женщин, рожденных в период максимума солнечной активности. Повышение или понижение активности солнца обязательно должны привести к развитию патологий или отклонений у ребенка.

Среда географическая — это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т. д., экологическими условиями…

Ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Число с проблемами в развитии из года в год возрастает с ростом факторов риска. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5–8 % детей с наследственной патологией, 8–10 % — имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, значительное количество детей имеет стёртые нарушения развития. По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Результаты исследований развития детей первого года жизни, оставленных своими матерями в роддомах и воспитывающихся в домах ребенка, показали что только от 6 до 10% детей, поступающих в дома ребенка, являются практически здоровыми детьми, не имеющими заболеваний. И даже здоровые дети, без соматических, генетических и наследственных заболеваний, которые растут и воспитываются в современных достаточно благополучных домах ребенка, уже на первом году жизни явно испытывают отрицательное воздействие дефицита человеческого общения, дефицита таких положительных эмоций как безусловная любовь к ним. Это, естественно, отражается в замедлении темпов нервно-психического развития.

Доказано, что дети, не слышащие сердцебиения матери даже при достаточно калорийном питании имеют дефицит веса, хуже засыпают. Не получая ответных речевых реакций на издаваемые звуки, дети становятся молчаливыми, их речевая активность снижается, словарный запас развивается медленно. Способы общения со взрослыми и эмоциональные реакции становятся беднее. Дети не научаются быть собственниками, если у них все общее (а иначе нельзя, так как будут драки за игрушки). Формирование самосознания будет задерживаться. А система привязанности, которая у детей из семьи так ярко выражена в возрасте 8-12 месяцев в виде страха, возникающего от появления посторонних, при нежелании расставаться с матерью, не формируется практически никогда.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Любой пример дает возможность видеть социальное явление разных сторон. Влияние среды носит стихийный характер, это вызывает трудности. Однако изолировать ребенка от среды нельзя. Произойдет задержка развития. Влияние среды постоянно, на протяжении всей жизни. Среда может сдерживать развитие, а может активизировать.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Наследственность, среда не зависят от самого ребенка, поэтому не могут обеспечить полноценного развития без включения активности самого ребенка. Активность ребенка: двигательная, познавательная, эмоциональная. Активность облекается в социальные формы в различных видах деятельности: в игре которая удовлетворяет потребность ребенка проявить активность там, где невозможны реальные действия, в труде удовлетворяется потребность получения реального результата, самоутверждения. Учение удовлетворяет потребность в познании. Активность стимулирует к действию. Если активность не управляемая, не организованная, она может перерасти в агрессию.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.

Все факторы приводит в активность взрослый человек. Именно взрослый управляет. Взрослый своим правильным воздействием помогает ребенку стать личностью. С одной стороны он сам образец для подражания, с другой он организатор процесса воспитания и обучения.

Источник