Нарушения в речевом развитии ребенка педагогика

Нарушения в речевом развитии ребенка педагогика thumbnail

Консультация для воспитателей :

«Причины и виды нарушений  

в речевом развитии  детей.»

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Основные причины нарушения речевого развития:

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

-Заболевания матери во время беременности.

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

-Аллергии матери.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология .

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. 

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

 -Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах .

-«Двуязычие» в семье

— Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений:
дислалия;
фонетико-фонематическое
недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи;
заикание.

Дислалия 

-это  нарушение звукопроизношения.

Особенности:

 хороший словарный запас,

правильное построение предложений и согласование слов;

но есть дефектное произношение некоторых звуков.

 Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с межзубный с;

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у)

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую  

Причины функциональной дислалии:

 общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;

недостаточная степень развития фонематического слуха;

неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

двуязычие в семье.

  Причины механической дислалии:

  1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

— прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

— прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

— передний открытый прикус;

— боковой, двусторонний прикус;

— укороченная или слишком массивная уздечка языка.

  2. Патологические изменения величины и формы языка.

  3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

  4. Атипичное строение губ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие 

-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности: 

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

 В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

 Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими,  

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).

3. Смешение звуков.

 Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) —

 различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины общего недоразвития речи:

 различные неблагоприятные воздействия :

 во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз),  

во время родов (родовая травма, асфиксия),

 в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,

неверно строят предложения,

неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание

-нарушение темпа, ритма, плавности речи,

  вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;

возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности: 

вынужденные остановки в речи,

повторения отдельных звуков и слогов,

добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 

Профилактика заикания:

  1. речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  2. нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  3. не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
  4. избегать психических и физических травм (особенно головы);
  5. не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
  6. не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
  7. не запугивать ребенка страшными сказками;
  8. не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время.    

Литература:

Поваляева М.А «Справочник  логопеда» «Феникс» ,2002 г

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» М.Просвещение , 1985 г

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердло

Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж». Нарушения в речевом развитии ребенка. Работу выполнили: Валкановская Регина, Болдырева Елизавета, Пешкова Вероника, Смертина Виктория. https://linda6035.ucoz.ru/

2 слайд

План: Понятия «норма» и «отклонение» Особенности речевого развития 3. Норма р

Описание слайда:

План: Понятия «норма» и «отклонение» Особенности речевого развития 3. Норма речевого развития для начальной школы 4. Причины отклонения 5. Виды отклонения 6. Рекомендации https://linda6035.ucoz.ru/

3 слайд

«Чтобы полноценно общаться,— пишет А. А. Леонтьев,— человек должен в принцип

Описание слайда:

«Чтобы полноценно общаться,— пишет А. А. Леонтьев,— человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этот содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящим не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным» https://linda6035.ucoz.ru/

4 слайд

Понятия «норма» и «отклонение» Норма — это то, что встречается лишь изредка.

Описание слайда:

Понятия «норма» и «отклонение» Норма — это то, что встречается лишь изредка. Уильям Сомерсет Моэм Норма – это совокупность требований, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности установленного образца. Универсальные — касаются всех людей в обществе. Частичные регулируют определенную сферу профессиональной деятельности . https://linda6035.ucoz.ru/

5 слайд

То, что не соответствует норме, не отвечает тем требованиям, которые предъяв

Описание слайда:

То, что не соответствует норме, не отвечает тем требованиям, которые предъявляет социальная общность, называется — «отклонением». Негативные Позитивные Отрицательные отклонения от нормы приводят к упадку личности, группы, общества, в то время как положительные способствуют их развитию. https://linda6035.ucoz.ru/

6 слайд

Ребенок сознательно оперирует звуковой стороной языка, его элементами. Спосо

Описание слайда:

Ребенок сознательно оперирует звуковой стороной языка, его элементами. Способен говорить внятно и четко. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия. Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Использует в речи сложные союзные и бессоюзные предложения. Особенности речевого развития https://linda6035.ucoz.ru/

7 слайд

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает репл

Описание слайда:

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно. Последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи. Особенности речевого развития https://linda6035.ucoz.ru/

8 слайд

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу

Описание слайда:

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. https://linda6035.ucoz.ru/

9 слайд

Норма речевого развития для начальной школы У младших школьников развитие ре

Описание слайда:

Норма речевого развития для начальной школы У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов Ребенок использует ситуативную речь. Шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов. Ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. https://linda6035.ucoz.ru/

10 слайд

Причины отклонения Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой

Описание слайда:

Причины отклонения Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. К группе органических факторов относятся: 1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода: 2. Наследственность, генетические аномалии. 3. Вредности родового периода: 4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. https://linda6035.ucoz.ru/

11 слайд

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют: Неблагоприятные

Описание слайда:

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют: Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни; Соматическую ослабленность; Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом; Подражание речи окружающих людей. https://linda6035.ucoz.ru/

12 слайд

Виды нарушений речевого развития младших школьников Общее недоразвитие речи

Описание слайда:

Виды нарушений речевого развития младших школьников Общее недоразвитие речи (ОНР) Задержка психического развития (ЗПР) Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Дисграфия https://linda6035.ucoz.ru/

13 слайд

Рекомендации преподавателю по коррекции нарушений речевого развития Наглядны

Описание слайда:

Рекомендации преподавателю по коррекции нарушений речевого развития Наглядные приемы (показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий ) Прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации. Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры. Ребенок с соответствующей норме речевым развитием https://linda6035.ucoz.ru/

14 слайд

Рекомендации родителям по коррекции нарушений речевого развития во - первых,

Описание слайда:

Рекомендации родителям по коррекции нарушений речевого развития во — первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во — вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. https://linda6035.ucoz.ru/

15 слайд

  Актуальные проблемы социального воспитания. Науч.-метод.бюллетень (Спец.вы

Описание слайда:

  Актуальные проблемы социального воспитания. Науч.-метод.бюллетень (Спец.выпуск к международному семинару) № 6. -М.: Запорожье: Госкомитет СССР, 1990. Галагузовой М.А. и др. Социальная педагогика: Курс лекций. -М., 2000. -С.212-227. Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М.С.Певзпер. — М., 1966. Социальная педагогика под ред. Галагузовой М.А. — М. — 2000. Литература: https://linda6035.ucoz.ru/

16 слайд

Спасибо за внимание! https://linda6035.ucoz.ru/

Описание слайда:

Спасибо за внимание! https://linda6035.ucoz.ru/

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-101245

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Наталья Сосновских
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед — специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Внутриутробная гипоксия

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,

Работа на вредном производстве

Нарушения сроков вынашивания плода

Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.

Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

• агрессивность, драчливость, конфликтность;

• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

• энурез (недержание мочи);

• онанизм;

• повышенную обидчивость, ранимость;

• склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу — психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

10 слайд:

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

На то, что «ребенок не говорит», жалуются родители детей разного возраста.

Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов» а в 3 года не говорит фразы — это серьезный повод для беспокойства.

Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

11 слайд:

Можно выделить некоторые дефекты речи:

ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

12 слайд:

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;

13 слайд:

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;

14 слайд:

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

15 слайд:

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

16 слайд:

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

17 слайд:

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;

• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;

• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

18 слайд:

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.

19 слайд:

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

— совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

— совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

— общая работа с родителями.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.

Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Источник