Нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Татьяна Гаврилова
Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей
Нарушение семейного воспитания – причина нарушения поведения детей.
Консультация для родителей
В семьях часто встречаются различные нарушения воспитательного процесса. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.
Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:
1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.
2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Второе основание определения нарушений – степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:
1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.
2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.
Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, — количество требований к подростку в семье.
Требования – это и обязанности подростка — те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи, и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:
1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе.
В другом случае — от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.
2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.
3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоя-тельность.
4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.
Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправ-ленного воспитания.
Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:
1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
2. Доминирующая гиперпротекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».
4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.
5. Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
— расширении сферы родительских чувств;
— предпочтении в подростке детских качеств;
— воспитательной неуверенности родителя;
— фобии утраты ребенка;
— неразвитости родительских чувств;
— сдвиге установки родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;
— проекции на ребенка собственных нежелательных качеств;
— вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания.
Подобные отношения родителей вызывают повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.
Источник
Создание
гармоничных отношений, благополучного
психологически комфортного климата в
семье должно стать первой задачей
супругов и родителей, так как без этого
невозможно формирование здоровой
полноценной личности ребенка. Отклонения
в семейных отношениях негативно влияют
на формирование личности ребенка, его
характера, самооценки и других психических
качеств личности; у этих детей могут
возникать различные проблемы: состояние
повышенной тревожности, ухудшение
успеваемости в школе, трудности в
общении и многие другие. Влияние семьи
на формирование личности ребенка
признается многими педагогами,
психологами, психотерапевтами,
психоневрологами.
Потребность
в общении появляется у ребенка с первых
дней жизни. Без достаточного удовлетворения
этой потребности ущербным становится
не только его психическое, но и физическое
развитие.
Прекращение
детско-родительского контакта на
длительное время нарушает естественное
формирование многих качеств
детей.
Оптимальные возможности для
интенсивного общения ребенка со
взрослыми создает семья как посредством
его постоянного взаимодействия с
родителями, так и посредством тех
связей, которые они устанавливают с
окружающими (родственное, соседское,
профессиональное, дружеское общение
и т.п.).
Существенное
влияние на ребенка оказывает
согласованность либо наоборот
дезорганизованность супружеских
отношений (и первое, и второе может быть
свойственно любому типу семьи). Имеются
данные, согласно которым неблагополучная
семья негативно влияет на познавательную
деятельность ребенка, на его речевое,
интеллектуальное, личностное развитие.
Установлена закономерность, согласно
которой дети, воспитанные в конфликтной
семье, оказываются плохо подготовленными
в семейной жизни, а браки, заключенные
выходцами из них, распадаются гораздо
чаще.
Конфликтная атмосфера в семье
объясняет ту парадоксальную ситуацию,
когда «трудные» дети растут в семьях
с хорошими материальными условиями и
относительно высокой культурой родителей
(в том числе и педагогической) и, наоборот,
когда в плохо обеспеченных семьях у
родителей с низким образованием растут
хорошие дети. Ни материальные условия,
ни культура, ни педагогические знания
родителей зачастую не способны
компенсировать воспитательную
неполноценность стрессовой, напряженной
атмосферы семьи.
Аномалии
в психическом и нравственном развитии
ребенка, возникающие в условиях
неблагополучных семейных отношений,
не есть следствие только их. Они могут
возникать под влиянием целого ряда
побочных, сопутствующих социальных
явлений, которые нередко становятся
причиной самой конфликтности либо
действуют на нее в качестве катализаторов
(отрицательные ориентации родителей,
их низкая духовная культура, эгоизм,
пьянство и т.п.).
Эмоциональное
состояние родителей остро воспринимают
дети любого возраста. Там, где
взаимоотношения родителей искажены,
развитие детей идет с отклонением от
нормы. В таких условиях омрачаются или
даже утрачиваются представления о
светлых идеалах любви и дружбы, которые
человек усваивает в раннем возрасте
на примере самых близких людей — отца
и матери. Кроме того, конфликтные
ситуации ведут к тяжелым психическим
травмам. В семьях с ненормальными
отношениями супругов более чем в два
раза чаще встречаются дети с аномалиями
психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях,
где родители конфликтовали между собой,
заметно возрастает массивность
невротических реакций. Духовное развитие
ребенка во многом зависит от контактов,
которые устанавливаются между родителями
и детьми. Влияние отношений родителей
к детям на особенности их развития
носит многообразный характер. Получено
достаточно убедительных доказательств
того, что в семьях с прочными, теплыми
контактами, уважительным отношением
к детям у них активнее формируются
такие качества, как доброжелательность,
способность к сопереживанию, умение
разрешать конфликтные ситуации и т.п.
Им свойственно более адекватное
осознание образа «Я», его целостность,
а, следовательно, и более развитое
чувство человеческого достоинства.
Все это делает их коммуникабельными,
обеспечивая высокий престиж в группе
сверстников.
Существуют
варианты взаимоотношений, мешающие
нормальному развитию личности ребенка.
1.
Авторитарное отношение родителей к
детям, при котором формирование нужных
качеств затрудняется и искажается.
Многие
исследователи приходят к выводу, что
особенности взаимосвязи родителей и
детей закрепляются в их собственном
поведении и становятся моделью в их
дальнейших контактах с окружающими.
Отношение
родителей, которое характеризуется
отрицательной эмоциональной окрашенностью,
ранит и ожесточает ребенка. Поскольку
детское сознание склонно к односторонним
выводам и обобщениям в силу ограниченности
жизненного опыта, постольку у ребенка
возникают искаженные суждения о людях,
ошибочные критерии их взаимоотношений.
Грубость или равнодушие родителей дают
ребенку основание считать, что чужой
человек причинит ему еще больше
огорчений. Так возникают чувства
неприязни и подозрительности, страх
перед другими людьми.
Формирование
личности ребенка происходит как под
непосредственным влиянием объективных
условий его жизни в семье (семейных
отношений, структуры и численности
семьи, примера родителей и т.д.), так и
под воздействием целенаправленного
воспитания со стороны взрослых.
Воспитание активизирует процесс
освоения ребенком общественно необходимых
нормативов поведения, оказывает
серьезное влияние на его способности
к восприятию стихийных воздействий
окружающей Среды, стимулирует усвоение
положительного примера.
Успех
сознательной воспитательной деятельности
взрослых зависит от многих обстоятельств.
Она становится эффективной в том случае,
если осуществляется не в отрыве от
реальной жизни родителей, а находит
свое подтверждение в ней. Влияние на
семейное воспитание оказывает духовная
культура родителей, их опыт социального
общения, семейные традиции. Особая роль
принадлежит психолого-педагогической
культуре родителей, которая дает
возможность сузить тот элемент
стихийности, свойственный семейному
воспитанию в большей мере, чем любой
иной его форме.
Личностной
особенностью младших школьников может
стать тревожность. Высокая тревожность
приобретает устойчивость при постоянном
недовольстве учебой со стороны родителей.
Допустим, ребенок заболел, отстал от
одноклассников и ему трудно включиться
в процесс обучения. Если переживаемые
им временные трудности раздражают
взрослых, если родители все время
говорят ребенку о том, что он не сможет
наверстать упущенную программу, у
ребенка возникает тревожность, страх
отстать от одноклассников, остаться
на повторное обучении, страх сделать
что-то плохо, неправильно. Тот же
результат достигается в ситуации, когда
ребенок учится достаточно успешно, но
родители ожидают большего и предъявляют
нереально — завышенные требования.
Из-за
нарастания тревожности и связанной с
ней низкой самооценки снижаются учебные
достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к ряду
других особенностей:
·
желанию бездумно следовать указаниям
взрослого;
·
действовать только по образцам и
шаблонам;
·
боязни проявить инициативу;
·
формальному усвоению знаний и способов
действий;
·
боязнь идти к чему-то новому;
·
браться за новое дело;
·
ставить перед собой какие-либо цели и
добиваться их.
Взрослые,
недовольные падающей продуктивностью
учебной работы ребенка, все больше и
больше сосредотачиваются на этих
вопросах в общении с ним, что усиливает
эмоциональный дискомфорт.
Получается
замкнутый круг: неблагоприятные
личностные особенности ребенка
отражаются на его учебной деятельности,
низкая результативность деятельности
вызывает соответствующую реакцию
окружающих, а эта отрицательная реакция
в свою очередь, усиливает сложившиеся
у ребенка особенности. Разорвать этот
круг можно, изменив установки и оценки
родителей. Родители, концентрируя
внимание на малейших достижениях
ребенка, не порицая его за отдельные
недочеты, снижают уровень его тревожности
и этим способствуют успешному выполнению
учебных заданий.
1.
Демонстративность — особенность
личности, связанная с повышенной
потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности
обычно становится недостаток внимания
взрослых к детям, которые чувствуют
себя в семье заброшенными, «недолюбленными»
[6]. Но бывает, что ребенку оказывается
достаточное внимание, а оно его не
удовлетворяет в силу гипертрофированной
потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования к взрослым
предъявляются не безнадзорными, а
наоборот, наиболее избалованными
детьми. Такой ребенок будет добиваться
внимания, даже нарушая правила поведения.
(«Лучше пусть ругают, чем не замечают»).
Задача взрослых — обходиться без нотаций
и назиданий. Как можно менее эмоционально
делать замечания, не обращать внимание
на легкие проступки и наказывать за
крупные (скажем, отказом от запланированного
похода в цирк). Это значительно труднее
для взрослого, чем бережное отношение
к тревожному ребенку.
Если
для ребенка с высокой тревожностью
основная проблема — постоянное неодобрение
взрослых, то для демонстративного
ребенка — недостаток похвалы.
3.
«Уход от реальности» [6]. Наблюдается в
тех случаях, когда у детей демонстративность
сочетается с тревожностью. Эти дети
тоже имеют сильную потребность во
внимании к себе, но реализовать ее не
могут благодаря своей тревожности. Они
мало заметны, опасаются вызвать
неодобрение своим поведением, стремятся
к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во
внимании приводит к нарастанию еще
большей пассивности, незаметности, что
затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности
детей, проявлении внимания к результатам
их учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их
развития.
В
кризисном состоянии почти всегда
кажется, что ничего нельзя изменить.
Даже если это действительно так, то все
одно выход есть — человек способен
изменить свое отношение к тому, что
случилось.
Поскольку
успех в решении сложной жизненной
ситуации зависит прежде всего, от самого
человека. Рассмотрим отношения ее к
собственным возможностям решить
конфликт, преодолеть напряженность,
уменьшить тревогу. Прежде всего,
определимся с пониманием понятия
«самореабилитация».
Реабилитация
в личностном контексте — это активизация
функций конструктивно-положительного
приспособления к социуму после
преодоления сложной жизненной ситуации.
Это восстановления на более высоком
качественном уровне, если человек
становится способным конструктивнее
одолевать трудность, чем к началу
психолого-реабилитационных влияний.
В
отличие от реабилитации как профессиональной
помощи человеку, который попал в
жизненную кризисную ситуацию,
самореабилитация направлена на
самостоятельную работу человека с
собою в сложных жизненных обстоятельствах,
которые нельзя назвать еще кризисными.
Самореабилитация — это самопомощь в
продуктивном преодолении внутренних
и внешних препятствий, выходе из
затруднительного положения, возвращение
во временно утраченную траекторию
жизненного пути [12].
Такая
психологическая помощь оказывает
содействие раскрытию субъективного
потенциала человека, стимулирует
самостоятельные поиски внутренней
целостности, гармоничности, новых
возможностей саморазвития,
самоосуществление, облегчает разработку
индивидуальных стратегий преобразования
проблемной ситуации, устаревшего,
хронического конфликта, болезненного
состояния на этапы личностного
взросления, приближение к себе, к
собственной сущности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для родителей на тему:
«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Подготовил:
старший воспитатель
Иващенко Н.М.
Туймазы, 2019
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение, и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Таким образом, Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Источник