Нарушения речевого развития ребенка учебники
Рекомендуемая литература: нарушения речи
- Леонтьев А. Н. «Проблемы развития психики» М., 1981 г.
- Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии» (Издание 5),М., из-во Academia,2006 г.
- Правдина О. В. «Логопедия» Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., «Просвещение», 1973 [Электронный вариант]
- Хватцев М. Е. «Логопедия» М., 1959 г.
- Хрестоматия по логопедии/под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова М.:Владос, 1997 г.
- «Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений» / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской,Изд. 5-е, перераб., доп.,М:Владос,2006 г. [Электронный вариант]
- «Расстройства речи у детей и подростков»/под ред. С. С. Ляпидевского М., 1969 г.
- Чиркина Г. В. «Дети с нарушениями артикуляционного аппарата» М., 1969 г.
- Ермакова И. И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» М.,»Просвещение», 1984г.
- Вильсон Д. К. «Нарушения голоса у детей» М., 1990 г.
- Митринович-Моджеевска А. «Патофизиология речи, голоса и слуха» Варшава, 1965 г.
- Морозов В. П. «Биофизические основы вокальной речи» Л., 1977 г.
- Таппапова С. Л. «коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» 1984 г.
- Селиверстов В.И., «Заикание у детей». Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Издательство: Владос, 2001г.
- Тяпугин Н. П. «Заикание» 1996 г.
- «Заикание»/под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера М., 1983 г.
- «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых»/под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской М., 1981 г.
- Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. «восстановление речи у больных с афазией» М., 1982 г.
- Шохор-Троцкая М.К.(Бурлакова) «Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств», Издательство «ЭКСМО-Пресс» , 2001 г.
- Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе востановления. — М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002.
- Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К., «Стратегия и тактика восстановления речи. Нейропсихологическое введение в логопедию.», М.:Издательство: ЭКСМО, 2001 г.
- Шохор-Троцкая М.К.(Бурлакова), Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений,М.:Издательство: Сфера, 2006
- Цветкова Л. С. «Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие», М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001г.
- Егоров Т. «Психология овладения навыком чтения» М.: Каро, 2005
- Лалаева Р. И. «Нарушения процесса овладения чтением у детей» М., 1983 г.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» Издательство: Владос, 2004 г.
- Левина Р. Е. «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» М., 1961 г.
- Боскис Р. М. «Глухие и слабослышащие дети» М., 1963 г.
- Трауготт Н. Н., Кайданова С. Н. «Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии» Л., 1975 г.
- Волкова Л. С. «Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей» Л. РГПУ : МГНПП «Внедрение» 1991 г.
- Ахутина Т. В., «Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания.» — М.: Теревинф, 2002.
- Елена Янушко,»Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.»– М.: Теревинф, 2007.
- Нуриева Л.Г.,»Развитие речи у аутичных детей», Изд. 2-е – М. : Теревинф, 2005. (Методические разработки и наглядные материалы)
- Овчинникова Т.С. Калягин В.А., Логопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 2-е, испр. издательство ИЦ Академия, 2007 г.
- Корнев А. Н., «Основы логопатологи и детского возраста: Клинические и психологичес кие аспекты», СПб: из-во «Речь», 2006г.
Материалы в элекронном виде:
- Педагогическая библиотека. Логопедия
Источник
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков.- М., Педагогика, 1997.-201 с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. Институтов / Г.А. Волкова. — СПб.: «Петербург XXI век», 1998.-187с.
3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.-258 с.
4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. — СПб.: Сайма, 1993.-304 с.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995.-157 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.
7. Зайцева Г.Л. Жестовая речь / Г.Л. Зайцева. — М.: Мнемозина, 2000.-108 с.
8. Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В.А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. — Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1984.-С. 62-64.
9. Комарова В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко // Патология речи.- СПб, 1992. — С. 54-59.
10. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. — СПб.: Гиппократ, 1995. — 68 с.
11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. — СПб.: Мим, 1997. — 120 с.
12. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2004 г. — С. 21-26.
13. Лалаева Р.И. О психологическом аспекте изучения и коррекции речевых нарушений / Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Материалы международной научной конференции. ЛГОУ им. А.С. Яушкина / Р.И. Лалаева.- СПб., 2000. — 154 с.
14. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития детей / В.В. Лебединский. — М.: Мнемозина, 1995.-187 с.
15. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих младших школьников / Э.И. Леонгард, — М.: Просвещение, 1991. — 150 с.
16. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. — М.: Мнемозина, 2003. — 150 с.
17. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. — М., 1990.-258с.
18. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста / Н.Г. Морозова // Дефектология. — 1995. — №3. — С. 28-33.
19. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В. Нейман. — М.: АПН РСФСР, 1981.-100 с.
20. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, каф. сурдопедагогики. — Л., 1959, т. 171. С. 56-59.
21. Парамонова Л.Г. Предпосылки дисграфии у детей школьного возраста/ Л.Г. Парамонова // Новости оториноларингологии и логопатологии. Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции.- СПб.: 2000.-198 с.
22. Саломатина Л.С. Проблемы подготовки будущего учителя начальной школы к работе с детьми, имеющими различные нарушения чтения, в педагогическом колледже / Л.С. Саломатина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Наука, 2004. — С. 25-29.
23. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. — 127 с.
24. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. — М., 1989. — 307 с.
25. Яременко Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. — СПб.: Салит-Деан, 1999. — 264 с.
Источник
|
|
| ||||||||||||||||||||
Источник
Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Источник