Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте thumbnail

Рыжкова Н.А. , педагог-психолог

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение – Начальная Обраовательная Школа №5,

2019, г. Среднеуральск

Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Анотация: статья посвящена анализу особенностей развития памяти у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: память, задержка психического развития, мнемическая деятельность, развитие, дети младшего школьного возраста.

Задержка психического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, остается в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» имеет временной характер (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе тем, временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются условия обучения и развития детей данной категории.

Память является одним из главных психических процессов. При помощи памяти человек хранит полученную информацию, обогощает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющие знания, совершенствует свои умения и навыки, воспроизводит различные события.

Е.И. Рогов определеяет память, как «психический познавательный процесс, заключающийся в сохранении, запоминании, последующем узнавании и вопроизведении человеком разнообраной информации». [5].

Процесс памяти изучали многие известные отечественные и зарубежные психологи: Б.В. Зейгарник, П.И. Зинченко, Э.И. Истомова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П. Жане, Г. Мюллер, Г. Эббингауз и другие.

Несформированность познавательной активности чаще всего является главной причиной трудностей, которые возникают у детей с задержкой психического развития, обучающихся в школе. Многие клинические и психолого-педагогические исследования показывают, что существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Следует отметить, что у детей с задержкой психического развития проявляются трудности при запоминании, необходима индивидуализация школьного образования, с учетом уровня развития познавательных возможностей, для подбора эффективных педагогических приемов, а также, создание специальных условий для обучения детей данной группы.

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) посвящено изучению младших школьников. Поскольку по мере взросления человека, повышаются требования, предъявляемые к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.

Проблемой памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР занимались следующие отечественные ученые: Т.А Власова, М.С. Певзнер, Н.Г. Поддубная, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова и др.

Т.А. Власова и и М.С. Певзнер считали, что практически все дети с задержкой психического развития моогут быть успевающими учениками, но их необходимо своевременно заметить и осуществлять по отношению к ним особый индивидуальный подход. [2, с. 97].

По мнению В.И. Лубовского, память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. [4, c. 15].

У детей младшего школьного возраста память начинает свои изменения, вбирая в себя черты произвольности, становясь регламентируемой и опосредованной. Память постепенно превращается в самостоятельную деятельность, и специальная цель становится – запомнить. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребенка новые черты. У ребенка появляются дополнительные возможности регулировании своего поведения, но большей степени для смысловой организации мнемической деятельности. Без определенного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти. Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР является одной из главных причин их трудностей в школьном обучении. Дети данной группы плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им характерны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. [1].

Запоминание делится на два вида: Произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное). При работе произвольного запоминания перед ребенком стоит задача – усвоить определенную информацию, для этого используются различные приемы. Непроизвольное запоминание происходит стихийно, дети запоминают то, что привлекает их внимание больше всего, кажется более ярким и интересным.

В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов говорят о том, что у детей с ЗПР есть существенные недостатки и у произвольного запоминания и у непроизвольного. [3]. Сниженную познавательную активность детей с ЗПР выделяют, как одну из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети данной категории хуже воспроизводят словесный материал, им нужно больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся детям этого же возраста. По большей части дети с ЗПР не стараются более точно вспомнить материал, соответственно, не пользуются для этого вспомогательными техниками. В таких ситуациях необходимо активизировать их познавательную деятельность. Это можно добиться с помощью повышения мотивации деятельности (отметить важность выполнения задания, ввести элемент соревнования и т.д.).

Успешность запоминания также зависит от формы предъявления заученного материала. У детей с ЗПР наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной. Предъявляемый наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный, при этом возможность им манипулировать создает наиболее благоприятные условия для запоминания.

Процесс сохранения у детей данной группы также имеет ряд специфических особенностей. [5]. Получаемая детьми информация сохраняется на короткий срок, а в некоторых случаях – частями. Сохранение информации видов памяти нарушено, информация поступает в искаженной форме и в таком же виде сохраняется.

У детей с ЗПР данный процесс характеризуется неточностью воссоздания полученной информации, трудностями воспроизведения данных даже с помощью ассоциаций. В процессе узнавания дети с ЗПР не узнают ранее встречавшиеся объекты и путают одни объекты с другими. [2].

Процесс забывания у детей с ЗПР протекает неравномерно: часть информации забывается сразу после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. В целом, у детей данной группы процесс забывания проходит гораздо быстрее, чем у нормально развивающихся детей.

Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти. Важнейшим компонентом коррекционных мероприятий является формирование у детей специальных приемов запоминания – развитие логической памяти. К другому важному направлению этой работы можно отнести обучение детей правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им импульсивные действия и неумение сосредоточить свое внимание.

Память детей данной категории отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены прежде всего различными клиническими факторами, а именно: последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики; но также психолого-педагогическими факторами. В связи с этим, у детей выявляются разнообразные нарушения памяти: снижена прочность запоминания, характерна неточность и быстрая утеря информации, уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Причины низкой продуктивности всех видов запоминания у детей с ЗПР следующие:

  • Слабость их мыслительной деятельности;

  • Пониженная познавательная активность;

  • Недостаточность произвольной саморегуляции.

Таким образом, процессы памяти у детей с задержкой психического развития значительно отличаются от процессов памяти нормально развивающихся детей. Нарушения памяти имеют сложный и специфический характер. Необходимо обратить внимание на индивидуальные возможности ребенка и подобрать правильную коррекционно-развивающую образовательную программу.

Список литературы

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2013. C. 254.

  2. Власова, Т.А. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 2013. – 251 с.

  3. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.А. Лапшин, Б.Н. Пузанов // – М., 1991.

  4. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. М., 2014. С. 259.

  5. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

6

Источник

Память у детей: особенности, проблемы и коррекция

Мозг человека способен сохранять информацию об окружающем мире. Детская память своеобразна.

Характеристика

Память характеризуется способностью сохранения следов каких-то фактов и явлений в хранилище головного мозга с последующим воспроизведением.

У детей сначала проявляется наглядно-образная память. За время обучения в школе происходит формирование остальных видов.

Личности свойственно регулирование процесса закрепления в мозгу новых сведений. Только человек способен управлять формированием, развитием мыслительной деятельности и пополнением объёма памяти.

Основные этапы:

  • запоминание начинается с мысленного кодирования поступающей информации;
  • сохранение сведений в архиве мозговых структур происходит посредством организации и распределения новых знаний;
  • воспроизведение извлекаемых из памяти нужных данных зависит от основы структуры, в составе которых они фиксировались.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Виды

Произвольность и непроизвольность запоминания определяется конкретными условиями: намеренно или случайно человек усвоил информацию. Произвольная память срабатывает при желании индивидом запечатлеть факты в голове. Непроизвольная память представляет собой механическое фиксирование воспринятых мозгом сведений.

Оперативной памятью называют короткую мыслительную деятельность на период удержания в голове исходных данных при выполнении определённых действий, например, во время решения задачи.

По длительности сохранения различной информации бывает кратковременная и долгосрочная память. У детей в возрасте от 5 до 11 лет существенно улучшается краткосрочная память. Способы восприятия сведений позволяют вычленить другие её разновидности.

  • Образная память сохраняет новые данные, полученные с помощью органов чувств. Она подразделяется на осязательную, обонятельную, зрительную, слуховую и вкусовую.
  • Словесно-логическая память направлена на закрепление в мозгу текстов, представленных словами. Этот вид мозговой деятельности свойственен только человеку. При его реализации задействуется слухоречевой аппарат.
  • Двигательная память отвечает за запоминание разных движений. Этот вид мыслительной деятельности формирует у детей моторику пальцев, письмо, ходьбу, бег.
  • Эмоциональное запечатление событий тесно связано с различными переживаниями: радостью, страхом, огорчением и другими эмоциями.
  • Мозговая деятельность может отличаться феноменальной особенностью запоминания информации и точностью воспроизведения.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Особенности механизма запоминания

В раннем детстве преобладает непроизвольный вид памяти. Малыш запоминает сильные эмоции и то, на что взрослые направляют его внимание. В отличие от раннего периода жизни, у младших школьников память регулируется и управляется психической деятельностью. В первом классе дети начинают усваивать новые знания осмысленно. Отличительные черты запоминания у детей школьного возраста связаны с попытками мысленной систематизации информации.

Организация учебной деятельности в школе благоприятствует развитию различных анализаторов, помогающих хорошей усвояемости учебного материала.

Психологические установки на длительное его сохранение в голове способствуют эффективности процесса обучения. Исследование развития детской памяти позволило выделить несколько возрастных этапов.

До 2 лет

У новорождённых детей двигательные впечатления имеют очень большое значение. Сначала начинает развиваться моторная память. Младенец запоминает движения, воспроизводит их. Его знакомство с миром тесно связано с тактильными ощущениями. Первым признаком запоминания является узнавание крохой звуков, издаваемых погремушкой. Младенец пытается повторить их, удерживая и покачивая в руках игрушку. Он трогает предметы, облизывает их, перебирает руками. Через прикосновения происходит активизация мозговой деятельности, появляются новые нейронные связи.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Малыш узнаёт членов семьи. Младенец улыбается им. К концу первого года жизни формируется умение самостоятельно передвигаться в пространстве. Приобретаемый двигательный опыт способствует формированию памяти. Дети помнят происходящие события совсем непродолжительное время. Ранние воспоминания у людей обычно отсутствуют.

До 6 лет

Большинство людей запоминает фрагменты своей жизни с 2-3 лет. В это время малыш учится умываться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать обувь. Возраст характеризуется формированием социальных навыков и развитием долговременной памяти. Ребёнок начинает говорить и понимать речь окружающих.

Особенно надолго сохраняются в архиве мозга яркие события, вызвавшие наибольший интерес у малыша.

Лучше всего запоминаются сведения, связанные с определённым сюжетом или игрой. Дошкольник разбирается в цветовых оттенках, знает цифры и буквы. В данный отрезок времени включается воображение и образное мышление, которое отличается от мыслительной деятельности более раннего возрастного периода своей прочностью.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

До 12 лет

Перед началом учебного процесса ребёнок способен совершать простые математические действия. Долгосрочная память развивается естественным образом, улучшается её качество. У первоклассников происходит значительная перестройка в структурах головного мозга при закреплении учебного материала.

В начальной школе начинает формироваться произвольное внимание. Ребёнок способен запоминать информацию осмысленно.

В этот период совершенствуется словесно-логическая мыслительная деятельность.

Установка второклассника на длительность удержания в голове информации связана с систематической проверкой учителями знаний, полученных в 1 классе. Для лучшего усвоения и запоминания информации нужно регулярно её повторять. Ребёнок учится запоминать целенаправленно.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Старше 12 лет

После того как ребёнку исполнится 12 лет, мозг начинает работать в полную силу. Мозговая деятельность мало чем отличается от работы мозга взрослого человека. В это время особенно рекомендуется посещение школьниками различных кружков и секций.

Причины плохой памяти

Очень важно начинать тренировку процесса запоминания с младенческого возраста. В дальнейшем полная или недоразвитая важнейшая психическая функция отражается на усвоении учебного материала, успеваемости школьника.

Недостаточный объём памяти и низкий уровень запоминания приводит ребёнка к потере веры в собственные силы и способности.

Симптомы нарушения прослеживаются в забывании имён знакомых людей, сложности воспроизведения сюжета неоднократно прочитанной сказки, выпадение из памяти недавних событий. Насторожить должна неспособность распознания своих вещей среди рядом лежащей одежды посторонних людей.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Каждый родитель способен справиться самостоятельно с небольшим снижением объёма усваиваемого ребёнком учебного материала. При возникновении серьёзных проблем необходимо обратиться к психологу или неврологу. Стойкие нарушения возникают крайне редко.

Слабая продуктивность детской памяти объясняется разными причинами. Нарушение процесса запоминания может быть вызвано нерегулярным выполнением домашних заданий. Такие дети не владеют приёмами запоминания и воспроизведения нужной информации. Проблемы с запоминанием могут возникать из-за рассеянного внимания школьника.

Причинами нарушения мыслительных процессов служат сильные переутомления.

Необходимо чередовать учебную деятельность с отдыхом. Слабая продуктивность запоминания может быть следствием заболеваний и черепно-мозговых травм. Фиксационная амнезия приводит к потере способности запоминать полученные сведения. Иногда происходит непреднамеренная замена реальных событий ложными воспоминаниями, которые заполняют провалы в памяти.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Описание развивающих методик

Есть много средств развития памяти у детей. Самыми популярными методиками являются методы, разработанные Гленном Доманом и Монтессори. Первая методика первоначально была разработана как способ коррекции детской памяти, имеющей отклонения в области запоминания информации. Затем она была адаптирована для всех малышей.

Методика Монтессори предполагает форму обучения в игровой форме с проявлением детской самостоятельности.

Рекомендуется полный отказ от роли учителя и ученика. Особенностью техники является самостоятельный выбор малыша, чем он будет заниматься. Родитель только наблюдает.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Существует множество интересных и эффективных развивающих методик. Рассмотрим некоторые из них.

  • Пазлы помогают развить моторику, усидчивость, внимание и память у детей любого возраста. Собираемое изображение должно соответствовать возрастному периоду. Регулярная сборка разрозненных кусочков в единое панно способствует достижению хороших результатов в процессе развития внимания и запоминания.
  • Малыши очень любят рассматривать перепутанные картинки. Предложите ребёнку определить несоответствие персонажа и изображённого действия. Затем пусть расскажет, как можно исправить ошибки. Малыш должен заметить, что вместо медвежонка в летящую ступу следует поместить Бабу Ягу, Красной Шапочке надо поменять головной убор, а стрелу нужно передать Ивану Царевичу.
  • Слуховую память можно улучшить с помощью аудиозаписей. Включайте несколько раз в неделю интересные рассказы, сказки. Лучше всего устраивать совместные прослушивания. Малышам хорошо подходят детские песенки и коротенькие стихи. Предлагайте ребёнку пересказывать тексты максимально правильно. Аудиозапись можно заменить чтением вслух.

Развитие с помощью игр

Вовлечение детей в игровые занятия помогают им увеличить объём памяти, ускорить процесс извлечения нужной информации. Игры позволяют ребёнку справиться с имеющимися проблемами при запоминании.

Хорошо улучшает слуховую память групповая игра в снежный ком. Сначала один малыш называет любое слово, другой ребёнок повторяет его и добавляет своё слово. Следующий малыш повторяет произнесённые двумя предшествующими детьми слова и придумывает ещё одно. И так поочерёдно каждый дополняет словесную цепочку, которая нарастает, как снежный ком.

Прекрасно развивает внимание, усидчивость и память игра в лабиринт.

Головоломка предполагает поиск пути через прохождение большого количества тупиков и запутанных ходов, преодоление которых приводит к конечной точке.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Детям можно предложить определить на ощупь мелкие предметы в мешке. Подглядывать запрещается. Малыш берёт в руку любую попавшуюся вещь и угадывает, что он держит, а затем вытаскивает из мешка.

После просмотра мультфильма нужно включить его ещё раз без звука. Ребёнок должен сам описывать происходящие события и воспроизводить диалоги.

Существует много специальных мультипликационных фильмов, развивающих интеллект малышей.

В них содержится большое количество головоломок и задач, требующих от ребёнка проявления интеллектуальных способностей.

Предложите ребёнку делать зарисовки предметов, названия которых произносит вслух родитель. Сначала для рисования предлагают простые вещи: стол, платье, трактор. Затем берут более сложные понятия: полёт, радость, детство. Периодически предмет, действие или явление дополняют определением: модное платье, тёмно-синий трактор, счастливое детство.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Еще одно задание – воспроизведение рисунка по памяти после рассматривания в течение 30 секунд предложенной родителем картинки. Можно предложить малышу посмотреть на квадрат с нарисованными точками внутри него, через несколько секунд картинку убрать и положить на стол лист с пустым квадратом, в котором ребёнок должен правильно расставить точки.

Рекомендации специалистов

В психологии известно немало способов эффективного улучшения детской памяти с учётом индивидуального подхода к малышу. Начинайте с более лёгких заданий. Когда ребёнок уяснит все инструкции, можно потихоньку усложнять тренировки. Стимулируйте малыша призами, внедряйте соревновательные и игровые моменты. Придумывайте игры, в которые будут вовлечены все члены семьи.

Не тревожьтесь и не отчаивайтесь, если у ребёнка получается не всё. Учитывайте его настроение, добавляйте новые задания.

Помните, что чересчур сильная нагрузка на детский мозг приводит к отрицательному результату, поэтому малышу необходимо вовремя отвлечься от тренировочного материала и хорошо отдохнуть.

Обязательно делайте с детьми дыхательную гимнастику, помогающую снять лишнее телесное напряжение и насытить мозг кислородом. Следите за соблюдением ребёнком распорядка дня. Он должен хорошо спать для восстановления сил. Обеспечьте малышу полноценное питание. Все микроэлементы и витамины, полезные для работы мозга, должны усваиваться организмом в достаточном количестве.

Нарушение в развитии памяти у ребенка в младшем школьном возрасте

Источник