Народная кукла в развитии ребенка

Наталья Кастерина
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

Уважаемые коллеги здравствуйте!

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

А. Синявского (“Голос из Хора”)

На современном этапе, в связи с новыми требованиями, выделен один из стратегических ориентиров в развитии системы образования. Заключается он в том, что она должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. А современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.

Поэтому очень важно чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть. То каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Восемь лет, работая по этой теме обозначив всю значимость куклы, как средства развития ребенка дошкольника выбрала для себя это направление. Работая в данном направлении, разработала и апробировала ряд проектов по народной кукле для дошкольников, их родителей и педагогов ДОУ. Неоднократно проводила педсоветы, мастер-классы и консультации для педагогов раскрывая значение народной куклы в патриотическом и творческом развитии дошкольников.

Давая открытые уроки, на уровне детского сада, участвуя в конкурсах по данному направлению поняла о необходимости создания кружка дополнительного образования детей «Василинка». И вот уже два года являюсь руководителем кружка для детей подготовительной группы. Разработала программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки, импровизированные спектакли с куклами. В данном направлении консультируя и проводя мастер-классы для родителей, получила предложение о создании мини-музея народной куклы в группе. В итоге силами родителей был создан мини-музей «Куклы наших бабушек». Мини-музей кукол подразделяется на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.

Результатом проделанной работы считаю высокий творческий потенциал, разностороннее знание и народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети, приходя ко мне на занятия не умея работать с тканью, легко и без проблем начинают скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету. Занимаясь в кружке «Василинка» дети запоминают о значении цвета в кукле (красный – от болезни, значение рисунка и узора в наряде.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь. Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы ежедневно убеждаемся.

Так проведя экспериментальное исследование на констатирующем эксперименте были получены такие данные: к высокому уровню отнесено 18%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности.

К среднему уровню было отнесено 27% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, на некоторые вопросы дети затруднились ответить или отвечали неуверенно, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли.

К низкому уровню отнесено 45% детей. Эти дети отвечали лишь на несколько вопросов (3-4). Ответы были не по существу. Дети, отнесённые к этому уровню, не проявляли интереса к предметам быта. В процессе игровой деятельности с историческим сюжетом эти дети малоактивны.

С целью определения отношения педагогов к изучаемой нами проблеме и изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания, мы провели анкетирование среди воспитателей.

Полученные данные говорят о том, что хотя педагоги осознают значимость ознакомления с историческим прошлым русского народа, работа по отбору материала, его накоплению и оформлению ведётся недостаточная.

На следующий вопрос педагоги ограничились лишь поверхностными ответами. В качестве исторических событий, с которыми следует знакомить детей,были названы: Великая Отечественная война, знакомство с родным городом; хотя круг исторических событий гораздо более широк, нежели те, которые были названы педагогами

Как свидетельствуют данные проведённого исследования, представления дошкольников об историческом прошлом России отличаются неточностью, отсутствием глубины. Большинство родителей и воспитателей осознают важность ознакомления детей с историческим прошлым России, но сами этими знаниями владеют не в полном объёме, что затрудняет работу с детьми.

Таким образом, можно предположить, что решению данной проблемы может способствовать разработанная система занятий по народным куклам, предусматривающая ознакомление с прошлым нашего государства, дидактические игры, развлечения и другие формы работы, предполагающие уточнение, углубление и расширения знаний детей.

На этапе контрольного эксперимента была проведена та же работа с детьми, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате обработки анкет, опросов, анализа продуктов детской деятельности, нами было отмечено увеличение детей с высоким уровнем сформированности представлений об историческом прошлом народа, развития творческих способностей детей.

К высокому уровню отнесено 68%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого изготавливали предложенные куклы, подбирая необходимый материал и обосновывая свой выбор.

К среднему уровню было отнесено 32% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли. Изготавливают куклы самостоятельно, но затрудняются в выборе цветовой гаммы, не могут ответить на вопрос о символическом изображении узоров на одежде куклы.

Детей с низким уровнем не было выявлено.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В.Высоцкого:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.

Источник

Пиюкова Ольга Владимировна, воспитатель, МДОУ №333 Дзержинского района г. Волгограда. 
Статья «Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей» предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования. В ней раскрывается актуальность необходимости приобщения детей к истокам русской национальной культуре, воспитания у дошкольников духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, принадлежности к своей Родине. Из опыта работы педагога описывается решение проблемы через организацию кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста на базе мини-музея «Народная кукла из глубины веков».

Дата публикации: 20.03.2018

Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как полноценной развитой личности, достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны, как Россия. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Духовный, творческий патриотизм — чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность.  Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.      

В дошкольном возрасте у детей игра — является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

При опросе современных детей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными — календарными праздниками.   Я сделала вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.

Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».   /К.Ушинский/

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, я решила, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:

  • Обогащать знания дошкольников о музее, как хранителе истории культуры родной страны;
  • Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через   кружковую работу в мини-музее «Народная кукла из глубины веков».
  • Познакомить детей с различными видами народных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми.
  • Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
  • Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсии в мини – музее;
  • Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;
  • Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры, умение самостоятельно выполнять правила поведения в мини-музее;
  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

Мною была разработана авторская программа. Срок реализации программы 2 года с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Для реализации программы в детском саду был организован мини-музей «Народная кукла из глубины веков», в котором экспозиции построены на основе музейных экспонатов – народных кукол, изготовленных   с сохранением народной технологии,   русских народных традиций, на основе литературных печатных материалов и научных источников.

В мини-музее дети, не только имеют возможность знакомятся с народной куклой, но и приобщаются к истокам русской народной культуре. На занятиях в мини-музеи у детей появился интерес к рассматриванию экспонатов различных видов кукол /обереговых, обрядовых, игровых, кукол народного фольклора/, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому.

Хозяюшкой нашего   мини- музея стала героиня сказки — Василисушка, которая используется как игровой персонаж на занятиях кружка.  

Народная кукла жила с людьми от рождения до старости. Вместе с ней они радовались и грустили, проводили праздники, совершали обряды, поэтому и куклы были разные.

При построении экспозиций я использовала комплексный подход. разновидностей кукол много, и я распределили их на несколько под тем:   обереговые, обрядовые, игровые и народная кукла в произведениях русских художников.

1 под тема Куклы-обереги

Куклам-оберегам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

На Руси обережные куклы делали из различных материалов. Каждая кукла делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления.   /пример: кукла – оберег Крупеничка, Кукла Богач – пара Крупенички-куклы достатка и хорошего урожая кукла-оберег Кубышка-Травница, Неразлучники-свадебные куклы, Мировое дерево», Желанница, Десятиручница и Филипповка- куклы рукодельниц, Дарья-коллокольчик- кукла радостных известий, Домовушка, Столбушка, День-Ночь, Веснянка, Пеленашки и др./

Зольная кукла (одна из исконо-русских кукол) Это древний символ продолжения рода. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. У традиционной русской куклы лицо не рисовали, они были «безликими». Считалось, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

2 под тема Обрядовые куклы

А какой же праздник на Руси без обрядовой куклы? В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

            Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и ниточки для изготовления кукол не резали, а рвали.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. /пример: кукла Коза, Крест, Спиридон-Сонцеворот, Кукушка и др./

3 под тема Игровые куклы и куклы русского народного фольклора

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже самых бедных крестьянских семьях с давних времён была старинная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры из различных подручных материалов травы, соломы, ниток, лоскутков ткани.

С пяти лет незатейливую куклу могла делать любая девочка. Куклы рассматривались как эталон рукоделия. Девочки-подростки вместе с прялкой брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. В играх-забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

           В мини-музее дети могут рассмотреть игровые куклы, познакомится с материалом для их изготовления, изготовить кукол, поиграть с ними, показать сказку. /Приложение 1/

4 под тема народная кукла в изображении   русских художников. В мини-музее дети имеют возможность познакомиться с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами. /Приложение 2/

  • Художник Стрелковский Алексей Иванович

         «Девочка с куклой» (1871г.)

  • Художник   Тропинин Василий Андреевич

       «Девочка с куклой» (1841г.)

  • Художник Лемох Кирилл Викентьивич

                   «Варька» (1893 г.)

  • Художник   Тропинин В.А.

            «Девочка с куклой»

  • Художник   Виноградова Анна Германовна

               «Девочка с куклами»

  • Неизвестный русский художник

                       » Сельский быт»

  • Неизвестный русский художник

                       «Рукодельницы»

  • Художник Наталья Милашевич

                         «Девочка с куклой»

В нашем мини-музее экспонируются разнообразие народных кукол отличается не только своим назначением, но и способом изготовления, использованием различных материалов.

Например:

  • из золы (зольные куклы, куклёноши из золы)
  • из лыка (обрядовая кукла Кукушка, Кострома, Филиповка- кукла рукодельниц)
  • из соломы (Стригушки из соломы, Барыня, Масленица, Солнечный конь, Коза и др.)
  • из травы (куклы-травушки, Стригушки, Кубышка-травница ткань и трава)
  • из крупы (Крупеничка –Зерновушка, Богач (пара Крупенички)
  • из ниток шерстяных и льняных (Мартиники, Ловушка для снов, Десятиручка , Параскева Пятница, Леший)
  • из ткани (Пеленашки, Дарья Колокольчик, Куватка, Столбушка, Мамушка, Неразлучники, Домовушка, День-Ночь, Веснянка, Зайчик на пальчик, обрядовые куклы Коляда, Купавка и др.)

В кружке я знакомлю детей с разными способами изготовления кукол.

Облик куклы оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. В начале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека.   Затем стала выделяться верхняя часть – голова куклы. Затем кукле привязывали юбку, грудь, позже, руки, повязывали платок.

В нашем мини-музее куклы отличаются не только своим названием, материалом, но и способом изготовления.

  • Куклы-скрутки (плотное скручивание ткани в «скалку», а также накручивание ткани на плотную основу («скатку»)

(пример: Домовушка, Коляда, Пеленашка, Столбушка и др.)

  • Куклы –закрутки (закручивание, сгибание материала: ткани, травы, соломы)

(пример: Куватка, Стригушки, Травушки, День-Ночь, Дарья –Колокольчик, Веснянка и др.)

В нашем мини-музее есть народная мастерская.

На полочке в отведённом месте находится материал для изготовления народных кукол.

В корзиночке волшебной

Чего там только нет,

Лоскутики и ленты,

Тесьма и кружева.

Пусть будет наша куколка,

Нарядная всегда!

В моём мини-музее есть интерактивный фонд.

На базе мини-музея работает кружок «Народная кукла». В мастерской на занятиях кружка, дети знакомятся с историей куклы, материалом и традиционной технологией её изготовления. Показ этапов последовательности изготовления куклы сопровождаю при помощи наглядного материала: мнемотаблиц, карт-схем. Дети изготавливают и украшают куклу совместно с педагогом или родителями, которая включается в экспозицию. А также дети очень нравится самостоятельно изготавливать народных кукол и брать их себе на память или в подарок своим близким. /Приложение 3/

К сожалению, в нашем мини- музее нет старинных кукол. Основной фонд представлен подлинными предметами : образцы ткани, нити, выполненной   нашими предками, книги , которые рассказывают об истории русской народной куклы, произведения фольклора сказки, пословица, поговорки, прибаутки, которыми сопровождаются рукоделия и любой крестьянский труд.

В мини-музее дети имеют возможность вместе со сверстниками, родителями и индивидуально поиграть в музейные игры.

/например: «Распредели правильно кукол», «Угадай куклу», «Где спряталась кукла», «Третья лишняя» и др./   /Приложение 4/

В своей работе учитываю поставленные задачи предусмотренные в Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развития и образования детей: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» /1.6 п. 4/

«Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

/1.6 п.5/

В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   интегрируются образовательные области: В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями ФГОС   интегрируются образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие /ФГОС 2.6/

В своей работе я использую разнообразные формы и методы обучения:

-экскурсии;

— занятия в кружке;

-музейные (домашние) задания, художественно-продуктивная деятельность

(аппликация, рисование, изготовление поделки);

-взаимодействие с игровым персонажем;

-музейные игротеки;

-игровые занятия («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Знатоки истории на Руси»)

-самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению кукол;

-музейные посиделки совместно с родителями;

-театрализованная деятельность;

-календарно-обрядовые праздники (с использованием обрядовой куклы) /Приложение 4/

           Наш мини-музей пользуется успехом у воспитанников всего детского сада. Его посещают не только дети детского сада, но и родители которые приходят в детский сад, а так же ученики начальных классов МОУ СШ № 40, лицея № 7(наши выпускники).

Я считаю, что старинная, исконно русская народная кукла из глубины веков является — прородительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.

Источник