Народная игрушка в развитии ребенка дошкольного возраста

Народная игрушка в развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Светлана Викторовна Заикина
Роль народной игрушки в развитии ребенка-дошкольника

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность» и «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и в активном его познании и преобразовании.

Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно, чтобы труд стал потребностью, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приобщение к миру прекрасного – сложный и длительный процесс. Мы, педагоги нашей группы, стали приобщать детей к миру прекрасного с первых дней пребывания детей в учреждении. В начале мы показывали детям готовые куклы, которые мы изготавливали с детьми группы прошлого выпуска. Мы придумывали различные игры, создавали игровые ситуации. Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами и народными игрушками.

Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Народная педагогика создала все основные типы игрушекдля каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской, замечательные каталки для малыша 2-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушек для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами механики и техник (Богородская игрушка). Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

В нашей группе для работы с детьми представлены народные игрушки (богородские, дымковские, филимоновские, игрушки-забавы (пирамидки, грибки, матрешки, с которыми дети с удовольствием обыгрывают сказки.

Мы стараемся развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, так как на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией мы помогаем детям воплотить увиденное в творческих работах. Изобразительная деятельность тем и интересна и увлекательна, что в ней можно передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Наши занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников, а для этого они сопровождаются музыкальным оформлением и художественным словом.

Знакомя детей с народным творчеством, мы ставим перед собой воспитательные и образовательные задачи.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать детей на народных традициях.

• Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор и знакомство с древними образами.

Образовательные задачи:

Развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи.

• Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

Развитие творческих способностей, способности детей в разных видах художественного творчества.

Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами. Для восприятия детей нашей группы мы организовываем выставки-ярмарки, на которых представлены предметы, представляющие различные народные промыслы: Дымково, Гжели, Хохлома и др. Дети с удовольствием обыгрывают сказки, придумывают различные игры.

Мы, педагоги, всегда рядом с детьми и стараемся учить детей играть вместе, согласовывать свои интересы с общими, коллективными; помогать друг другу и радоваться успеху товарища.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, после рассказа и показа, даем детям возможность заняться творчеством, — дети украшают дымковские игрушки чашки, тарелки, ложки, подносы в соответствии с особенностями какого-либо промысла (Гжель, Хохлома, Дымка). Продуктивные виды деятельности (лепка, пластилинография, аппликации, рисование) сопровождаются пением народных песен, заучиванием стихов-потешек, закличек. После физкультминутки заканчиваем занятие народными играми. Каждое занятие тщательно продумывается. Цели и задачи ставятся в соответствии с возможностями детей.

Одним из наиболее важных условий успешного развития детских способностей является разнообразие и вариантность работы. Всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети смогли реализовать свои возможности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления. Работая третий год с моими ребятишками, я знаю, кто и чему научился, кому нужно помогать, а кто справится с заданием сам.

Большой интерес вызывает рисование с использованием нетрадиционных приемов, где дети рисуют пальчиком, ладошкой, ватными палочками. Очень интересна обрывная аппликация с использованием разноцветных салфеток, которыми дети украшают дымковскую барышню и петушка, чашки, тарелки.Дети с удовольствием занимаются пластилинографией: «Разноцветные матрешки», «Филимоновская игрушка», «Чудо-Хохлома, ложки». На всех этих занятиях у детей развивается глазомер и мелкая моторика.

После каждого занятия мы устраиваем выставку, где дети рассматривают свои работы. Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок узнал и показал свою работу. Данные обстоятельства вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, способствуют развитию эстетического восприятия, повышают интерес.

Занятия продуктивной деятельностью требуют подготовки. Дети нашей группы с удовольствием помогают педагогам. Они четко знают, что для занятий лепкой нужны дощечки, стеки, салфетки; а для аппликации – клеенки, влажные салфетки клеящие карандаши; для рисования – большие клеенки, фартуки, нарукавники, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки и специальные тряпочки. После каждого занятия творчеством группа требует уборки, и наша художественная деятельность плавно переходит в хозяйственно-бытовой труд. Дети выполняют поручения педагога собрать кисточки, отнести стаканчики. Я обязательно отмечаю наиболее старательных детей, ведь похвала стимулирует и радует детей.

Источник

Третьякова Н.Ю.

Роль народной игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

О важности игры в жизни ребёнка писали многие известные психологи.

 К Д. Ушинский подчёркивал значение игры для общего развития души.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру». О современных игрушках много размышляют и современные психологи, и педагоги. Е.А. Флёрина считает, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов».  Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать.  Нарушается логическая цепочка «общество – игрушка – ребёнок». Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве.

Сейчас в России народными образцами игрушки являются матрёшка, неваляшка, колобок, плюшевый мишка. Они, по своей сути, игрушки безобидные, весёлые, добродушные. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Фабричное производство игрушек отсутствовало.  Взрослые вместе с детьми сами делали игрушки. Их наделяли магическими качествами: считалось, что они способствуют счастливому браку, материнству, богатому урожаю, уберегали от сглаза. Игрушка могла и навредить. Дарить игрушку было распространённым обычаем.

Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым. Тряпичная куколка всегда оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, в отличие от пластмассовой, она снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей»; во-вторых, воспитывает ласковое и небоязливое отношение к миру; и, в-третьих, постоянное наличие рядом оберега, защитника успокаивает малыша.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.  Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры.

Источник

Злата Курманова
Значение русской народной игрушки в коррекции и развитии дошкольников

Народная игрушка – традиционный элемент процесса образования. Через игрушку и игру ребенок узнает мир, адаптируется в обществе. Русская народная игрушка имеет свою историю, которая подтверждает, что она не случайное явление, а значительная часть народного искусства, имеющая свои традиции, но несправедливо забытая.

Игрушка – элемент терапии в работе с детьми. Увеличение количества детей с ОВЗ заставляет высококлассных специалистов искать новые, более эффективные направления, приемы и методы коррекции.

Игрушки развивают глазомер, ловкость, силу, координацию движений, общую и мелкую моторику, согласовывают разнонаправленные движения обеих рук, ног, движения и речь. Сами по себе они служат мощным средством развития нейронных связей, выступающих основой совершенствования высших психических функций.

При этом использование русской народной игрушки не требует специального обучения и присутствия специалистов.

Своими возможностями (волчок на высокой ножке двигается по комнате, фурчалка, быстро крутясь, гудит) она завораживает ребенка, создает мотивацию повторить чудесное действие, самостоятельно управлять ею. Ребенок действует не по показу, не по просьбе взрослого, а по своей инициативе. Он не выполняет движений, хоть и очень полезных, но не демонстрирующих результат.

Ребенок, учась запускать игрушку, видит результат своих стараний и действий, что дополнительно создает положительный эмоциональный фон. К тому же движение некоторых игрушек (фурчалок, волчков, кубарей) плавные и динамичные, что успокаивает.

Это объясняет то, что некоторые дети любят длительное время наблюдать за ними. Можно сказать, что игрушка – доступный, привлекательный и эффективный элемент развивающей среды. Взаимодействие средовых и биологических факторов для каждого ребенка индивидуально.

Народная игрушка настолько универсальна, что имеет несколько вариантов действий с ней, и становится доступной ребенку и младшего и старшего возраста.

Так как большинство игрушек предполагает физическое действие с ней, то и развивающий эффект в первую очередь воздействует на моторную зону.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Исследования Л. А. Венгера, Н. С. Жуковой, А. В. Запорожца, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка с первых месяцев жизни.

На основе движений и действий формируются процессы восприятия, что создает основу для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает мозг, что способствует более интенсивному психическому развитию ребенка.

Двигательная зона служит основой развития речи, через нее нельзя перешагнуть, поэтому с точки зрения нейропсихологии логично в начале коррекционного процесса отдатьпредпочтение именно двигательным методам.

В 3 – 7 лет активно формируются основные двигательные, гностические и праксические системы. предлагая ребенку в этот период игру с русской народной игрушкой, элементами движения и речи, мы создаем среду, адекватную ее потребностям.

Например, используя такую игрушку, как фурчалка,можно решить следующие задачи: развить ловкость, моторику, координацию движений, усидчивость, фонетический и темпоритмический слух.

Преимущества использования русской игрушки:

— многофункциональность (одну игрушку можно использовать как забаву, тренажер для развития моторики, элемент сюжетно-ролевой игры);

— вариативность целевого использования (развитие ловкости, внимательности, усидчивости, пространственных представлений, моторики, сенсорных компонентов и т. д.);

— возможность применения в разном возрасте (игрушка, как правило, включает в себя несколко вариантов деятельности с ней, от упрощенного для дошкольного, до сложного, доступного не каждому взрослому);

— возможность регулирования трудности задания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка;

— использование индивидуально и в группе, самостоятельно и под руководством взрослого.

Русская народная игрушка рассматривается, в основном, как элемент культуры, имеющий художественную ценность и значимость.

Однако, хотелось бы вернуть ей ценность практическую, исторически доказанную.

Игрушка решает задачи социально-коммуникативные, познавательные, речевые, художественно-эстетические и физические. Она соответствует принципам, предъявляемым к игрушкамв современном образовательном пространстве: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности.

Источник

Технологии использования народной игрушки в развитии дошкольников

Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.

Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя  природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры»[5, с. 147]. На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 68]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.

Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий  земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) [6, с. 62].

Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки  гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» [23, с. 95].

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» [18, с. 76].

Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флерина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, ее психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка [7].

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

Знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.

Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:

 познакомить детей с русскими народными игрушками;

 прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам;

 расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;

 учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны;

 стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми;

 воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.

Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» [10].

С этой целью в группе создают патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства.

Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как «гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.

Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.

Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они  часть великого русского народа.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений  тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н.А. Виноградова.  М.: Форум, 2012.  256 c.

  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.  М.: Лабиринт, 2008.  352 с.

  3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная.  Люберцы: Юрайт, 2016.  284 c.

  4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова.  М.: Синтез, 2007. – 264 с.

  5. Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.А. Головчиц.  М.: Владос-Пр., 2013.  320 c.

  6. Горохова, И.А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе: электронный ресурс.  Режим доступа: https://mosmama.ru. Дата обращения 01.04.2017.

  7. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология.  2009.  №2.  С. 66-69.

  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.  М.: Академия, 2012.  416 c.

  9. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова.  Люберцы: Юрайт, 2016.  411 c.

  10. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская.  М.: АСТ, 2011.  878 c.

Источник