Народная игра в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста

Марина Меньшакова
Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста

Меньшакова Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 165 «Колокольчик», г. Котлас, п. Вычегодский.

Народные игры – как средство социально-личностного развития детей раннего возраста.

Социальное развитие дошкольника – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить.

Ранний возраст является самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В раннем детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению учёных. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с детьми. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра, а любая игра по своему происхождению и содержанию уже социальна и поэтому как справедливо отметил Д. Б. Эльконин, имеет большое значение для социально-личностного развития детей.

Народные игры – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность, усвоить общечеловеческие ценности. Такие игры занимают важное место в жизни детей. Они служат и развлечением, и средством к познанию окружающего мира, дети не просто в них играют, а обучаются, постигая жизнь.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей п привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

Самые первые игры взрослых с детьми – «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Поэтому в своей работе мы широко использовали народные игры и игрушки для воспитания и обучения детей.

В течение года с детьми проводились: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм –забавам относятся: игры – потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем – поедем» и пр., хороводные («Каравай», «Зайнька», «Пузырь» и др., подвижные игры «Прятки», «Ловишки», «Салочки» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, в них много веселья, движения. Они включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществлялся непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм – забавам относятся имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображали животных, птиц и др. В играх — забавах использовали народные игрушки: погремушки – шаркунки, нанизанные на веревочку бубенчики, ложки. Повсеместно детской забавой являются маленькие волчки, неваляшки,а также деревянные игрушки: фигурки коней, коровок, медведей, курочек и т. д. Для развлечениямалышей использовали музыкальные игрушки: различные трещотки, свистульки, дудочки. Все эти игрушки, войдя в повседневность детей, уже с самого раннего возраста будут сопровождать их на протяжении всей жизни, став добрыми и верными друзьями малышей.

Полезным и познавательным для детей было проведение дидактических игр. Выделение их в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставилась конкретная педагогическая задача. Эти игры направлены на развитие умственных действий, восприятие формы, цвета, величины и т. д. (игры с пирамидками, матрешками, вкладышами).

Успешно использовали игры с сюжетными игрушками. Так как именно в играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, которые отражают их собственный жизненный опыт и впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры с сюжетными игрушками делятся на процессуальные и игры – драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, воспроизводят различные бытовые ситуации с куклами (кормление, купание, одевание, укладывание спать, подражая деятельности взрослых, дети тем самым принимают на себя различные социальные роли. Включали игровые эпизоды и игры – потешки в режимные моменты, что делает ежедневные процедуры для малышей более привлекательными. Эпизоды потешек, сказок, песенок и т. п. разыгрывали в играх – драматизациях. Различные виды игр интегрировали между собой, например, игра – забава «К нам Петрушка приходил» Петрушка знакомит детей с народными игрушками, в том числе и с матрешками, которые дети учатся разбирать и собирать (2 вкладыша). Игры – драматизации часто переплетаются с имитационными играми, например, инсценировка потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок» заканчивается имитационной игрой (звукоподражанием).

Значение любой народной игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх – забавах, подвижных и хороводных играх у детей развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все народные игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и игры – драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыши осваивают моральные нормы, знакомятся с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый» и др. ; в процессе коллективных и совместных игр учатся общаться со сверстниками, согласовывают с ними свои желания и действия.

Большое значение для развития самостоятельной игровой деятельности детей имеет организация предметно — развивающей среды. Предметно — развивающая среда в группе организована нами таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначены для этого.Обустроены уголки: для приготовления еды, в котором использовали макет русской печки, место для приема пищи, стол с расставленной на нем старинной посудой (самовар, чугунки, деревянные миски и ложки и т. д.); уголок для укладывания спать кукол – пеленашек, в котором разместили различные колыбельки; уголок ряженья с народными костюмами, кокошниками и украшениями. В определенных местах разместили народные игрушки: музыкальные, дидактические и сюжетные (народные куклы).Оформили различные макеты: «поморская изба», «подворье», «комната – горница», «деревенская улица», все макеты видоизменялись в зависимости от времени года. Все игровое пространство создали таким образом, чтобы детым было удобно играть в игровых зонах, как группой, так и индивидуально, так как игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравиться.

В группе были организованы различные тематические выставки, посвященные различным народным праздникам «Осенины», «Широкая Масленица», «Пасхальный сувенир», «В гости к бабушке» (закликание птиц, встреча весны). В параллели с тематическими выставками были проведены народные праздники и развлечения такие как: «Мы на ярмарке бывали, товар разный повидали», «Масленица – блиноедка», «Дорого яичко в Христовый день» с включением в них народных игр (катание цветных яиц с горочки, подвижная игра «Заинька», «Прятки» игры с народными музыкальными инструментами и т. д.). И пусть малышам еще не понятны все обычаи и традиции этих праздников, но пусть они с ранних лет знакомятся с игровым праздничным фольклором, песнями, играми. Пусть приучаются видеть красоту во всем, что их окружает, пусть учатся радоваться празднику.

В организации предметно – развивающей среды активное участие принимали родители группы. Мамы сшили костюмы, связали украшения для уголка ряженья, папы изготовили различные колыбельки для сюжетных игр. Принимали участие в изготовлении макетов не только родители, но и дедушки и бабушки. Шили северные тряпичные куклы по всем правилам их изготовления. Этому способствовал проведенный сотрудником Котласского краеведческого музея мастер – класс «Куклы в доме». Родители порадовали своих детей сладкими игрушками на Рождество – козульными пряниками, для развлечения напекли жаворонков, а также являлись активными участниками в оформлении тематических выставок.Для родителей нашей группы были проведены: собрание на тему «Игрушка не балушка, а народная заповедь», подвести родителей к важности народной игрушки, народного игрового фольклора для полноценного развития детей раннего возраста; в масленичную неделю конкурс сладкоежек «Лакомка», где родители с удовольствием играли в подвижные народные игры «Летела корова», «Золотые ворота», «Ручеек», в праздник Пасхи «Крутись, яйцо», «Катание яиц», «Пасхальный ловец» и т. д. Все проведенные мероприятия способствовали развитию интереса у родителей к культурному наследию Русского Севера, желание больше узнать о традициях, обрядах, праздниках, чтимых в Архангельской области.

Источник

Валентина Корсакова
Значение народных игр в воспитании дошкольников

«Значение народных игр для детей дошкольного возраста«

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих.

Место для проведения игр.

Количество участников игры.

Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого –либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Итак, мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные

игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как

Источник