Нарисованный мир роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка

Нарисованный мир роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №10 «Светлячок»

Консультация

«Роль детского творчества

 в эмоциональном развитии ребёнка»

                                                                                                    Педагог-психолог

                                                                                                    Симонова А.А.

2011

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

ХОРЕОГРАФИЯ

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям, — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которые доступны младенцу.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВТО

К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка так же важно, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными и в то же время уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Таким образом, естественная потребность каждого малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование) ребенка. В пластическом рисунке танца и живописного произведения малыша отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Многие взрослые проявляют обидную невнимательность к первым литературным опытам малышей. Не так часто можно наблюдать, чтобы воспитатель или родитель ходил с записной книжкой за сочиняющим ребенком и записывал за ним сказки, стихи, рассказы, которые дети сочиняют на ходу, бегая, прыгая, лазая или манипулируя различными материалами для творчества. Очень долго в этой области ребенок остается предоставленным самому себе, а иногда может слышать и такое: «Перестань сочинять всякие глупости».
  1. Неуважение, проявляемое взрослыми, к детским «каракулям» (истоки графики), цветовым «пятнам» и «розовым слонам» (истоки живописи), «бессмысленному» подпрыгиванию (развитие психомоторики), словотворчеству (истоки литературного творчества), наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть. 

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство — это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин «дошкольное детство» создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей каждый день живут с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Источник

Консультация

«Роль детского творчества

в эмоциональном развитии ребёнка.

Воспитатель: Сидорова Е. В.

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

ХОРЕОГРАФИЯ

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям, — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которые доступны младенцу.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВТО

К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка так же важно, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными и в то же время уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Таким образом, естественная потребность каждого малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование) ребенка. В пластическом рисунке танца и живописного произведения малыша отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Многие взрослые проявляют обидную невнимательность к первым литературным опытам малышей. Не так часто можно наблюдать, чтобы воспитатель или родитель ходил с записной книжкой за сочиняющим ребенком и записывал за ним сказки, стихи, рассказы, которые дети сочиняют на ходу, бегая, прыгая, лазая или манипулируя различными материалами для творчества. Очень долго в этой области ребенок остается предоставленным самому себе, а иногда может слышать и такое: «Перестань сочинять всякие глупости».

  1. Неуважение, проявляемое взрослыми, к детским «каракулям» (истоки графики), цветовым «пятнам» и «розовым слонам» (истоки живописи), «бессмысленному» подпрыгиванию (развитие психомоторики), словотворчеству (истоки литературного творчества), наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть. 

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство — это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин «дошкольное детство» создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей каждый день живут с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Источник

Екатерина Афанасьева
Роль художественного творчества для развития ребенка

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос неординарной, яркой личностью, творцом своей жизни. Но для того, чтобы этим мечтам было суждено осуществиться не достаточно лишь «не мешать» — родители должны принимать активное участие в творческом развитии своего ребенка. И пройдет немало времени, прежде чем бутон раскроется и задатки превратятся в способности и таланты.

Можно с уверенностью сказать, что художественно — творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве.

Для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.

Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие творчества у детей с нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ребенок — дошкольник не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал», дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).

Всем уже хорошо известно, что художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка, начиная с момента появления на свет.

В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей дошкольного возраста, и главное, к их возможностям, резко изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься еще задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Художественная деятельность неотделима в дошкольном возрасте от познавательной. Исследуя различные материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами, расширяя свой сенсорный и эмоциональный опыт, что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие в целом. К тому же, развитие мелкой моторики работа с различными материалами и инструментами в свою очередь стимулируют развитие речи.

Кроме того, совместное художественное игротворчество – это еще один способ общения взрослого с ребенком и другими детьми. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает ваши взаимоотношения с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни.

Поэтому творческое развитие — это не столько приобретение каких — либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, развивать речь, окунаться в неизведанное, творить.

Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке,пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются своему произведению.Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Кроме того, ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т. д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать. А значит, общаясь с ним, и развивает речь ребенка.

Чрезвычайно высока роль рисования, лепки, конструирования и другой деятельности в интеллектуальном развитии ребенка — способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.

Художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка.

Источник