Направления в развитии речи ребенка 5 лет
04.09.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.
Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.
Речь ребенка в 5-6 лет: нормы
В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).
Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.
Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно, при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.
Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.
Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?
Диагностика речевого развития детей 5 лет
Проверьте:
- Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
- Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
- Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
- Составляет ли по картинке рассказ?
- Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
- Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.
Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).
В этом вам помогут следующие упражнения:
- Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
- Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
- Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
- «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
- Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
- Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
- Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.
А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.
Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J
В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!
Источник
Речь у дошкольников этого возраста имеет большое значение и подразумевает, что они должны уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания.
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Особенности речевого развития детей шестого года жизни
Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.
Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3–4 месяца до поступления в первый класс.
Интенсивные занятия с репетитором может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперёд потеряет своё значение уже к середине первого учебного года, если у ребёнка неразвита речь. Между тем за два года до школы ещё многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.
Словарный запас
Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.
Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:
Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.
Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.
Грамматика родного языка
Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- испорченный телефон;
- как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- скажи наоборот (поиск антонимов);
- что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- узнай предмет по описанию;
- закончи фразу.
Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.
Звукопроизношение
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
- искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти — пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.
Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.
Связная речь
Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.
В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
К сожалению, некоторые родители не контролируют время, потраченное детьми на компьютерные игры. Даже если не учитывать их отрицательного влияния на психику, увлечение гаджетами негативно сказывается на речевом развитии. Грустно смотреть, как дошкольник, с трудом подбирающий ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, через минуту, торопясь и захлёбываясь, с увлечением рассказывает о своих успехах в компьютерной игре.
Активное развитие зрительного восприятия компьютерной действительности в таких случаях происходит в ущерб восприятию речи на слух, умению связно выражать свои мысли. Если вовремя не принять нужных мер, в будущем это может стать серьёзной проблемой в детском развитии.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
После того как мы разобрали особенности речевого развития детей 5–6 лет, поговорим о существующих нормах. Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.
Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.
Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.
Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].
Симптомы задержки речевого развития в 5 лет
Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:
- его не всегда могут понять посторонние люди;
- он говорит невнятно;
- из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
- словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
- фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
- неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.
Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:
- спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
- попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
- предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
- проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
- проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
- предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
- образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это… воробьи»;
- просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
- изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.
Развиваем речь:
Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»
Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.
Профилактика речевой задержки
На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.
Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.
Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»
Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.
Источник