Направления развития ребенка трудовая деятельность

Юлия Берданова
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое значение для ребенка,его эмоционального состояния. Труд у дошкольников тесно связан с игрой. У ребенка появляется потребность принимать ативное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В игре или труде дошкольник осваивает сферу социальных отношений и действия связанные с функциями взрослых (бытовые или профессиональные).Игра ребенка не имеет конкретного результата,т. к. в игре он руководствуется воображением. В труде действия ребенка реальны и приводят к получению какаого либо результата. В трудовой деятельности связь с жизнью взрослых реалестичней чем в игре. Чем младше дети тем больше трудовая деятельность похожа на игру. Чаще всего замена трудовой деятельности на игровую происходит в младшем дошкольном возрасте. Это происходит если ребенок не понимает что от него требуется или не понимает как нужно выполнять задание,а его деятельность не контролируется взрослым.
Связь игры и труда сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Игра и труд дошкольника это первый эмоциональный этап на пути профессинального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых формирует профессиональные интересы и предпочтения. У детей старшего дошкольного возраста цель труда более сформирована. Они уверенно выполняют более сложные действия на протжении достаточно длительного времени. От умения проконтролировать свою деятельность зависит наиболее успешное достижение цели. Дошкольники 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе,они считают ее хорошей,независимо от результата. А вот к труду своих сверстников относятся критически. В 5-7 лет дети замечают не все свои ошибки,а только грубые,но стараются оценивать свою работу правильно. Они обращаются с вопросами к врослому,т. к. их интерисует качество труда.
Усложнение трудовых действий ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Со временем они становятся более точными и быстрыми. Но если ограничить возможности ребенка,то трудовые задания он будет выполнять долго и не всегда хорошо. Поэтому очень важно давать ребенку задания которые ему по силам,показать как нужно обращаться с орудиями труда. Оценивать труд ребенка нужно не только в зависимости от результата,но и в зависимости от качества работы. Бережное отношение должно быть не только к своему труду,но и к труду других людей. Возрастание физических и психических возможностей происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим. И это конечно же влияет на расширение сферы трудовых действий и появление новых видов труда.
Публикации по теме:
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.
Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»
Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: — развивать.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
«Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.
Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте
Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.
Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте
Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.
Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот.
Источник
Направления развития трудовой деятельности дошкольника
Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм трудовой деятельности.
Совершенствование компонентов трудовой деятельности включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков.
Нередко в трудовую деятельность переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании.
Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а, в конечном счете, у него не формируется потребность трудиться.
Общественные мотивы трудовой деятельности («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим.
Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл трудовой деятельности взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».
Старшие дошкольники принимают и ставят цель трудовой деятельности на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.
Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.
Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.
Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество трудовой деятельности. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.
На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. Однако ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития приводят к тому, что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критерием оценки трудовой деятельности малыша должно выступать не только достижение результата как такового, но главным образом его качество. Вспомним слова А.С. Макаренко: «Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».
Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол, аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество трудовой деятельности становится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.
Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них — труд по самообслуживанию — ребенок осваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь.
В хозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если взрослый формирует у ребенка потребность поддерживать порядок, эстетически привлекательно организовать свой быт, постоянно указывает на важность и значимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные мотивы.
Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала.
Трудовая деятельность ребенка в природе направлен на растения и животных — объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней. Поскольку ручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и прочее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет.
Своеобразие ручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы этой трудовой деятельности разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается позиция ребенка — позиция созидателя.
Источник
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Доклад на педагогическом совете
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель Коньшина М.С.
Подольск, 2019
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А. Сухомлинский
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.
Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Вопрос о качестве трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе встает с особой остротой, т.к. трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях уделяется слишком мало внимания, трудовая деятельность детей становится все более эпизодичной, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.
Ещё одним немаловажным аспектом в данном направлении является заказ родителей на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для воспитания стремления самосовершенствоваться.
Значительным фактором не эффективной работы воспитателей по данному вопросу является мизерное число пособий, выпускаемое в настоящее время по данному вопросу, а, следовательно, педагоги не имеют возможности познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.
Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.
Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
Трудовая деятельность | Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов) |
Игра | Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий. |
Простейшие трудовые действия | Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий |
Наблюдение, игра, художественная литература, беседы | Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности |
Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:
- Предусмотреть, как будет организован труд детей.
- Определить эффективные формы трудовой деятельности.
- По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
- Подготовить необходимое оборудование.
- Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
- Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.
Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:
— учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
— воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
— трудовая деятельность детей носит искусственный характер, т.к. содержание труда не всегда интересно для детей, ребенок не видит его значимости.
— дети не испытывают положительных эмоций от труда.
А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, позволяет им осознать свои возможности, испытывать радость от достигнутых результатов.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания хочу предоставить в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые трудности в стадии планирования трудового процесса.
Трудности в организации трудовой деятельности детей дошкольников.
Затруднения | Пути решения затруднений | Приемы решений затруднений |
Мотивация трудовой деятельности | 1. Интерес к процессу действий | — вызвать:
|
2. Осознание смысла, общественной важности труда | — показ важности и необходимости результата труда. | |
3. Интерес к будущему результату | — значимый для ребенка результат. | |
4. Интерес к овладению новыми навыками | — интересно организованный процесс, с помощью привлекательного оборудования или осознания значимости для ребенка данных навыков | |
5. Соучастие в труде совместно со взрослыми | — субъект субъектные отношения (положительные эмоции во время трудовых действий, от делового общения во время труда; | |
6. Осознание своих обязанностей | — совместный труд последовательно распределенный, ведущий к общему результату, а качество результата зависит от каждого этапа (участника). | |
Соблюдение правил техники безопасности |
| — объяснение необходимости выполнения данных правил техники безопасности, возможные неприятные результаты при их невыполнении. |
| — совместная деятельность с детьми, их творчество в данных вопросах. | |
Подготовка оборудования |
| — достаточное количество подготовленного оборудования позволяет избежать конфликтных ситуаций во время трудовой деятельности. |
| — адаптированное к детской руке, травмобезопасное. | |
| — яркое, интересное, вызывающее желание «поиграть» и потрудиться. | |
| — планирование удобного расположения оборудования, свободный доступ к нему. | |
| — обсуждение необходимого оборудования для самостоятельной деятельности ребенка. — использование схем – моделей, которые помогут подготовить рабочее место. — возможные ошибки и их последствия. | |
Продумывание верной последовательности трудовых действий | Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий | — четкое представление порядка трудовой деятельности, необходимого материала и оборудования для эффективно организованного трудового процесса. — изготовление моделей понятных для детей, которые будут опорой для ребенка в ходе трудовых процессов. |
Организация труда детей | Определение количества детей объединенных одним трудовым процессом. Распределение обязанностей между детьми | — заранее планирование необходимого количества человек на определенный трудовой процесс. — индивидуальная форма (ребенок, действует, самостоятельно получая результат); — общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат). — последовательно распределенный труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от партнеров темпа и качества их деятельности). |
Формы трудовой деятельности |
| — Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные. |
| — Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные. | |
| — Общий труд, совместный труд. | |
Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов |
| — планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда, для того чтобы ребенок смог приложить усилие во время трудовой деятельности для получения результата и в то же время не переутомился, а, следовательно, не получил отрицательные эмоции. |
| — трудовая деятельность должна быть:
— обеспечивать успешность ребенка в труде (ребенок должен испытывать радость собственных достижений). — положительная оценка взрослых, своевременная помощь (подсказка). |
Если педагог постоянно поддерживает трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах — трудолюбие станет чертой их личности.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Эффективными формами в данной ситуации являются:
— проблемное обучение;
— игровые и образовательные ситуации;
— использование моделей и схем в ходе трудового процесса.
Это положительно сказывается на активизации дошкольников, т.к. в таких ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы или игровой ситуации, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель же обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения данной проблемы в данных условиях.
Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать над отработкой системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, постараемся организовывать трудовую деятельность детей, учитывая те трудности и необходимые условия эффективной организации трудовой деятельности, которые мы уже обговорили ранее.
Литература
- Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
- Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. — №4. – с. 28-31
- Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
- Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48
Источник