Направления развития личности ребенка в доу
Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» обеспечение социально-личностного развития детей — одна из задач дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, также включают «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.
О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский и И.Г,Пестолоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.
Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количество неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.
Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.
В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми:
- Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно.
- Для ребенка характерна подражательность, которая и накладывает отпечаток на его поведение.
- Эгоцентризм (от лат. ego — я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма. Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Швейцарский психолог Ж. Пиаже понятие эгоцентризм определяет как особую стадию развития ребёнка от 3 до 6 лет. Он считал, что социализация, есть процесс, позволяющий ребенку преодолеть собственный эгоцентризм.
- Эмоциональность – сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Необходимо создавать условия для формирования толерантности (толерантность – терпимость, способность понять другого человека, не похожего на тебя). У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.
Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности. (В раннем возрасте — предметной деятельности, в дошкольном — игровой, в школе — учебной и т.д) Развитие детей происходит в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства детского сада: игровую, учебную, трудовую, вне учебную деятельность детей. В ходе реализации деятельности происходит освоение новых ролей и осмысление их значимости.
Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я. Необходимо обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности, чувства, мысли, умения, поступки. Необходимо учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. Процесс самовоспитания, самосовершенствования лишь постепенно становится для него привлекательным.
Поэтому перед педагогами встают задачи:
- Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
- Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
- Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
- Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
- Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
- Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.
Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:
- социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс в результате которого осуществляется приобщение человека к “всеобщему социальному”.
- дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Литература:
- Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Дошкольное воспитание № 6 – 2010г.стр 45.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольное воспитание № 4 – 2010г. стр5.
Источник
Социально-эмоциональное
Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально — значимых навыков поведения в обществе.
Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге — обеспечение социально — эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.
Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты)
В детском саду «Солнышко» создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:
-найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;
-чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его людей.
Знакомство с основными эмоциями происходит, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей. Развивая чувства, желания и взгляды, наши педагоги учат внимательно относиться к настроениям друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками
Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций — это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. С их помощью развивается социально- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Здравствуй, это я», «Давайте познакомимся». Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно…», «Что делать, если…». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.
Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их — задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития социально- эмоциональной сферы детей.
Физкультурно-оздоровительное
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Вся физкультурно-оздоровительная работа планируется с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей. Ведется тесное сотрудничество с воспитателями и родителями. В группах оборудованы спортивные уголки, доступные для детей и содержащие пособия для подвижных игр, утренней гимнастики, спортивных игр. Есть пособия для групповой и индивидуальной работы, спортивная площадка. Диагностика, которую мы проводим 2 раза в год, позволяет нам координировать все наши действия в физическом развитии каждого ребенка.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей.
Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, старшей медсестры, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
— упражнения после сна (в постели);
— массаж пяток;
— дыхательная гимнастика, мимическая, пальчиковая;
— релаксационные упражнения под музыку;
— хождение босиком (летом)
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Виды занятий и формы двигательной активности | Особенности организации | ||||
Физкультурно-оздоровительные мероприятия | |||||
Группы | 1 мл. гр. | 2 мл. гр. | Ср. гр. | Ст. гр. | Подг. гр |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | ||||
5 мин | 6 мин | 6-8 мин | 8-10 мин | 10-12 мин | |
Физминутка | По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия | ||||
Гимнастика для глаз | Ежедневно | ||||
Коррегирующая гимнастика | Ежедневно | ||||
5 мин | 6 мин | 6-8 мин | 8-10 мин | 10-12 мин | |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно утром и вечером | ||||
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю ( подготовительная -3 раза в неделю) | ||||
10 мин | 15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин | |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно | ||||
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | ||||
15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин | ||
Спортивные праздники | 2 раза в год | ||||
15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин | ||
Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ
№ | Формы | Методы | Группы |
1. | Обеспечение здорового образа жизни. | адаптационный период | Все группы |
организация микроклимата и стиля жизни группы | |||
рациональное питание | |||
занятия ОБЖ | |||
2. | Физические упражнения | утренняя гимнастика | Все группы |
физкультура | |||
подвижные и динамические игры; | |||
спортивные игры | |||
3. | Гигиенические и водные процедуры | умывание | Все группы |
мытье рук | |||
игры с водой | |||
обеспечение чистой среды | |||
4. | Активный отдых | развлечения | Все группы |
праздники | |||
каникулы | |||
игры-забавы | |||
дни здоровья | |||
5. | Световоздушные ванны | проветривание помещений | Все группы |
прогулки на свежем воздухе | |||
обеспечение температурного режима | |||
6. | Светотерапия и цветотерапия | обеспечение светового режима | Все группы |
В дошкольном учреждении проводится цикл занятий, знакомящих детей с правилами гигиены, соблюдением режима дня и питания, другими моментами профилактических мероприятий. В ДОУ регулярно анализируется диагностика физической подготовленности детей, данные доводятся до сведения родителей.
Художественно-эстетическое
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребёнка
и особенно эстетического воспитания».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Художественно-эстетическое развитие воспитанников МКДОУ «Детский сад «Солнышко» осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
- организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
- развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
- приобщение к традициям родного края;
- привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:
- каждая группа детского сада эстетически оформлена , оснащены театральные, игровые уголки в группах, уголки изодеятельности , книжные уголки;
- в детском саду функционирует музей «Дом куклы», мини-музеи «Русские узоры», «Благодатная гжель». Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми;
- имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
- творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- организованная деятельность с детьми (НООД);
- праздники;
- развлечения, народные праздники – «Масленица», «Колядки» и другие;
- театрализованные представления;
- конкурсы стихов, рисунков (о временах года, праздниках);
- дидактические игры,
- выставки поделок («Мамины руки, папины руки и мои ручки», «Зимняя сказка», «Дед Мороз и Снегурочка спешат на Олимпиаду , «Осенняя фантазия» и другие)
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, занимаются художественным творчеством.
Нравственно –патриотическое
Работа с детьми дошкольного возраста по нравственно- патриотическому воспитанию в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Щигры Курской области включает в себя целый комплекс задач:
• воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
•формирование бережного отношения к природе и всему живому;
•воспитание и уважение к труду;
•развитие интереса к народным традициям и промыслам;
•формирование элементарных знаний о правах человека;
•расширение представлений о городах своей Родины;
•знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
•формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Для достижения поставленных целей обновляется дидактический материал по теме: «Моя Родина», альбомы с подборкой фотографий достопримечательностей города Щигры, оформлен макет «Курская дуга».
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, матери, отца, братьев, сестёр) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к терроризму» и т.д
.
Необходимо полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, что их дедушка и бабушка получали награды? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Мы искренне надеемся, что представления, полученные в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о себе, семье, стране, обществе, государстве, мире и природе и формирования духовно — нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Интеллектуально-познавательное
Основными задачами интеллектуально-познавательного развития в нашем саду являются:
-сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
— развитие речи.
Интеллектуально-познавательного развитие дошкольников в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, используются разные формы работы.
Интеллектуально-познавательное развитие ребенка прежде всего зависит от педагогических условий, в которых ребенок находится. В нашем детском саду развивающая среда в группах оборудована таким образом, что у детей есть возможность заниматься любимым делом, выбрать игры по душе, заняться экспериментированием или исследованием
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный, наиболее адекватный путь включения детей в образовательную работу. В работе педагоги используют развивающие игры Никитина, Монтессори, А.А. Смоленцевой и других авторов.
В каждой группе МКДОУ «Детский сад «Солнышко» созданы интеллектуальные уголки, где дети используют числовые и буквенные фризы, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, живые слоги.
Игры эстетически оформлены, имеют занимательный характер и хорошо воспринимаются дошкольниками. Дети с увлечением решают головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Данная работа позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в школах города, где используется система развивающего обучения.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно — экспериментальной деятельности ребенка. В группах созданы уголки для детского эксперементирования. С самого раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, во всём их многообразии, их свойствами, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи
процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Использование в работе с детьми метода проектной деятельности дает положительные результаты в развитии познавательных способностей . Совместно с родителями реализуются такие проекты как «Волшебная пуговица», «Времена года», «Дерево», «Обитатели океана» и др.
Источник