Направление развития ребенка в нормальное русло
В Педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.
В целом, коррекционная педагогика имеет свой категориальный аппарат, основанный на общепедагогической понятийной базе. В этом отношении основными категориями коррекционной педагогики являются следующие:
· формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа;
· развитие – процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему;
· отклоняющееся развитие –развитие, которое не подчиняется общим законам, индивидуальное нестандартное развитие, всегда непонятное, сложное, противоречивое;
· коррекция развития – направление развития ребенка в нормальное русло;
· воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание – это передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. Под опытом при этом понимают известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все созданное в процессе исторического развития духовное наследие народа. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;
· обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями;
· образование – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел учащийся. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления;
· специальное образование – система образования, призванная обеспечить доступность образования лицам с особенностями психофизического развития, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Организация образовательного процесса и содержание образования для лиц с особенностями психофизического развития, получающих образование в учреждениях образования как специального, так и общего типа, соответствуют требованиям образовательных стандартов общего среднего и специального образования и обеспечивают дополнительную коррекционно-образовательную помощь, предупреждение и преодоление нарушений в развитии, что определяется программами общеобразовательных предметов и коррекционных занятий. Лица с особенностями психофизического развития могут получать образование в учреждениях образования, на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты;
· поведение – общее название всего, что делает ребенок (поступки, деятельность, отношение к окружающей действительности и т.д.). В узком смысле – это выполнение учеником установленных социумом норм и правил;
· отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм, Выражается в изменениях ценностных ориентаций личности, деформации системы ее внутренней регуляции. Выделяют докриминогенный уровень отклоняющегося поведения (мелкие проступки, не представляющие большой общественной опасности) и криминогенный уровень (преступные деяния);
· коррекция поведения – исправление поведения ребенка или подростка педагогическими методами;
· коррекционная методика – взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.
Помимо представленных терминов, к числу ведущих социально-педагогических понятий в области коррекционной педагогики являются следующие:
· коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала;
· компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).
Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей;
· адаптация школьная (лат. adaptio — приспособлять) — это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.
Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio — восстановление) — этопроцесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.
Как видно, терминология понятийного аппарата коррекционной педагогики не только имеет общепедагогическую и социально-педагогическую основу, но и отличается определенностью, системностью, специфичностью, отражая сущность данной научной отрасли.
Источник
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а
не о человеке… Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
Я. Корчак
Педагогика — наука о воспитании. Одна из ее современных ветвей получила название коррекционной педагогики(от лат. correctio— исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления.Предмет коррекционной педагогики — отклоняющееся развитие и поведение. Коррекционная педагогика возникла в ответ на вызов жизни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности. Этой беде нужно противопоставить новое воспитание, исходящее из глубоких современных знаний о растущем человеке.
Традиционно предметом коррекционной педагогики считалось обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие коррекционной работы связывалось с аномальными, т. е. неправильно развивающимися, детьми, причина которого есть органические нарушения. Но теперь мы видим, что у детей появляется все больше неорганических, т. е. приобретенных, отклонений, которые также приводят к искривлению их развития и поведения. Здоровых детей приходит в школу все меньше. Потому можно не оспаривать традиционное понимание предмета коррекционной педагогики, просто современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия всех детей с нарушениями развития и поведения.
Видный отечественный ученый профессор В.П. Кащенко считал коррекционную педагогику наукой о воспитании исключительных детей. При этом под исключительными понимались дети, поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы.
Необходимость коррекционной педагогики в самом начале её зарождения многие педагоги отвергали. Считали, что она входит в противоречие с гуманистическим воспитанием. Имеем ли мы право переделывать ребенка, лишать его права быть самим собой, свободно распоряжаться своей жизнью, судьбой? Но все это будет позже, когда человек созреет, окрепнут его силы,, воля и разум. А в нежном возрасте самое главное — уберечь его от «выпадения» из нормы. В детском и подростковом возрасте усвоение скверных привычек — главная опасность. Девиантный ребенок опасен для себя не своей нестандартностью, не своим в данный момент плохим поведением, а именно тем, что оно выводит его на тот путь, с которого уже потом очень трудно вернуться назад. Своевременная коррекция — единственный способ уберечь ребенка от худшего.
Дети разные, пусть они такими и остаются — смышлеными и не очень, быстро соображающими и тугодумами, задиристыми и тихими, нарушающими распорядок и придерживающимися норм. В жизни всем хватит места, люди и должны быть разными. Самое главное — чтобы в том возрасте, когда ребенок еще не может осознать всего, что с ним происходит, он не наделал бы непоправимых ошибок. Беременность в 13, брошенный ребенок в 14, первая рюмка в 8, затяжка сигаретой в 10, первый наркотический «кайф» в 11 — неужели этого нельзя было избежать? Очень многие дети из-за того, что их своевременно не подправили, не поддержали, не подкорректировали их поведение, вошли в жизнь с искалеченными судьбами.
Коррекционная педагогика сосредоточивает свое главное внимание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее основные задачи:
1. Выявление причин (условий, факторов), вызывающих отклонения в развитии и поведении.
2. Комплексный анализ факторов, выявление закономерностей возникновения отклоняющегося поведения.
3. Разработка понятия «норма» в воспитании и применение его к анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося поведения.
4. Разработка практических методик (технологий) коррекционной работы со школьниками различных возрастных групп.
Основные категории коррекционной педагогики: Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа.
Развитие — это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Отклоняющееся развитие такое, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.
Коррекция развития — направление развития ребенка в нормальное русло.
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях.
В социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование — результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления.
Поведение — общее название всего того, что делает ребенок, подросток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм и правил.
Отклоняющееся поведение — поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально входить в социальную жизнь. Устоявшегося определения отклоняющегося поведения пока нет, различные педагоги вкладывают в него неодинаковый смысл.
Коррекция поведения — исправление поведения ребенка, подростка педагогическими методами.
Коррекционная методика — взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.
Главным результатом изучения коррекционной педагогики будет приобретение молодым специалистом знаний, практических умений и навыков. Она вооружает профессиональными знаниями о причинах возникновения отклонений в развитии и воспитании, особенностях протекания коррекционных воспитательных процессов у детей разных возрастных групп; умениями прогнозировать, проектировать и вести коррекционный учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность; навыками осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать — ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются с каждым годом условия и требования. На эти запросы общества коррекционная педагогика отвечает созданием более совершенных технологий гуманистического коррекционного воспитания.
Коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат. specialis — особый, частный), изучающих проблемы воспитания аномальных, т. е. с различными недостатками детей. Ее место в этой системе представлено на рис. 1. Как видим, с ней тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие педагогические науки:
—реабилитационная (от англ. rehabilitate— обелять, возобновлять) педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;
—педагогика частных случаев, направляющая свои усилия на изучение особенно трудных случаев воспитания, создающая методики индивидуального влияния;
—превентивная (от англ. preventiv— принуждение) педагогика, исследующая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами; лечебная педагогика (педагогика здоровья), разрабатывающая комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей.
Многие специалисты склоняются к выводу, что время общей педагогики, изучающей воспитание «в общем и целом» прошло. Будущее за целенаправленными специализированными отраслями, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности. Если уже сегодня, как полагают педагоги, более 80% детей имеют ярко выраженные индивидуальные особенности, около половины воспитанников подвержены отклоняющемуся поведению, а развитие еще примерно 60% учеников идет нетипично, то какой смысл говорить в общем о том, что в реальной жизни весьма конкретно?
Источники развития коррекционной педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика коррекционного воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.
Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.
Ограничения для улучшения воздействий налагают физиологические, социальные, воспитательные факторы: сила нервной системы(выносливость, работоспособность, подвижность), степень запущенности вредных привычеки интенсивность коррекционной работы.
Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывающая пути и способы его исправления. Главная ее задача — накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся развитии и поведении. Она возникла в ответ на вызов жизни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности.
Источник