Наличный уровень развития ребенка называется
Как оценить уровень развития своего ребёнка? Для этого можно воспользоваться вопросами для родителей дошкольников американского психолога Д. Чейпи.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)…?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: .щетка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы; на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли речь ребенка-с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общения
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сна-чала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли ребенок вопросы о словах?
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.
Может ли ваш ребенок:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чем ему читают?
4. Четко выговорить свое имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?
17. Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы,
которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь малыша?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с ним?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?
12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:
1) у зубного врача;
1) в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?
22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла,
«иногда» — 2 балла,
«никогда» — 0 баллов.
Полученные баллы сложите.
Если сумма
88 баллов — здорово!
44 балла — неплохо.
меньше 22 баллов — стоит задуматься.
Источник
Вопросы к экзамену № 2
(Возрастная и педагогическая психология. Психология общения. Детская психология).
Изучить предложенную тематику и выполнить тест.
1. Предмет изучения и методы возрастной и педагогической психологии.
2. Движущие силы психического развития.
3. Кризисы возрастного развития.
4. Возрастная периодизация психического развития.
5. Деятельность, как условие развития ребёнка.
6. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития.
7. Психическое развитие ребёнка младенческого возраста.
8. Психическое развитие ребёнка раннего возраста.
9. Характеристика психического развития в дошкольном возрасте.
10. Особенности психического развития младшего школьника.
11. Психические особенности развития подростка. Пубертатный кризис.
12. Психическое развитие в юношеском возрасте.
13. Психология обучения.
14. Психология учебной деятельности и её субъекта.
15. Психология воспитания.
16. Психология педагогической деятельности и её субъекта.
17. Учебно-педагогическое сотрудничество в общении.
Список рекомендуемой литературы:
1. «Возрастная психология»
2. «Психология».
3. Педагогическая психология: учебное пособие/ . – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
4. . Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 ИЛИ
. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Тестированный контроль по психологии. Экзамен № 2
Ф. И. _________________________ Специальность __________________
Оценка__________________
1. Определите виды возрастных изменений:
А Эволюционные Б Революционные В Ситуационные
1.1 Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.
1.2 Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.
1.3 Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.
А______ Б______ В______
2. Соотнесите виды изменений и их характеристики.
Виды изменений. | Характеристики. |
2.1 Эволюционные изменения | А) Увеличение словарного запаса, объёма памяти. |
2.2 Революционные изменения | Б) Связаны с конкретной социальной средой, её влиянием на ребёнка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении. |
2.3 Ситуационные изменения | В) Усложнение грамматических конструкций в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию. |
Г) Данные изменения появляются только на рубеже периодов и представляют собой скачок в развитии. | |
Д)Накапливаются медленно, плавно, постепенно (например, увеличение массы тела). |
Ответы: 2.1 ____________ 2.2 ________________ 2.3 __________
3. Соотнести период возрастного развития с ведущей деятельностью, новообразованиями и социальной ситуацией развития.
3.1 Младенчество 3.2 Ранний возраст 3.3 Дошкольный возраст
3.4 Младший школьный возраст 3.5 Средний школьный возраст, подросток
3.6 Старший школьный возраст (ранняя юность).
Ведущая деятельность:
А1 интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности;
А2 учебно-профессиональная деятельность;
А3 ролевая игра;
А4 эмоциональное общение ребёнка со взрослым;
А5 предметная деятельность; учебная деятельность.
Новообразование:
Б1 произвольность поведения;
Б2 профессиональное и личностное самоопределение;
Б3 ходьба, первое слово;
Б4 чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребёнке»;
Б5 внешнее «Я» сам; произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта.
Социальная ситуация:
В1 освоение норм и отношений между людьми;
В2 усвоение способов деятельности с предметами;
В3 освоение профессиональных знаний, умений; освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми;
В4 ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого;
В5 освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Заполнить данные в таблице.
Возраст | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младенчество | |||
Ранний возраст | |||
Дошкольный возраст | |||
Младший школьный возраст | |||
Подростковый возраст | |||
Ранняя юность |
5. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность.
2.1Младенчество 2.2 Ранний возраст 2.3 Дошкольный возраст 2.4 Младший школьник 2.5 Подростковый возраст 2.6 Ранняя юность
А Учебная деятельность
Б Эмоциональное общение со взрослыми
В Учебно-профессиональная деятельность
Г Эмоциональное общение со сверстниками
Д Сюжетно-ролевая игра
Е Предметная деятельность
5. Соотнесите понятия учебной деятельности и их отличительные характеристики.
6.1 Обучение 6.2 Научение 6.3 Учение
А Процесс, в результате которого человек приобретает знания, умения и навыки.
Б Совместная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний.
В Факт и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.
Г Собственные действия учащегося, направленные на развитие способностей, а также приобретение знаний.
6. Соотнесите педагогические способности и их основные характеристики.
7.1 Дидактические 7.2 Коммуникативные
А Способность находить нужный стиль общения, добиваться взаимопонимания с учащимися.
Б Способность по-разному излагать учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися.
В Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать.
Г Способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
7. Соотнесите структурные компоненты учебной деятельности и приведённые характеристики.
Структурные компоненты учебной деятельности. | Характеристики. |
8.1 Мотивация учения | А) Это то, с помощь чего ребёнок осваивает общие способы действия. |
8.2 Учебная задача | Б) Это система побуждений, которые заставляют ребёнка учиться, придают учебной деятельности смысл. |
8.3 Действие оценки | В) Это операции, с помощью которых усваивается учебная задача. |
8.4 Учебные действия | Г) Это действия, позволяющие получить представление об уровне успешности усвоения учебной задачи. |
8.5 Действие контроля | Д) Это действия, позволяющие сопровождать ход усвоения учебной задачи и по необходимости осуществлять коррекцию. |
Ответы: 8.1 _____ 8.2 _____ 8.3 _____ 8.4 ______ 8.5 _______
8. Укажите правильные ответы.
Психологическими критериями возрастного развития являются:
А Особенности роста
Б Деятельность нервной системы
В Особенности познавательных психических процессов
Г Возможности нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Д Сформированность качеств личности.
9. Установите соответствие между терминами и определениями.
12.1 Новообразования личности 12.2 Образование личности 12.3 Развитие личности 12.4 Воспитание личности 12.5 Социальная ситуация развития личности
Определения:
А Процесс проявления биологических и социальных закономерностей
Б Целенаправленное формирование потребностей ребёнка и очеловечивание желаний
В Воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений и навыков.
Г Качественно новый тип строения личности.
Д Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику его психического развития.
10. Установите соответствие между понятиями и их признаками.
14.1 Ведущий вид деятельности 14.2 Соподчинение мотивов 14.3 Зона ближайшего развития 14.4 Социальная позиция 14.5 Интериоризация
А То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых
Б Даёт новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой
В Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого.
Г Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.
Д Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические.
11. Система обучения, согласно которой учитель является субъектом, а ученик – объектом, на который воздействует, называется:
18.1 демократической 18.2 авторитарной 18.3 анархической
18.4 гуманистической
12. Доказательством функционирования осмысленного типа учения является: 19.1 инициативность учеников 19.2 высокий уровень когнитивного функционирования 19.3умение отвечать на вопросы 19.4 внимательность на уроке 19.5 самостоятельность выполнения заданий
13.Определить к какой группе общеучебных умений относятся нижеперечисленные умения:
Общеучебные умения | Умения |
А) учебно-организационые | 22.1 осуществлять библиографический поиск |
Б) учебно-информационные | 22.2 рационально планировать деятельность |
В) учебно-интеллектуальные | 22.3 мотивировать деятельность |
22.4 рационально запоминать | |
22.5 намечать задачи деятельности | |
22.6 работать с литературой | |
22.7 решать проблемные задачи | |
22.8 создавать благоприятные условия деятельности | |
22.9 осуществлять наблюдение | |
22.10 логически осмысливать материал | |
22.11 оценивать свою деятельность |
Ответы: А) ____________________________________________________
Б) ____________________________________________________
В) _____________________________________________________
14. Соотнести факторы мотивации, выделенные Г. Розенфельдом, с традиционными типами мотивации:
Типы мотивации | Факторы мотивации |
А) отрицательные | 24.1 Обучение ради обучения, без удовольствия или без интереса к преподаваемому предмету. |
Б) положительные | 24.2 Обучение без личных интересов и выгод. |
В) познавательные | 24.3 Обучения для социальной идентификации. |
24.4 Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. | |
24.5 Обучение по принуждению или под давлением. | |
24.6 Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или общепринятых нормах. | |
24.7 Обучение для достижения цели в обыденной жизни. | |
24.8 Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях. |
Ответы: А) _________________________
Б) __________________________________
В) __________________________________
15. Наличный уровень развития ребёнка называется:
15.1 сензитивным периодом развития 15.2 нормой 15.3 зоной актуального развития (ЗАР) 15.4 зоной ближайшего развития (ЗБР)
16.Вставьте пропущенные слова:
16.1 Обучаемость – индивидуальные показатели ……….….. и ……….….. усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.
16.2 «Учебная деятельность» — вид деятельности, особая форма социальной активности личности, специально направленная на овладение…………….предметных и познавательных действий, …….….знаний, являющаяся условием и средством психического развития».
16.3 «Зона ближайшего развития» — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребёнка и их зависимость от ведущей роли взрослого (). Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребёнка, которые он реализовать в настоящий период ещё не может, но использует с помощью ……………..…., и которые благодаря сотрудничеству со взрослыми будут его …………………….. достоянием в ближайшее время».
16.4 «Зона ближайшего развития» (по ) – это то, что ребёнок может сделать в условиях…………….… со взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью.
16.5 «Уровень актуального развития» (по ) – это те наличные особенности психических функций, которые ……………………….…. на сегодняшний день. Это то, чего ребёнок уже ……………..……… к моменту обучения».
16.6 Активность ребёнка развивается на ………. этапах его психического развития в …………….…. деятельности»……………….……
16.7 Главным условием любой деятельности является её …………………… значимость для ребёнка».
16.8 В процессе взросления ребёнок включается в различные системы ……..……… социальных отношений, которые определяют процесс формирования личности.
16.9 Личностные качества ребёнка при определённой наследственности формируются в процессе …………..… и ………….…….., а также взаимодействия ребёнка со …..………, при …………..…. деятельности в ней.
16.10 Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть ………..…наследственность.
16.11 Изменчивость обеспечивает более ………..…. приспособление к ……..……. существования.
16.12 Чем выше развитие организма, тем …….…… его взаимодействие со средой, тем большую роль играет.
16.13 Все факторы психического развития (……… и …..………, ……..……., …………….., …….………) действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы ……..……
16.14 Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через ……………..
16.15 Кризис возрастной – период, характеризующийся …….…….. изменениями, для нормального развития……………..
16.16 Переходу к следующему возрастному периоду предшествует проявление ……..….. ребёнка тем…………., которое он занимает среди людей, и стремление его ……….….
16.17 Развитие — …………… и ………… изменения, происходящие в организме, психике.
16.18 Индивидуальный подход – ориентация на ………….. и …………. особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям……….
1.19 К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно чётко сформулировать ……..….; исходя из …….…., составить……….… наблюдения; продумать ….………… его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребёнок ………. об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться ………… .
1.20 «Наблюдение – один из основных методов психологии: преднамеренное, …………., длительное восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или ……..…..».
1.21 Чем младше ребёнок, тем ……….…. темпы его психического развития.
1.22 «Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребёнка вследствие «дефицита» ……. ….
1.23 Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно ……..…к определённого рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют ……….…..
17. В исследованиях установлено, что сущность разных понятий дети усваивают неодинаково быстро. Приведём несколько примеров.
А) Марине (6 лет 6 мес.) задали вопрос: «Кто такой друг?». Она ответила: «Это какой-нибудь мальчик или девочка»
Б) Петю спросили: «Что такое честность?» Петя (6 лет 5 мес.) сказал так: «Это когда взять без спросу, а потом признаться».
В) Лене (6 л6т 7 мес.) предложили такой вопрос: «Что такое счастье?» Девочка ответила: «Счастье, это когда папа и мама гуляют со мной в воскресенье».
Какие понятия усваиваются детьми легче, а какие труднее?
(дети легче усваивают понятия, связанные с предметным миром, а труднее – абстрактные, моральные).
18. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей:
Гриша говорил вместо «рыба» — «лыба».
Саша говорил вместо «шишка» — «сишка».
Петя говорил вместо «садись» — «дись».
Вова говорил вместо «сахар» — «хасир».
Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании?
Чем это можно объяснить?
Что должны сделать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольников?
19. Мать сняла с девочки пальто и шапку, внесла в комнату и осторожно опустила на пол, а дочь вдруг – раз! – и улеглась на пол. Мать испугалась.
— Доченька, что это ты? Поднимайся!
Но девочка лежала и смотрела на мать. Когда мать пыталась снова поднять девочку, дочка начала брыкаться. Мать стала настаивать – дочь в слёзы. Прикрикнула – ещё хуже.
Все стали советовать, суетиться, уговаривать. Одна только девочка невозмутимо лежала на полу, барабаня ногами.
Какой мотив поведения девочки проявился в этой ситуации?
Как следует реагировать на подобное поведение взрослым?
Каким детям свойственно это поведение?
Источник