Наглядный материал в развитии ребенка

Оксана Казаморова
Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №32»

Консультация

«Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста»

Составила воспитатель

МБДОУ №32

Казаморова Оксана Михайловна

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

План:

I. Значение наглядности в обучении математике в детском саду. (принцип наглядности).

II. Виды наглядного материала:

1. Требования, предъявляемые к наглядному материалу.

2. Описать, какой наглядный материал есть у нас в детском саду.

а) как мы его используем,

б) как пополняется,

в) как хранится.

Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал ещё Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики»: «… всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются несколькими чувствами».

На ранних этапах обучения особенно большую роль играет принцип наглядности, так как мышление маленьких детей конкретно, и они должны иметь дело с вещами, с предметами, а потом со словами. Для детей дошкольного возраста наглядность выражается в предметах, в непосредственном восприятии жизненных явлений (в процессе экскурсий) или в изображении предметов (в картинках). В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная (это предметы, звуки, движения, подлежащие счету и сравниванию одной совокупности с другой; предметы в различном пространственном расположении, имеющие различную форму, величину и т. д.) и изобразительная наглядность (это карточки с нарисованными предметами в разном количестве, разной величины и формы, при разном пространственном расположении; карточки с геометрическими фигурами разных размеров, разного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; таблицы с изображением состава числа и многое другое). Но в настоящее время в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия, которые способствуют развитию дедуктивного мышления детей.

Использование наглядности в обучении значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых наглядных пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения. В одних случаях воспитатель только направляет наблюдения детей, действия, например, при рассматривании предмета детям предлагается обвести пальчиком геометрическую фигуру, чтобы лучше ознакомиться с её формой («Шар кругленький, катится, а кубик с уголками, они мешают ему катиться», говорит малыш). Иную роль играет слово воспитателя при познании детьми отношений, например количественных. При этом воспитатель направляет детей на осмысление не качества совокупностей предметов, а отношений между ними. Например, на верхней полоске лежат 4 красных кружка, а на нижней – 5 синих кружков. Свои наблюдения дети должны отразить в слове. Поэтому воспитатель ставит следующие вопросы: «На какой полоске – нижней или верхней – меньше кружков? Сколько кружков на каждой из полосок? Какое число меньше какого и какое число больше какого?» и т. д.

Наглядность не самоцель, а средство более углубленного познания мира. Дети, сравнивая множества, учатся считать: 5 кукол, 4 тарелки и т. д. – не для того, чтобы углубить знания о куклах и тарелках, а для того, чтобы научиться абстрагировать числа 5 и 4 от конкретных предметов, осознать мощность соответствующих множеств и взаимно – обратные отношения (4< 5, а 5> 4 на 1 единицу). Следовательно, принцип наглядности обеспечивает большую глубину чувственного восприятия, а чувственное и логическое мышление взаимосвязаны на всех возрастных этапах. Поэтому целесообразны сочетания средств наглядности и слова.

Наглядный материал очень важен на занятии, но должен иметь свои границы. Иногда наглядность может мешать умственному развитию, тормозить его. Например, при изучении нового программного материала по счету. Образец педагога, его показ способа действия играют огромную роль. Но если маленький ребенок усвоил способ действия, то дальнейший показ будет мешать развитию самостоятельности. Поэтому даже в работе с детьми трех лет показ образца становится вредным, когда малыши могут выполнить задание сами, на основе словесной инструкции. На этом этапе образец можно использовать иначе, например, показать его после выполнения задания, чтобы дети сами проверили, так ли они разложили кружки, как им было указано в инструкции, или как представлено на образце.

Итак, используя наглядный материал в обучении детей математическим знаниям, мы должны тщательно продумывать характер наглядности, способ и место его использования. Применяя в обучении принцип наглядности, важно учить детей самих пользоваться наглядными средствами, находить их и применять для контроля и для доказательства своих ответов; например: «7>6, а 6<7 на один» — говорит ребенок 6 лет. Воспитатель предлагает: «А ты, Вова, докажи нам, что правильно говоришь». Ребенок накладывает на фланелеграф 7 елочек и отсчитав 6 грибков, прикладывает под каждой елочкой по 1 грибку. Ребенок должен доказать примерно так: «Видите, я к фланелеграфу приложил 7 елочек и под каждую приложил по одному грибку и под одну ёлочку не хватило грибка. Значит, правильно, 6<7 на один. Таким образом, очень важно, чтобы в процессе обучения осуществлялось взаимосвязь слова и наглядности.

Наглядный материал в каждой группе должен быть двух видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный для работы детей за столами.

Для демонстрации необходимо наборное полотно размером 60х30 см. с двумя полосками для раскладывания на них разных изображений. Для каждого ребенка надо иметь карточки с двумя полосками размером 21х8 см. и в старших группах размером 30х10 см. Для восприятия множеств с помощью различных анализаторов должны быть предусмотрены дидактические пособия: мелкие предметы в виде пуговиц, мелких кубиков, которые отсчитывает ребенок, или нашитые на картон пуговицы, количество, которых он определяет на ощупь. Для установления мощности множества на слух необходимо использовать музыкальные звуки и шумы: удары по музыкальному треугольнику, по бубну, по барабану, стук по дереву, по стеклу, по стене, падение капель воды, бой часов и др. Двигательный анализатор играет не меньшую роль в формировании счетной деятельности и представления о множестве. Очень большое применение находят наборы для ознакомления детей с формой. Геометрические фигуры плоские и объемные должны быть разных размеров. Используются также наборы мелких игрушек для сравнения их формы с геометрическими фигурами.

Для изучения величин используются различные предметы разной длины, ширины, высоты, толщины (ленты, полоски из картона, наборы игрушек: матрешки, бочонки, конусы (пирамидки, коробочки, чашечки. Для изучения пространственных отношений подготовлены специальные наборы пособий, которые используются также при проведении различных дидактических игр, например: «Куда спряталась кукла?» — под шкаф, на шкаф, между двумя стульями и т. д. В нашем детском саду большое применение на занятиях по счету находит фланелеграф.

Для ознакомления со временем в группах имеются часы настольные, песочные, макет – часов, календарь.

В числе пособий имеются мелкие игрушки для счета: целлулоидные, резиновые, пластмассовые, деревянные, из папье-маше и др. Для составления задач используем картины с разнообразным содержанием. Имеются пособия на усвоение размера предмета.

Парные контурные изображения матрешек пяти размеров. Пару составляют две матрешки одинакового размера, но одетые различно: сарафаны и платочки у них разного цвета. Ставим при этом использовании наглядности цель: научить детей фиксировать внимание на размере предмета, отвлекаясь от признака цвета. Задания при этом даем различные. Имеются также пособия на сравнение глубины (литровая банка, пол-литровая, стакан, кружка, чашка из кукольного сервиза). Для сравнения объема жидкости в разных сосудах даем градуированную пробирку.

А также мы широко используем компьютерные технологии. (создаем презентации, развивающие игры и т. д.)

Одним словом в нашем детском саду имеется разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, который способствует успешному проведению непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений и развитию умственных способностей детей.

К демонстрационному и раздаточному материалу предъявляются следующие требования: демонстрационный материал служит для показа и работы с детей, вызванных к столу воспитателя, поэтому он должен быть крупного размера, а раздаточный – мелкий. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более успешнее детьми усваиваются знания.

Литература

1. А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»,

2. А. М. Леушина «Обучение счету в детском саду»,

3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»

Источник

Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Искра Виктория Васильевна

МБДОУ ”ДС ”Радуга”

Республика Хакасия,

п. г. т. Усть-Абакан.

Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность — свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия — все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Литература:

1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;

2. Артемов А. К. Обучение математике. М.:”Пенза”,2005.

3. Из опыта работы с детьми.

Источник

Екатерина Этигарова
Консультация для воспитателей «Подбор демонстрационного и раздаточного материала к занятиям»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Подбор демонстрационного и раздаточного материала к заняти

Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность — это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Демонстрационный материал должен быть таким размером, чтобы каждый ребенок смог четко разглядеть его формы, цвет, изображение. В методическом пособии по ФЭМП указаны размеры демонстрационного материала. В последующем демонстрационный материал для занятий готовится в соответствии с размерами уже имеющегося материала. (Пр. квадрат- размер сторон 14 см, круг-диаметр 14 см)

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. Размер раздаточного материала меньше демонстрационного, но не должен быть меньше, чем его половина. (Пр. квадрат- размер сторон 8 см, круг-диаметр 8 см).

Если вы используете долску и выводите изображение на экран,оно должно соответствовать тому, что вы раздаете детям (размер больше, цвет, форма).

Таким образом, наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей младшего возраста четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности. Все это является важным в развитии личности ребенка.

.

Источник

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в образовательный процесс, педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Динамическая картина. Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.

Источник